Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:43, реферат
Субъектами и объектами политики всегда выступают люди со своими потребностями и интересами, идеалами, знаниями, опытом и культурой. Политика связана с отношениями между людьми, и это ее сущностный элемент.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Сущность политического лидерства
как института власти …………………………………………………………3
2. Характеристика уровней лидеров…………………………………………6
3. Механизм политического лидерства и его связь с политической
культурой ……………………………………………………………………...7
4. Основные концепции политического лидерства…………………………7
5. Типология и функции политического лидерства………………………..10
6. Психологические аспекты политического лидерства…………………...14
7. Особенности политического лидерства в России……………………….15
Заключение …………………………………………………………………...22
Список использованной литературы ………………………………………..23
В современной России отчетливо
проявляются две главные тенденции, во
многом изменяющие представления о лидерстве
- институциализация и профессионализация.
Институциализация лидерства сегодня
проявляется, прежде всего, в том, что процесс
рекрутирования, подготовки, движения
к власти, деятельность политических руководителей
осуществляется в рамках определенных
норм и организаций. Функции лидеров определены
разделением власти на законодательную,
исполнительную, судебную, ограничены
конституциями и другими законодательными
актами. Кроме того, лидеры отбираются
и поддерживаются собственными политическими
партиями, контролируются ими, а также
оппозицией и общественностью. Все это
значительно ограничивает их власть и
возможности маневра, повышает влияние
среды на принятие решений. Современные
лидеры больше, чем прежде, подчинены решению
обыденных, повседневных, созидательных
задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессионализация. Политическое лидерство сегодня — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.
Политика превратилась в
«предприятие», которому требуются
навыки в борьбе за власть и знание
ее методов, созданных современной
многопартийной системой. В нынешних условиях
усложнения общественной организации
и взаимодействия государственных органов
с партиями, широкой общественностью важнейшей
функцией политических лидеров стало
преобразование общественных ожиданий
и проблем в политические решения.
Политик фактически превратился в специалиста
в области общественных коммуникаций,
предполагающих обеспечение четкой формулировки
требований населения, налаживание необходимых
для принятия коллективных решений и их
реализации контактов с парламентскими
и правительственными органами, средствами
массовой информации, общественными организациями.
Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Номенклатурное прошлое,
усугубляемое отсутствием социального
контроля, ярко проявляется у
Особенностью современных
российских лидеров является и то,
что они зачастую совмещают роль
владельца средств производства, выполняющего
функции организатора производства, и
роль политика, выполняющего функции организатора
политической жизни.
Стоит отметить, что в странах Западной
Европы большинство политических лидеров
являются профессиональными политиками,
а в США политические лидеры зачастую
совмещают роль собственника и политика.
Российские экономически
господствующие политические лидеры располагают
специфическими средствами политического
влияния, богатством, позволяющим ставить
политиков в зависимость от своей
воли, а также неформальные связи.
Решающую роль здесь играют одинаковый
или близкий жизненный уклад, а зачастую
и просто личные связи.
Еще одна особенность заключается в том,
что децентрализация государственной
власти, перенос центра политического,
экономического и культурного влияния
в горизонтальные структуры регионов
способствовало значительному возрастанию
роли региональных политических лидеров.
Новые региональные лидеры отличаются
тем, что они выдвинуты населением, стараются
общаться с массами, завоевывать их доверие.
В настоящее время одной из проблем российского общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.
В российском обществе в настоящее
время складывается новая политическая
ситуация. С одной стороны, продолжают
существовать немало руководителей, не
обладающих качествами политических лидеров.
Часть из них была «рекрутирована» еще
в дореформенное время, часть позднее,
по старой технологии. Сосредоточив в
своих руках власть на разных уровнях,
эти люди не пользуются у граждан политическим
авторитетом. С другой стороны, в руководстве
на первые позиции выдвинулись люди, обладающие
качествами лидеров. Наконец, демократизация
общества привела к появлению новой плеяды
политических лидеров, вышедших на арену
политической борьбы иными методами (альтернативные
выборы, участие в массовых демократических
движениях, митингах). Особенность этого
процесса состоит в том, что он позволил
выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам,
а не аппаратчикам.
Многим из новых лидеров не хватает опыта,
им порой присущи наивность и романтизм.
