Политическое течение 19 век Россиия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении основных течений русской политической мысли 19в.
Эта тема интересна тем, что в ней можно проследить развитие таких политических течений как консерватизм, либерализм и в особенности радикализм, ведь он в большей степени начал развиваться именно в 19в., а в дальнейшем перерос в революционное движение, которое сменило монархический строй на коммунистическое государство.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Первая половина 19 века
1.1 Русский консерватизм в первой половине 19 века………………….4
1.2 Русский либерализм первой половине 19 века………………….…..8
1.3 Радикальное течение в России первой половины 19 века………....11
2.Политическая мысль второй половине 19 века в России
2.1 Консервативное течение во второй половине 19 века……………..18
2.2 Либеральное течение второй половины 19 века…………………...20
2.3 Радикальное течение второй половины 19 века……………………21
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Содержание. 

      Стр.

Введение……………………………………………………………………3

1.Первая половина 19 века

1.1 Русский консерватизм  в первой половине 19 века………………….4

1.2 Русский либерализм  первой половине 19 века………………….…..8

1.3 Радикальное  течение в России первой половины 19 века………....11

2.Политическая  мысль второй половине 19 века  в России

2.1 Консервативное  течение во второй половине 19 века……………..18

2.2 Либеральное  течение второй половины 19 века…………………...20

2.3 Радикальное  течение второй половины 19 века……………………21

Заключение……………………………………………………………….27

Список  литературы………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Русская политическая мысль в 19 веке развивалась  в разных направлениях, в зависимости  от проводимой политики государства. Нежелание  отмены крепостного права и влияние извне – революции и смена государственного строя во многих европейских странах, война  1812г. Так же имели большое значение для усиления для усиления политических течений – консерватизма, либерализма и радикализма -  и народного движения.

     Цель  работы состоит в изучении основных течений русской политической мысли 19в.

     Эта тема интересна тем, что в ней  можно проследить развитие таких  политических течений как консерватизм, либерализм и в особенности  радикализм, ведь он  в большей степени  начал развиваться именно в 19в., а в дальнейшем перерос в революционное движение, которое сменило монархический строй на коммунистическое государство.

     В работе использованы учебные пособия  по политологии, а так же, так как  тема историческая применены учебные  пособия по истории. Кроме того  в тексте работы частично представлены некоторые документы того времени, а так же статьи из журналов и труды русских историков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1.Первая  половина 19 века 

     1.1 Русский консерватизм.

     Консерватизм (лат. Conservare –сохранять, охранять) – социально-политическая система взглядов, идей, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных оснований. Политический консерватизм следует отличать от догматизма, ретроградства или какой-либо реакционной ориентации. Консервативная позиция как правило,  избегает левых и правых уклонов и наиболее близка к центризму, к постепенным эволюционным преобразованиям, но не с целью возврата к прошлому, а с целью сохранения статус-кво. В ряде стран (например, в Великобритании) существуют консервативные партии, принимающие активное участие в политике.1

     Идея  необходимости самодержавия как  своеобразной издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течении 18-19вв., приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале 19в. Н.М.Карамзин писал с необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию.

     Усиление  консерватизма обусловливало стремление к реформам части российского  общества, ориентация на западные ценности. Это была реакция значительной массы аграрного и городского населения страны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной революции на Западе, которые грозили разрушение привычного уклада жизни.

     Идейно политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы».

     Можно выделить два направления в славянофильстве:

     1. ортодоксально-реакционное;

     2. реформаторски-ориентированное.

     Представителями первого направления были С.С.Уваров (1786-1855), историк Н.М.Карамзин (1766-1826).Для  идеологического обоснования министр  народного просвещения граф С.С.Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917г.

     В спорах о лучшем образе правления  для России Карамзин стоял на положении: Россия прежде всего должна быть великою, сильною и грозною в Европе, и только самодержавие может сделать ее таковою. Это убеждение, вынесенное из наблюдения над пространством, составом населения, степенью его развития, международным положением России, Карамзин превратил в основной закон исторической жизни России по методу опрокинутого исторического силлологизма: самодержавие – коренное начало русского государственного современного порядка; следовательно, его развитие – основной факт русской исторической жизни, самая сильная тенденция всех ее условий.2 Признавая необходимость перемен Карамзин выступал против плана конституционных реформ, поскольку Россия, где «государь есть живой закон», нужна не конституция, а «пятьдесят умных и добродетельных губернаторов».

       Крепостное право рассматривалось  как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а так же помогают государству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опора самодержавия. Православие понималась как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменениях в России, о необходимости укрепления самодержавия.

