Политическое течение 19 век Россиия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении основных течений русской политической мысли 19в.
Эта тема интересна тем, что в ней можно проследить развитие таких политических течений как консерватизм, либерализм и в особенности радикализм, ведь он в большей степени начал развиваться именно в 19в., а в дальнейшем перерос в революционное движение, которое сменило монархический строй на коммунистическое государство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Первая половина 19 века
1.1 Русский консерватизм в первой половине 19 века………………….4
1.2 Русский либерализм первой половине 19 века………………….…..8
1.3 Радикальное течение в России первой половины 19 века………....11
2.Политическая мысль второй половине 19 века в России
2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века……………..18
2.2 Либеральное течение второй половины 19 века…………………...20
2.3 Радикальное течение второй половины 19 века……………………21
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Период, названный Герценом «эпохой возбуждения  умственных интересов», закончился. В  России наступила Реакция. Новое  оживление началось лишь в 1856г.  
 
 

     2. Политическая мысль  второй половины 19в.  В России. 

     2.1 Консервативное течение  во второй половине 19 века.

     Социальную  основу этого направления составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

     Консерватизм  второй половины 19. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось  важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие  провозглашалось основой духовной жизни народа. Народность означала единение Царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов.

     Во  внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, против проведения либеральных реформ 60-70х годов, а в последующие десятилетия добивались ограничения их результатов. В экономической сфере они ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной области они настаивали на укрепление позиций дворянства – основы государства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные моральные принципы.

     Идеологами  консерваторов были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, М.Т.Лорис-Меликов.

     «История  свидетельствует, - писал Победоносцев,- что самые существенные, плодотворные для народа и прочные меры и  преобразования исходили от центральной  воли государственных людей или  от меньшинства, просветленного высокой  идеей и глубоким знание». Но «дух времени» навязывает народу путем «демократического выбора» деятелей иного толка: «при крайней ограниченности ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и бесчеловечности побуждений человек сильной волей может стать предводителем партии…Признавая все удобства и пользу от распространения массы сведений и от обмена мыслей и мнений путем газеты, нельзя не признавать с чувством некоторого страха, что в ежедневной печати скопляется какая-то роковая, таинственная, разлагающая сила…При демократическом образе правления правителями становятся ловкие подбиратели голосов, со своими сторонниками, механики, ловко орудующие закулисными пружинами, которые приводят в движение кукол на арене демократических выборов»14.  

     Российские  консерваторы были влиятельным политическим течением. Они оказали значительное воздействие на политику самодержавия и в годы подготовки реформы, и в пореформенное время, сдерживая решимость властей к преобразованиям.  
 
 

     2.2 Либеральное течение  второй половины 19 века.

     Либералы  твердо заявили о неприятии революции  социализма. Их идеалом были постепенные  преобразования в буржуазном духе, что соответствовало правительственной  политике. Время великих реформ часто  называют «золотым веком» русского либерализма.

     Либеральное движение после 1861г. Завершает свое оформление, превращаясь из течения идейного в течение общественно-политическое. Либеральная оппозиция становиться фактором общественной борьбы, влияющим и на другие ее течения, и на власть.

     Социальную  основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.) Либерально настроенная часть общества была озабочена политическими переменами – введением конституции и представительства на европейский лад. Заговорили об этом прежде всего поместные дворяне – депутаты губернских комитетов по крестьянскому делу, члены дворянских собраний. Одни желали приобщить к государственной жизни лишь «благородное сословие» – в качестве компенсации за потерю крепостных. Другие стояли за представительство для всех сословий, широкое развитие местного самоуправления, гласность, независимость суда от администрации, равенство всех граждан перед законом.

     В социально-экономической сфере они  приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей. Требование ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосновенности личности, ее право на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.

     Либералы  стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом  социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адресов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников15.

     Крупнейшими теоретиками либерализма были юристы К.Д.Кавелин и Б.Н.Чичерин16. Они полагали, что в России государство призвано компенсировать слабость буржуазии, средних слоев: именно оно должно насадить либеральные начала. Говорить об ограничении самодержавия поэтому еще рано. Главное, сто нужно России, заявлял Чичерин, - сильная власть и либеральные меры, парламент же – дело будущего.

     Сложилась довольно странная ситуация. Правительство  взяв курс на реформы, использовало многие идеи либералов. Само освобождение крестьян, не говоря уж о судебной реформе  или реформах в просвещении, либеральные  деятели предлагали давно. Но к практическому участию в преобразованиях большинство из них доступа не получило. В данных условиях либералы могли только по мере сил поддерживать правительство в его начинаниях. 
 

     2.3 Радикальное течение  второй половины 19 века.

     Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличии от консерваторов и  либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и  коренному переустройству общества (революционный путь).

     Во  второй половине 19в. Радикалы не имели широкой социальной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся (крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества (разночинцы).