Что станет дальше с этими лидерами? Мировой
опыт показывает, что возможны, по крайней
мере, три сценария дальнейшего развития
событий:
1. Вследствие ряда причин, включая внутренние
противоречия, вызывающие антидемократическую
реакцию, а также давление сверху (верх
на всех уровнях), социальная база массовых
демократических движений более или менее
быстро разрушается, поле деятельности
«новых лидеров» существенно ограничивается
или же совсем пресекается. В итоге они
перестают выполнять роль альтернативной
демократической силы по отношению к традиционному
аппарату. В этом случае процесс становления
демократического института лидерства
в лучшем случае откладывается до неопределенного
времени.
2. Массовые демократические движения
сохраняются, но их деятельность постепенно
формализуется, жестко регламентируется
и фактически огосударствляется. Они становятся
колесиками и винтиками традиционной
бюрократической машины. Лидеры и активисты
этих организаций врастают в аппарат и
на деле превращаются в чиновников. «Новые,
лидеры», работающие в представительных
и исполнительных органах власти, столкнувшись
с трудностями реализации своих идей,
принимают традиционные правила игры
и фактически перестают выполнять свои
лидерские функции. (Последствия этого
варианта более отрицательны, чем в первом
случае).
3. Процесс демократизации
Какой из этих вариантов утвердится, покажет ближайшее будущее.
Испытание властью — тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.
Характерной особенностью политического
лидерства в странах, где имеет
место демократическая
В нашей стране популизм
возник вследствие глубокого кризиса
общества. Среди кризисных явлений
в общественном сознании непосредственное
отношение к возникновению
Их склонность к восприятию популистских идей объясняется в значительной степени неразвитостью политической культуры общества.
Процесс демократизации советского общества позволил популизму проявится в полной мере. «Хождение в народ» инициатора политики перестройки М.С. Горбачева были поддержаны другими политическими лидерами.
Выборы народных депутатов СССР, а затем и народных депутатов РСФСР также проходили на популистской волне. Популизм этого периода был основан на критике советской номенклатуры с позиции обывателя, объявления борьбы с привилегиями. Особенно данный тезис был актуален для Б.Н. Ельцина. Через несколько лет выяснилось, что привилегии партноменклатуры – это лишь невинные шалости по сравнению с привилегиями нового класса бюрократов, пришедших на популистской волне антикоммунизма.
В связи со значительным
расслоением российского
Поэтому популистские методы
активно используют многие российские
политики. Одним из наиболее ярких
примеров такого популизма являет собой
В.В. Жириновский, сделавший ставку
на свою близость с народом. В период
своей самой эффективной
Неудачи экономического курса,
нестабильная политическая обстановка
породили всеобщее разочарование людей
во многих политических деятелях демократического
толка, в лице которых они не видят
тех политиков, которые могут
найти выход из межнациональной
розни, навести элементарный порядок
в стране. На этом фоне выигрышно
выглядят те политики, которые решительны,
тверды, уверены в себе, могут
коротко и доходчиво довести
до избирателей свои программы. К
разряду таких политиков
Вместе с тем, одновременно
с нормализацией экономической,
социально-политической обстановки, в
стране сокращается социальная база
для лидеров популистского
Президентские выборы в России 1996 года продемонстрировали неиссякаемый популизм Б.Н.Ельцина, который, благодаря как личным политическим качествам, так и эффективной деятельности своей предвыборной команды, в течение нескольких недель повысил свой рейтинг буквально с нулевой отметки до уровня, необходимого для победы на выборах.
Политический стиль Б.Ельцина
во время всего президентства
был сильно окрашен популизмом. Характерными
особенностями ельцинского
Общеизвестен негативный опыт лидера движения "Демократический выбор России" Е.Гайдара, который свою предвыборную кампанию 1993 года построил на апелляции к интеллекту электората, не разъясняя людям в доступной для них форме свои позиции и цели, и, являясь фаворитом предвыборной гонки, в результате проиграл партийные выборы в Государственную Думу Либерально-демократической партии В. Жириновского.
Популизм в современной
России имеет также различные оттенки.
Правого популизма придерживаются такие
радикалы, как российские фашисты и националисты.
Решение социальных проблем они видят
в изгнании из своих регионов лиц отдельных
национальностей, формировании руководства
регионов и страны по национальному признаку.
Умеренные правые популисты решение российских
проблем сводят к приведению макроэкономических
показателей к среднемировым, игнорируя
специфику России и условия проведения
реформ.
Для умеренных левых популистов характерны
уравнительные настроения, для радикальных
– возврат к распределительному прошлому,
восстановление разрушенного Союза ССР
и советского строя.