Политика и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу

государственной власти, государственного устройства внутри общества и

межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы.

Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами

которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного

начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том,

что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.

Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия

вырождается в шаманство, оккультизм, сциентологию, философию или этику. В

современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных

отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного

сознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 7
СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 13
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Реферат_по_политологии.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

религиозного  сознания нации, то есть приближения  души нации к истинному Богу.

К сожалению  банальные политики и политические системы не понимают второго правила  из мелочных управительных соображений. Низшее религиозное сознание

кажется более удобным для временных  задач управления; при нем легче  добиться

дисциплины, избавиться от оппозиции и так  далее. Но такие соображения 

ошибочны, из-за этих временных удобств, монархия лишает себя способов развития

в истинно  верховную власть».

В таком  подходе частично раскрывается истинная сущность многовекового 

российского самодержавия, в самом деле, как  еще объяснить столь долгое

существование монархической формы правления  в России, как не совсем обычным

пониманием  смысла русского самодержавия. Только понимание того, что в лице

одного  царя действует высшая сила, подчиняет  миллионы одному человеку. 

Принятие  Русью христианства во многом обусловило особенности отношения народа

к власти. В Св.Писании сказано: «На правде основана всякая власть, и поскольку 

правда  имеет своим источником и основанием Всевышнего Бога и закон Его, в  душе

и совести  каждого естественно написанный, то и оправдывается в своем 

глубоком  смысле слово: несть власть, аще не от Бога»… Провозглашение царя

помазанником  Божьим сильно укрепляло его власть в глазах верующих. И все-таки

из-за расшатывания духовных устоев общества конец самодержавия был неизбежен.

Советские историки очень любили объяснять  это различными

хозяйственно-экономическими причинами, но даже беглый взгляд на ситуацию

позволяет заметить, что никакого экономического кризиса не было. Финансовое

состояние России было чуть-ли не самым устойчивым в мире. Рубль свободно

конвертировался, а его золотое содержание росло даже во время войны с Японией. 

Сама  эта война прошла для внутренней жизни империи практически незаметно,

налоги  выросли всего на 5%. В то время  как либеральная пресса не уставала

обличать  «реакционное самодержавие» во всех смертных грехах, личные доходы

граждан — рабочих, служащих и крестьян — выросли за 20 лет почти в 6 раз. За

то же время вдвое увеличилась протяженность  железных дорог и удвоился сбор

хлеба. Русские товары на Дальнем Востоке  вытесняли японские и английские в

силу  своей дешевизны и традиционно  высокого качества.

И все-таки революция грянула. Событиям 1917 года предшествовали народные

волнения 1905 года и отказ императора Николая II от престола. А в октябре 1917

года  Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой

из всех известных человечеству. Сегодня  становится очевидным религиозный 

характер  октябрьского переворота, так как  даже враги России хорошо понимали,

что православная церковь сформировала и воодушевила  русскую государственность,

дала  народу великую цель и вечный смысл  бытия, образовала наш национальный

характер. Русская духовность неразделимо  срослась с державностью, и уничтожить

одно  без другого было просто невозможно.

В истории  русской церкви настали самые  тяжелые дни, когда кровь верующих

лилась  рекой, а новая государственная  власть всячески старалась задушить какую 

бы то ни было религию на корню, объявляя ее реакционной существующему режиму. 

Революция и гражданская война стоили России громадных жертв. За период

1918–1921 годов погибло 8 млн. человек,  а объем промышленной продукции  в 1920

году  составил лишь 14% от «царского», довоенного 1913-го. Еще большим был 

ущерб моральный, религиозно-нравственный, духовный, который невозможно

измерить  никакими цифрами. Жестоко оборванной оказалась многовековая

государственная и церковная традиция, служившая  неизменной опорой русского

бытия при всех его прежних нестроениях  и кризисах.

Любой мало-мальски подробный анализ истории  СССР требует самостоятельного и 

кропотливого исследования. Попробуем дать хотя бы краткие характеристики ее

главнейшим  этапам и определить основные тенденции  развития национального 

самосознания, подвергшегося за это время мощным насильственным воздействиям.

С точки  зрения господствующей идеологии, под  которой понимается реальное

самосознание  власти, определявшей курс государственного развития, советскую 

эпоху русской истории можно условно  разделить на пять периодов. Рассмотрим

хотя  бы вкратце каждый из них.