     В истории движения радикалов второй половины 19в. Выделяются три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины, особый размах агитационной и террористической деятельности организаций революционных народников; 80-90-е – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы; в середине 90-хгг. – ослабление популярности народничества и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими идеями демократически настроенной интеллигенцией.

     В 60-е годы сложилось два центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокола», издаваемого А.И.Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общественного социализма» и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Современник». Его идеологом стал Н.Г.Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он так же критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличии от А.И.Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

     Революционная жажда, пожиравшая интеллигенцию, ярче всего проявилась в деятельности С.Г.Нечаява, который создал в 1869г. Среди московских студентов общество «Народная расправа». В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, автор «Катехизиса революционера», годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – «науку истребления и разрушения». Победить самодержавие сможет только сованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. « У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени…Нравственно для него все, что способствует революции»17.

     Собираясь в кружки о общества радикальная  интеллигенция стремилось найти  и новое идейное знамя. Таким  знаменем на рубеже 60-70 годов стало  народничество. Приверженцы этого  учения подчеркивали, что интеллигенция  будучи в долгу перед народом, прежде всего, крестьянством, обязано избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма. Его основу видели в крестьянской общине. Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским народники считали, что Россия переедет к социализму, минуя «язвы» капитализма – избежав разорения, пролетаризации крестьян и появления буржуа-эксплуататоров. Народники критически относились к государству как к политическому институту, считая его надклассовой силой. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

     Основные  идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и  на Русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи; преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров.

     В революционном народничестве преобладали три течения. Идеологом бунтарского течения был М.А.Бакунин – идеолог русского анархизма. Русский мужик, полагал Бакунин, по природе социалист и бунтарь. Интеллигенции нужно лишь «свистнуть в два пальца» - обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

     Теоретиком  пропагандистского направления  был П.Л.Лавров. Он считал, что народ  надо готовить к социализму по средством  долгой  пропаганды. «Перестройка русского общества, - учил Лавров, - должна быть совершена  не только с целью народного блага, не только для народа, но и по средством народа».

     Иных  взглядов придерживался журналист  П.Н.Ткачев – соратник Нечаява, теоретик заговорщического направления. Он считал, что хорошо организованная революционная  партия должна захватить власть и, опираясь на нее внедрить социализм в русскую жизнь.

     В 1874г. опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров предприняли  массовое «хождение в народ», надеясь  поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы18.

     В 1876г. уцелевшие участники  «хождения  в народ» образовали новую тайную организацию, с 1878г. принявшую название «Земля и воля». Ее программа предусматривала  осуществление социалистической революции, путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправление» в деревне и городах. Во главе организации стояли Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и другие. «…Нужна организация. Что должно стоять на ее знамени? – «Земля», то есть возвращение народу того, что ему по праву принадлежит, и «Воля», то есть созвание Земского собора, который должен перестроить всю нашу государственную жизнь на новых…началах»19

     Споры по тактическим и программным  вопросам привели к расколу «Земли и воли». В 1879г. часть землевольцев (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч, П.Б.Аксельрод) образовали организацию «Черный передел» (1879-1881) Они сохранили верность основным программным принципам «Земли и воли» и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

     В том же году другая часть землевольцев создала организацию «Народная воля». Ее возглавили А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская,Н.А.Морозов, В.Н.Фингер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб организации.

     Программа народовольцев отражала их разочарование в революционном потенциале крестьянских масс. Своей главной задачей они полагали борьбу с государством. Программные требования народовольцев включали: подготовку политического переворота и свержения самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим.

     1 марта 1881г.Перовская организовала  покушение на Александра 2. Он  был смертельно ранен и скончался.

     Либеральные народники разделяли идею революционных народников об особом, некапиталистическом пути развития России, отличались от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники – либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х гг. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожение остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения и недопущения в Россию «язв» капитализма. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую деятельность среди населения (теория «малых дел»). Идеологами либеральных народников были Н.К.Михайловский, Н.Ф.Даниельсон, В.П.Воронцов.

     Бывшие  активные участники «Черного передела»  Г.В. Плеханов, Л.Г.Дейч и В.Н.Игнатов  обратились к марксизму. В этой западноевропейской теории, созданной К.Марксом и Ф.Энгельсом в середине 19в., их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

     В 1883г. в Женеве была образована группа «Освобождения труда».

     Плеханов  доказывал, что развитие капитализма  – непреложный общемировой закон. Русская крестьянская община разлагается и не может стать основой социализма. Волевым усилием просвещенного меньшинства, доказывал Плеханов, победы нового строя не приблизишь. Нужно дождаться пока в рамках капитализма сложатся материальные предпосылки социализма – крупная промышленность, высокоорганизованная экономика, появиться многочисленный пролетариат. Социалистической революции должна предшествовать революция буржуазно-демократическая. Русское революционное движение долго державшееся идеей о самобытности России, стало с распространением марксизма сворачивать в общеевропейское русло.

Информация о работе Политическое течение 19 век Россиия