Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении основных течений русской политической мысли 19в.
Эта тема интересна тем, что в ней можно проследить развитие таких политических течений как консерватизм, либерализм и в особенности радикализм, ведь он в большей степени начал развиваться именно в 19в., а в дальнейшем перерос в революционное движение, которое сменило монархический строй на коммунистическое государство.
Введение……………………………………………………………………3
1.Первая половина 19 века
1.1 Русский консерватизм в первой половине 19 века………………….4
1.2 Русский либерализм первой половине 19 века………………….…..8
1.3 Радикальное течение в России первой половины 19 века………....11
2.Политическая мысль второй половине 19 века в России
2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века……………..18
2.2 Либеральное течение второй половины 19 века…………………...20
2.3 Радикальное течение второй половины 19 века……………………21
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28
По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. Предполагалось создать Государственную думу в качестве законовещательного органа. Исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.
Государственная
дума ограничивала самодержавную власть,
так как ни один закон не мог
быть издан без ее одобрения. Она
полностью контролировала деятельность
министров, могла делать представления
верховной власти о нарушениях основных
законов. Кроме государственной думы избирались
волостные, окружные и губернские думы.
За императором оставалось право распустить
Думу и назначить новые выборы. Губернские
думы избирали высшую судебную инстанцию
– Сенат. Вершиной государственной системы,
связующим звеном между императором, законодательной,
исполнительной и судебной властью должен
был стать Государственный совет – совещательный
орган при государе. Члены совета назначались
императором, кроме того, в него входили
министры и другие высшие должностные
лица. Император сохранял всю полноту
исполнительной власти, обладал исключительным
правом законодательной инициативы, утверждал
новые законы, надзирал за их исполнением
в судопроизводстве9. Но в большинстве
своем идеи Сперанского в жизнь не воплотились.
Радикальное
течение в России
в первой половине 19века.
Радикализм (лат. Radicalis – коренной) – политические течения, группы, фракции «правой» и «левой» направленности, требующие решительных преобразований, реформ, всякого рода изменений, в том числе мелких и частных, для осуществления каких-либо программ, решения социально-политических проблем, достижения определенных целей. Политический радикализм отличает резкая (справедливая и несправедливая) критика властных структур, обвинения и упреки в нерешительности, медлительности, ошибочности их действий. Благоприятная социально-психологическая почва для действия радикальных сил создается в условиях обострения социальной напряженности. Как для «правого», так и для «левого» радикализма характерны догматизм и утопизм, склонность к «простым» решениям, а порой и к крайним методам и средствам в решении каких-либо вопросов.10
Первые годы царствования Александра 1 были отмечены заметным оживлением в общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.
Большинство
русских просветителей считали
необходимым реформировать
Отказ
правительства от преобразований, усиление
реакции вызвали появление
Убеждение прогрессивных представителей дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия губительно для дальнейшей судьбы страны, стало одной из главных причин возникновения этого течения. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации ее экономики, порождал неизбежность социальных отношений.
Не менее важной причиной являлось разочарование относительно либерализма Александра 1. В 1815-1825гг. он проводил реакционный внешне- и внутриполитический курс.
Мощным побудительным фактором стали Отечественная война и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815гг. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо изменить.
Теоретической основой, на которую опирались программы декабристов, являлись принципы идеологии Просвещения – Идеи «естественного права», «общественного договора», «народного суверенитета», разделение властей. Значительное влияние на движение декабристов оказали и произведения русских вольнодумцев – А.Н.Радищева и Н.И.Новикова. Формированию революционного мировоззрения у части русских дворян способствовала и международная обстановка. Значительное воздействие на движение декабристов оказали революционные и национально- освободительные движения в странах Южной Европы – Испании, Португалии, Неаполе, Пьемонте, и Греции. Особенностью этого движения и отличительной чертой от западных революционных течений стало выступлений русского дворянства, то есть привилегированного сословия, против государственной власти.
В 1816г. В Петербурге возникла первая декабристская организация – «Союз спасения». Ее учредителями являлись А.Н.Муравьев, Н.М.Муравьев, братья М.И. и С.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой (позднее к ним присоединился П.И.Пестель). Целью общества провозглашалась ликвидация самодержавия и отмена крепостного права.