1. Агрессивно-русоненавистнический период, начавшийся с момента революции и

продолжавшийся  до начала Великой Отечественной  войны. Первые десятилетия 

советской власти оказались временем широкомасштабного  антирусского геноцида. 

Рабоче-крестьянское правительство советской России стремилось уничтожить

рабочих и крестьян так же, как и буржуазный класс населения, ибо его целью 

было  истребление русского народа, как  главнейшего оплота христианской

культуры. Достижения этой цели добивались тремя  главными способами. Наиболее

активная, образованная и способная часть  населения выкашивалась методами

жесточайшего  террора. Большевистская верхушка прекрасно  понимала, что только

насилие может обеспечить ей политическое будущее. И в помощь террору она 

призвала  искусственный голод, масштабы которого позволяли парализовать страну

и лишить народ воли к сопротивлению. Голод  был вызван умышленно, и это видно 

из того, что население вымирало от него в  наиболее цветущих и плодородных 

губерниях, и тем сильнее, чем выше были урожаи. Непосредственно голод был

вызван: а) истреблением помещиков и уничтожением крупного землевладения;

б) национализацией  земли и непомерными налогами, что сразу сократило посевную

площадь более чем наполовину; в) открытым грабежом хлеба путем насильственного

захвата его для нужд Красной армии; г) вывозом хлеба за границу в  количестве,

обрекавшем  население на голодную смерть. Третьим  способом борьбы с народом 

стали жесточайшие гонения на Церковь, оказавшиеся возможными лишь благодаря 

повсеместному террору и голоду. В 1932 году была объявлена «безбожная

пятилетка». К 1936 году планировалось закрыть  последнюю церковь, а к 1937-му

добиться  того, чтобы имя Божие в России вообще перестало упоминаться.

2. Национал-большевистский период, охватывающий военные годы и строительство советской империи, завершившийся со смертью Сталина в 1953 году. Великая

Отечественная война со всей остротой поставила  вопрос о физическом выживании 

русского  народа и существовании государства. В национальной политике

советского  руководства произошел настоящий  переворот. Русская история и 

национальная  культура из объектов глумления и  нападок превратились объект

почитания. Столь же серьезными были изменения  в области 

церковно-государственных  отношений. 4 сентября 1943 года на совещании,

проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено пересмотреть

государственную политику в области религии. В  тот же день в Кремле он принял

специально  доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших 

православных  иерархов. Сталин, подчеркнуто, начал  беседу с того, что высоко

отозвался о патриотической деятельности православной церкви, затем 

поинтересовался проблемами церкви. Результаты этой беседы превзошли всякие

ожидания. Все до единого вопросы, которые  были поставлены иерархами, были

решены  положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение 

православия в СССР. Итоги внезапной перемены курса стали поистине

ошеломляющими. В несколько ближайших лет  на территории СССР, где к началу

войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были

открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым

сведениям до 22 тысяч. Значительная часть репрессированного  духовенства была

возвращена  на свободу, возобновилась деятельность религиозной печати, духовных

академий  и семинарий, Священного Синода. Было принято решение о созыве

архиерейского собора и выборах патриарха, престол которого пустовал уже 18

лет. Русь, выстояв в войне, оживала. Знаменитый сталинский тост на победном

банкете «за великий русский народ» как  бы подвел окончательную черту под 

изменившимся  самосознанием власти, сделав патриотизм наряду с коммунизмом

    официально  признанной опорой государственной  идеологии.

3. Интернационально-комунистический период, облекшийся в форму

псевдолиберальной реакции на культ личности и совпадающий  по времени с 

Хрущевской  оттепелью, для которой характерны два главных момента, оказавших

наиболее  существенное влияние на развитие советского общества. Первый —

значительная  либерализация форм и методов  государственного управления.

Второй — отказ от национально-патриотического элемента официальной идеологии,

ее окончательный  переход на интернациональные рельсы, сопровождавшийся новым 

витком  антирелигиозных гонений. В числе  первых постановлений ЦК по

идеологическим  вопросам, подготовленных под руководством Хрущева в 1954 году,

своей резкой антицерковной ориентацией выделялись два документа: «О

крупнейших  недостатках в научно-атеистической  пропаганде и мерах ее улучшения»

Информация о работе Политика и религия