     Теория  официальной народности и другие идеи консерваторов развивались  журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И.Гречем,  профессорами Московского университета М.П.Погодиным и С.П.Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

     Главным идеологом реформаторски-ориентированного направления был Хомяков А.С. (1804-1860). Он изложил позицию славянофилов  в статье «О старом и новом», опубликованной в 1839г.  Хомяков писал: «…Мы будем продвигать вперед смело и безошибочно, занимая случайные открытия у Запада, но придавая им смысл более глубокий или открывая в них те человеческие начала, которые для Запада остались тайными, спрашивая у истории церкви и законов ее – светил путеводительных для будущего нашего развития и воскрешая древние формы жизни русской, потому что они были основаны на святости уз семейных и на неиспорченности нашего племени. Тогда в просвещенных и стройных размерах в красоте общества, соединяющего патриархальность быта областного с глубоким смыслом государства, представляющее нравственное и христианское лицо, воскреснет Древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная сил живых и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью».3

     Представители этого направления (И.В. и  П.В.Кириевские, К.С. и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И,Кошелев) не отрицали необходимость реформ, выступали за отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования они считали губительным для России, поскольку, как они утверждали, он разрушает ее духовное единство.

     Власть  царя должна остаться неограниченной, считали славянофилы , но народ должен при этом получить «духовные» свободы – свободу совести, свободу слова, право выражать свое мнение в печати и на Земских соборах. Это, по мнению славянофилов, соответствовало исконно русским началам: народ в России никогда не претендовал на участие в политической жизни, представляя эту сферу государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь народа и прислушивалось к его мнению.

     К.С. Аксаков писал: «Русский народ государствовать  не хочет… Он хочет оставить для  себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт – жизнь мирную духа… Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной жизни внутри себя…».4 «Сила власти – царю, сила мнения – народу», - так сформировал суть подобного подхода К.С.Аксаков.

     Именно  дух народа является исходным фактором, наращивающим на себя соответствующую политическую оболочку.5

     Появление славянофилов заставило сблизиться тех, кто считал Россию и Западную Европу нераздельными частями единого  культурно-исторического целого. 
 

     1.2Либерализм  в первой половине 19 века. 

     Либерализм (лат. Liberalis – свободный) – 1) политическое течение, образовавшееся в различных странах в ходе борьбы с абсолютной монархической властью за свободу частного предпринимательства, торговли и демократические преобразования общественных отношений, за гражданские права человека. Современный либерализм (неолиберализм) выступает за ограничение влияния и воздействия государства на экономику; 2) в обыденном общении термин «либерализм» означает свободомыслие, вольнодумие, терпимость к различным точкам зрения, а так же снисходительность, попустительство, беспринципность, мягкотелость, примиренчество; 3) в ряде стран (Великобритания, Канада и др.) действуют либеральные партии, представляющие политические и экономические интересы средних слоев населения.6

     Либерализм  как политическая идеология исходит  из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и  общества. Но коль-скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развитии либерализма отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.7

     Либеральные идеи в России первой половины 19 в. представляли западники. Идеологами этого течения были историки Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, юристы К.Д.Кавелин и Б.Н. Чичерин, литераторы В.Г.Белинский , В.П.Боткин, П.В.Анненков. Они исходили из мысли о единстве исторического развития человечества, а следовательно и о единстве исторических путей России и Западной Европы. «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые окружают его».8 Со временем, считали западники в России утвердятся западноевропейские порядки – политические свободы, парламентское устройство, экономика, основанная на принципе свободной конкуренции. Внедрение этих принципов в Российскую жизнь призвана осуществить государственная власть, которая должна вспомнить о заветах Петра Великого и вернуться на путь реформ, европеизации. Мирное проведении преобразований «сверху» должно было, по мысли западников, помочь России избежать повторения западноевропейских революций.

     По  мнению западников, исторический и политический прогресс России заключался во всемерном укреплении государственной власти, ее борьбе с пережитками удельной раздробленности, народными бунтами. Достигнув при Петре 1 апогея могущества, государственная власть вступила на путь реформ, приступила к «раскрепощению» сословий. При Екатерине 2 был раскрепощены дворянство и городские сословия, к середине 19в. Пришла пора отменить крепостное право. Исторический анализ помогал западникам обосновывать реформы, которые должны были произойти в современной им России. В вопросах экономики большинство западников были сторонниками частной собственности, требовали всемерного развития свободной конкуренции, выступали против сохранения крестьянской общины.

     Позднее к части западников стали примыкать революционеры-народовольцы.

     Так же либеральные взгляды того времени  выказывал государственный деятель  М.М.Сперанский (1772-1839). К концу 1809г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов». Необходимость преобразования Сперанский обосновывал потребность разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России. Необходимо «облечь» самодержавие конституцией, осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на Европейских началах.

Информация о работе Политическое течение 19 век Россиия