Вместо «Союза спасения» в 1818г. Возник «Союз благоденствия». Цели общества – ликвидация самодержавия, отмена крепостного права и сословного строя, введение демократических свобод.
Несмотря на определенный успех «Союза благоденствия» в нем начали нарастать противоречия между сторонниками умеренных и радикальных взглядов. Последние, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды, в условиях нарастания правительственной реакции.
1821г.
– роспуск союза благоденствия,
Основными
программными документами декабристов
стали «Конституция» Н.М.
«Конституция» Н.М.Муравьева ориентировалась, прежде всего, на англосаксонскую политическую модель (опыт Англии). Подобно Англии Россия должна была стать конституционной монархией с двухпалатным парламентом («Народное вече»). «Источник верховной власти, есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя»11.
Император объявлялся «
Согласно проекту Пестеля, Россия становилась республикой, страной единой (унитарной). Крепостное право уничтожалось, как и помещичье землевладение. Пашенные земли делились на две части: общую и частную. Из общественной части выделялись участки всем желающим работать на земле. Помимо всего прочего, Пестель рассчитывал таким образом избежать появления в России пролетариата, а значит, и капитализма. Частная часть земель так же разбивалась на участки, которые в дополнение к общественной пашне, раздавались тем, кто мог своим трудом обрабатывать их, получать с этих участков дополнительный доход.
В
своем проекте Пестель пытался
сочетать особенности России с Опытом
Французской революционной
Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г. И было подавлено.
Однако
восстание декабристов оказало значительное
влияние на продолжение формирования
радикального политического течения в
России. Декабристы разработали первую
революционную программу и план будущего
устройства страны. Впервые была совершена
практическая попытка изменить социально-политическую
систему России.
Во
второй половине 20-х – первой половине
30-х годов характерной
Тайные
организации первой половины 30-х
гг. имели в основном просветительский
характер. Вокруг Н.В.Станкевича, В.Г.Белинского,
А.И.Герцена и Н.П.Огарева
Для второй половины 30-х годов характерен сад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов.
В 40-е годы в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.П.Огарева, М.В.Буташовича-Петрашевского и других.
Оживление общественного движения в 40-е гг. выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них – МВ.Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Майков, А.Н.Плещев и др.) На их мировоззрение большое влияние оказали европейские социалистические учения, в особенности Ш.Фурье.
Петрашевцы
решительно осуждали самодержавие и
крепостное право. В республике они
видели идеал политического устройства
и намечали программу широких
демократических
Кружок Петрашевского был раскрыт в апреле 1849г. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России западноевропейских социалистических идей.
Социализм (лат. Socialis – общественный) – социальный строй возникающий в результате социальной революции, осуществляющей переход от капитализма к коммунизму.12
Русские социалисты постепенно перешли к выработке собственной теории, учитывающей своеобразие России. Основы такой теории были намечены в работах Герцена, который в 1847г. Эмигрировал на Запад и развернул борьбу против русского правительства. Поражение революций 1848г., жестокое подавление западноевропейской буржуазией восстания пролетариата побудили Герцена пересмотреть свою точку зрения на перспективы развития Западной Европы. По мысли Герцена, первым к социализму придет не Запад, слишком глубоко погрязший в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Относительная отсталость России станет основой для «большого скачка», позволит стране перейти от крепостничества к социализму, минуя капитализм.
Опорой социализма в России, по мысли Герцена, станет сохранившаяся с глубокой древности крестьянская община. «Артель и сельская община…мирская сходка и соединение сел в волости, управляющиеся сами собой, - все это краеугольные камни, на которых зиждется храмина нашего будущего свободно-общинного быта. Но эти краеугольные камни - все же камни…и без западной мысли наш будущий собор остался бы при одном фундаменте»13. Герцен усматривал предпосылки социализма в характерных для общины переделах пахотной земли, отсутствия частой собственности на землю, выборности «мирских» (общинных) властей, совместном решении основных вопросов жизни.
Общинный
социализм Герцена был