Политическое учение Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

Содержание

Введение 3
1. Биография Никколо Макиавелли 5
2. Политические взгляды Макиавелли 7
2.1Политика и религия 7
2.2Политика и мораль 10
2.3 Государственный интерес 12
3. Макиавеллизм и современность 16
Заключение 20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.90 Кб (Скачать)

Со  времен существования  организованного  общества многие  пытались давать те или иные определения  обществу, власти, виду управления и  подчинения и основным процессам, протекающим  в жизни государства. Многие века человечество изменялось: менялась жизнь, общество, представления об этике  и морали, доступности и ограниченности свободы и действий, о власти немногих и большинства, о том, кто должен править, а кто подчиняться. Эволюция политической мысли принимала различные  формы и виды. Строились новые  теории и исчезали старые, не отвечающие существующим нормам политического  права; защищались или отрицались мнения и утверждения мыслителей и претворялись в жизнь, либо навсегда оставались в  безвестности, идеи политических деятелей. Механизмы политической власти за долгое время существования цивилизаций  прошли многоуровневую систему проб и ошибок, на практике показав все  свои плохие и хорошие стороны, полезные и абсолютно ненужные качества.

 

     Но  что же такое наука управлять государством? Многие задумывались над этим. В древней Греции, где полис стал основой общества, осью государственности, Аристотель и Платон – проповедники демократической мысли, считали демократию лучшей из форм правления, предоставляющую свободу людям самим устраивать жизнь. Руссо развил эту теорию, расширив рамки определения представительной демократии, снова отдавая исполнительную власть в руки монарха либо ограниченному кругу лиц. Правление народом, как основы существования государства, признавали все политики и государственные деятели прошлого и в некоторой, гораздо более мягкой степени, настоящего времени. Неуправляемая толпа – самый главный враг государства. Даже анархистское общество не способно появиться и просуществовать достаточно долго без оформления лидера и некой власти, которой рано или поздно придется подчиниться. Но как же направить власть в нужное русло, ведь иначе все труды будут напрасны, а власть потеряет устойчивость. Одним из первых, рассмотревших этот вопрос с научной точки зрения, применив свой опыт и практические знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли.

 

     Его труды  по-разному оценивались современниками  и исследователями нашего времени,  но за пять веков они отнюдь  не потеряли интереса к себе  и не утратили актуальности. Управлять  ли государством с позиции  силы или использовать более  либеральные подходы, как вести  себя во внешней политике, общаясь  с соседними государствами, как  устраивать армию и казначейство, как процветать и добиваться  могущества во всех сферах  деятельности – все эти аспекты  чрезвычайно подробно рассматривал  и указывал в своих работах  Макиавелли. В современном мире  эти вопросы, безусловно, уже хорошо  проработаны и имеют вид вполне  определенный с позиций устоявшихся  политических норм. Однако для  того чтобы понять, что есть  государство теперь и каким  оно было, какие эволюционные  ступени госаппарата оставили  четкие следы в устройстве  современных государств, нужно знать  труды Макиавелли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          1.  Никколо Макиавелли биография

 

     Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441—-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики.

 

     Макиавелли  жил в беспокойную эпоху, когда   Римский папа мог обладать  целой армией, а богатые города-государства  Италии попадали один за другим  под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.

 

     В 1494 году  Флоренция восстановила Республику  и изгнала семью Медичи, правителей  города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился  на государственной  службе, как  секретарь и посол (в 1498 году). Макиавелли был включён в Совет,  ответственный за дипломатические  переговоры и военные дела. Между  1499 и 1512 годами он предпринял  множество дипломатических миссий  ко двору Людовика XII во Франции,  Фердинанда II, и к Папскому двору  в Риме.

 

     С 1502 до 1503 он  был свидетелем эффективных   градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

 

     В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен  за флорентийскую милицию, включая   защиту города. Он не доверял  наемникам (позиция, разъясненная  подробно в «Рассуждениях о  первой декаде Тита Ливия»  и в «Государе») и предпочитал  ополчение, сформированное из  граждан. В августе 1512 после  запутанного ряда сражений, соглашений  и союзов Медичи с помощью  Папы римского Юлия II восстановили  власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.

 

     Макиавелли  оказался в опале и в 1513 году  был  обвинен в заговоре  и арестован. Несмотря ни на  что, он отвергал свою причастность  и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.

 

     "Я  встаю  с восходом солнца и  направляюсь  к роще посмотреть на работу  дровосеков, вырубающих мой лес,  оттуда следую к ручью, а  затем к птицеловному току. Я иду с книгой в кармане, либо с Данте и Петраркой, либо с Тибуллом и Овидием. Потом захожу в постоялый двор на большой дороге. Там интересно поговорить с проезжающими, узнать о новостях в чужих краях и на родине, наблюдать, сколь различны вкусы и фантазии людей. Когда наступает обеденный час, я в кругу своей семьи сижу за скромной трапезой. После обеда я возвращаюсь снова на постоялый двор, где обычно уже собрались его хозяин, мясник, мельник и два кирпичника. С ними я провожу остальную часть дня, играя в карты...

 

     С наступлением  вечера я возвращаюсь  домой  и иду в свою рабочую   комнату. У двери я сбрасываю   крестьянское платье все в  грязи  и слякоти, облачаюсь  в царственную придворную одежду  и, переодетый достойным образом,  иду к античным дворам людей  древности. Там, любезно ими  принятый, я насыщаюсь пищей, единственно  пригодной мне, и для которой  я рожден. Там я не стесняюсь  разговаривать с ними и спрашивать  о смысле их деяний, и они,  по свойственной им человечности, отвечают мне. И на протяжении  четырех часов я не чувствую  никакой тоски, забываю все  тревоги, не боюсь бедности, меня  не пугает смерть, и я весь  переношусь к ним." (Из письма Никколо Макиавелли).

