Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении основных течений русской политической мысли 19в.
Эта тема интересна тем, что в ней можно проследить развитие таких политических течений как консерватизм, либерализм и в особенности радикализм, ведь он в большей степени начал развиваться именно в 19в., а в дальнейшем перерос в революционное движение, которое сменило монархический строй на коммунистическое государство.
Введение……………………………………………………………………3
1.Первая половина 19 века
1.1 Русский консерватизм в первой половине 19 века………………….4
1.2 Русский либерализм первой половине 19 века………………….…..8
1.3 Радикальное течение в России первой половины 19 века………....11
2.Политическая мысль второй половине 19 века в России
2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века……………..18
2.2 Либеральное течение второй половины 19 века…………………...20
2.3 Радикальное течение второй половины 19 века……………………21
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28
Период,
названный Герценом «эпохой возбуждения
умственных интересов», закончился. В
России наступила Реакция. Новое
оживление началось лишь в 1856г.
2.
Политическая мысль
второй половины 19в.
В России.
2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века.
Социальную основу этого направления составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм
второй половины 19. остался в идеологических
рамках теории «официальной народности».
Самодержавие по-прежнему объявлялось
важнейшим устоем государства, обеспечивающим
величие и славу России. Православие
провозглашалось основой
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укрепление позиций дворянства – основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.
Идеологами консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, М.Т.Лорис-Меликов.
«История свидетельствует, - писал Победоносцев,- что самые существенные, плодотворные для народа и прочные меры и преобразования исходили от центральной воли государственных людей или от меньшинства, просветленного высокой идеей и глубоким знание». Но «дух времени» навязывает народу путем «демократического выбора» деятелей иного толка: «при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчеловечности побуждений человек сильной волей может стать предводителем партии…Признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений путем газеты, нельзя не признавать с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила…При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, ловко орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов»14.
Российские
консерваторы были влиятельным политическим
течением. Они оказали значительное воздействие
на политику самодержавия и в годы подготовки
реформы, и в пореформенное время, сдерживая
решимость властей к преобразованиям.
2.2 Либеральное течение второй половины 19 века.
Либералы
твердо заявили о неприятии революции
социализма. Их идеалом были постепенные
преобразования в буржуазном духе,
что соответствовало
Либеральное движение после 1861г. Завершает свое оформление, превращаясь из течения идейного в течение общественно-политическое. Либеральная оппозиция становиться фактором общественной борьбы, влияющим и на другие ее течения, и на власть.
Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.) Либерально настроенная часть общества была озабочена политическими переменами – введением конституции и представительства на европейский лад. Заговорили об этом прежде всего поместные дворяне – депутаты губернских комитетов по крестьянскому делу, члены дворянских собраний. Одни желали приобщить к государственной жизни лишь «благородное сословие» – в качестве компенсации за потерю крепостных. Другие стояли за представительство для всех сословий, широкое развитие местного самоуправления, гласность, независимость суда от администрации, равенство всех граждан перед законом.
В
социально-экономической сфере
Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников15.
Крупнейшими теоретиками либерализма были юристы К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин16. Они полагали, что в России государство призвано компенсировать слабость буржуазии, средних слоев: именно оно должно насадить либеральные начала. Говорить об ограничении самодержавия поэтому еще рано. Главное, сто нужно России, заявлял Чичерин, - сильная власть и либеральные меры, парламент же – дело будущего.
Сложилась
довольно странная ситуация. Правительство
взяв курс на реформы, использовало многие
идеи либералов. Само освобождение крестьян,
не говоря уж о судебной реформе
или реформах в просвещении, либеральные
деятели предлагали давно. Но к практическому
участию в преобразованиях большинство
из них доступа не получило. В данных условиях
либералы могли только по мере сил поддерживать
правительство в его начинаниях.
2.3 Радикальное течение второй половины 19 века.
Представители
этого направления развернули активную
антиправительственную
Во второй половине 19в. Радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы).
В истории движения радикалов второй половины 19в. Выделяются три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80-90-е – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-хгг. – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.
В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И.Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общественного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он так же критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличии от А.И.Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.
Революционная жажда, пожиравшая интеллигенцию, ярче всего проявилась в деятельности С.Г.Нечаява, который создал в 1869г. Среди московских студентов общество «Народная расправа». В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, автор «Катехизиса революционера», годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – «науку истребления и разрушения». Победить самодержавие сможет только сованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. « У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени…Нравственно для него все, что способствует революции»17.
Собираясь в кружки о общества радикальная интеллигенция стремилось найти и новое идейное знамя. Таким знаменем на рубеже 60-70 годов стало народничество. Приверженцы этого учения подчеркивали, что интеллигенция будучи в долгу перед народом, прежде всего, крестьянством, обязано избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма. Его основу видели в крестьянской общине. Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским народники считали, что Россия переедет к социализму, минуя «язвы» капитализма – избежав разорения, пролетаризации крестьян и появления буржуа-эксплуататоров. Народники критически относились к государству как к политическому институту, считая его надклассовой силой. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.
Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на Русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров.
В
революционном народничестве
Теоретиком пропагандистского направления был П.Л.Лавров. Он считал, что народ надо готовить к социализму по средством долгой пропаганды. «Перестройка русского общества, - учил Лавров, - должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и по средством народа».
Иных взглядов придерживался журналист П.Н.Ткачев – соратник Нечаява, теоретик заговорщического направления. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее внедрить социализм в русскую жизнь.
В 1874г. опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы18.
В 1876г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции, путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправление» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и другие. «…Нужна организация. Что должно стоять на ее знамени? – «Земля», то есть возвращение народу того, что ему по праву принадлежит, и «Воля», то есть созвание Земского собора, который должен перестроить всю нашу государственную жизнь на новых…началах»19.
Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу «Земли и воли». В 1879г. часть землевольцев (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, П.Б.Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881) Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.
В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля». Ее возглавили А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская,Н.А.Морозов, В.Н.Фингер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб организации.
Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержения самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим.
1
марта 1881г.Перовская
Либеральные народники разделяли идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличались от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники – либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х гг. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожение остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую деятельность среди населения (теория «малых дел»). Идеологами либеральных народников были Н.К.Михайловский, Н.Ф.Даниельсон, В.П.Воронцов.
Бывшие активные участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, Л.Г.Дейч и В.Н.Игнатов обратились к марксизму. В этой западноевропейской теории, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине 19в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.
В 1883г. в Женеве была образована группа «Освобождения труда».
Плеханов
доказывал, что развитие капитализма
– непреложный общемировой