 

     В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию   и получил должность историографа. Написал "Историю Флоренции"  в 1520-1525 гг.

 

     Макиавелли  умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          2. Политические взгляды Макиавелли 

 

                                      2.1Политика и религия. 

 

     С чисто земных, практически-политических позиции рассматривает Макиавелли и религию. Ни о каком божественном ее происхождении у него и речи нет.

 

     Религии рассматриваются  им как явления  общественной  жизни, они подчинены  законам  возникновения, возвышения и гибели; как и вес в жизни  людей,  они находятся во власти необходимости. И оцениваются они с точки зрения их пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без религии

 

     Макиавелли  не мыслит. Религия представляется  ему необходимой и единственной  формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство  народа и государства. Государственным  интересом, общественной пользой  определяется его отношение к  различным формам религиозного  культа. Не отвергая этических  принципов христианства, он в  то же время показывает, что  они не соблюдаются в современной  ему европейской, и особенно  итальянской, действительности.

 

     «Если бы  в христианском государстве сохранилась   религия, основанная учредителем  христианства, христианские государства  были бы гораздо  счастливее  и более согласны между   собой, чем теперь». Но религия  оказалась в разительном несоответствии  с повседневной житейской практикой,  в особенности с пагубной для  общества и государства деятельностью  католической церкви: «Но как  глубоко упала она, - продолжает  свою мысль

 

     Макиавелли  в «Рассуждениях на первую  декаду Тита Ливия», - лучше всего  показывает то обстоятельство, что  народы, наиболее близкие к римской  церкви, главе нашей религии, оказываются  наименее религиозными». Дело  не только в том, что Макиавелли  считал папский Рим виновником  бедствий своей страны, главным  препятствием к достижению ее  национального единства.

 

     Благодаря разложению  католической церкви и духовенства   общество не только отошло  от «основных  начал» христианства, но итальянцы  «потеряли религию  и развратились». Но не о  возвращении к попранным  церковью  истинным началам христианства  мечтает флорентийский секретарь.  Причину упадка он видит также  и в самой христианской религии,  оказавшейся в противоречии с  политической практикой. Этические  начала христианства он считает  практически неосуществимыми, а  потому и непригодными для  укрепления государства, к чему  должна сводиться, по учению  Макиавелли, положительная функция  религии.

 

     Размышляя о  том, почему древние народы  были «больше нашего преданы  свободе», он видит причину в  «разнице воспитания»  и в  «различии религии».

 

     По  мнению  Макиавелли, христианство, пусть   и открывая верующим «истину  и  правильный путь жизни», учит, однако, переносить все надежды  на небеса, меньше ценить мирские  блага. Христианство «признает  святыми большею частию людей смиренных, более созерцательных, чем деятельных», оно «полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни». В результате «этот образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще». Так в творчестве Никколо Макиавелли гуманистическая критика христианского нравственного идеала достигает своего логического завершения.

 

     Макиавелли  не только раскрывает общественную  функцию религии в классовом  обществе; он настаивает на ее  необходимости для укрепления  государства, но религия эта,  по его убеждению, должна носить  совершенно иной характер; она,  по примеру древнего язычества,  должна воспитывать мужество, гражданские  добродетели, любовь к земной  славе. В язычестве его привлекают  «великолепие жертвоприношений»,  торжественность и пышность обрядов.  Но главное - религия древних  воспитывала активность, она видела  высшее благо «в величии души, в силе тела и во всем, что  делает человека могущественным».  Достоинство язычества, а вместе  с тем и той идеальной, с  точки зрения Макиавелли, религии,  которая всего более отвечает  интересам укрепления государства,  он считает то, что «древняя  религия боготворила только людей,  покрытых земной славой, как, например, полководцев и правителей государств»;  его привлекают обряды, сопровождавшиеся  «кровопролитием и жестокостями»,  потому что подобный культ  возбуждал храбрость, приводил  к тому, что древние были в  своих поступках «более жестоки,  чем мы».

 

                                          2.2Политика и мораль.

 

     Таким образом,  не только анализ политики  отделен  и освобожден у  Макиавелли от религии, но и  сама религия оказывается   подчиненной политическим соображениям. Анализ общественных, политических  проблем у Макиавелли отделен  от каких бы то ни было  теологических или религиозных  соображений. Политика рассматривается  им автономно, как самостоятельная  область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели  и свои законы, независимо не  только от религии, но и от  морали. Было бы, однако, неверно  рассматривать политическое учение  Макиавелли как проповедь безнравственности.  Моральные соображения у Макиавелли  всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, т.е.  прежде всего создание и укрепление  государства, имеет единственный  собственный критерий оценки, заключенный  в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение  поставленных целей. Хорошим и  благим флорентийский секретарь  объявляет все» что содействует  укреплению государства, его похвалы  удостаиваются те политические  деятели, которые добиваются успеха  любыми средствами, в том числе  и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.

 

     Государь  Макиавелли - герой его политического   трактата - это разумный политик,  применяющий на практике правила  политической борьбы, ведущие к  достижению цели, к политическому  успеху. Имея в виду государственный  интерес, пользу правления, стремясь  «написать нечто полезное», он  считает

 

     «более  верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения об идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества, никогда не виданные и о которых ничего на деле не было известно». Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями смотря по необходимости». Это не значит, что государь должен нарушать нормы орали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства.

Информация о работе Политическое учение Н. Макиавелли