Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

Субъектами и объектами политики всегда выступают люди со своими потребностями и интересами, идеалами, знаниями, опытом и культурой. Политика связана с отношениями между людьми, и это ее сущностный элемент.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Сущность политического лидерства

как института власти …………………………………………………………3

2. Характеристика уровней лидеров…………………………………………6

3. Механизм политического лидерства и его связь с политической

культурой ……………………………………………………………………...7

4. Основные концепции политического лидерства…………………………7

5. Типология и функции политического лидерства………………………..10

6. Психологические аспекты политического лидерства…………………...14

7. Особенности политического лидерства в России……………………….15

Заключение …………………………………………………………………...22

Список использованной литературы ………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 83.93 Кб (Скачать)

Таким образом, политическое лидерство как институт власти обладает двоякой сущностью, включающей как  институциональный, так и моральный  аспекты. Со своей статусной стороны  политическое лидерство выступает  как высший сегмент власти, достраивающий  пирамиду управления, как центр принятия решений, который определяет стиль  и характер деятельности всех других основных управленческих структур и  организаций. В то же время наличие  морально-этических связей лидера с  населением придает организации  власти дополнительные ресурсы для  решения политических задач.

Отличительные черты политического  лидерства определяются и его  масштабностью, органической связью с  интересами социальных групп, взаимодействием  с таким социальным институтом, как  государство. Учитывая это, на деятельность любого политического лидера нельзя механически переносить те особенности поведения, мотивации или иные черты деятельности лидера, которые проявляются в малых группах (например, рассматривать его только как фокус групповых отношений или с точки зрения его искусства вызывать согласие, занимать особую ролевую позицию, оказывать постоянное влияние на власть и т.п.).

Политический лидер, особенно лидер общенационального масштаба, обладает и особым характером общения  с населением, опосредуя этот процесс  деятельностью особых структур –  аппарата управления, специализированных политических организаций, например, партий, СМИ и др., которые создают особые социальные коммуникации власти и общества. Такие «дистанционные» информационные связи порой исключают непосредственные контакты лидеров с населением, побуждая население фетишизировать их фигуры, создавая неадекватный образ верховной  власти.

Выражая интересы крупных  социальных групп, политический лидер  в процессе осуществления власти неизбежно решает различные социальные задачи, играя множественные роли, выполняя многообразные функции. Причем в политическом пространстве многофункциональный  характер деятельности лидера, сориентированный на сбалансированность различных интересов, как правило, придает его поведению  корпоративногрупповой характер.

 

  1. Характеристика уровней лидеров

 

 

Политика, ее   задачи,   цели   различаются   на   разных  уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. По характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней:

  • Лидер малой группы лиц (это может быть элита верхних уровней власти и ядро любого иного руководства), обладающих наибольшей властью в данном сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют важную  роль  его  личные  качества: умение владеть ситуацией, принимать решения,  умение брать  на  себя  ответственность,  делать  верный политический    выбор (людей, проблем, первоочередных  задач).
  • Одновременно лидер должен уметь  удовлетворять  интересы  группы,  не выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в  зависимость  от  своих  благодеяний.   В этом случае он должен обладать функциями делового, интеллектуального лидера и лидера общения.

Для первого характерны организаторские  способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать сложные  задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции “мозгового центра”  группы.

Лидеру общения присущи  психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы. На  отношения  с  группой  и авторитет  лидера  оказывают  значительное  влияние  личный стиль  его поведения (авторитарный, жесткий  или демократический).

  • Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых). Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания - потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность такого лидера.
  • Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института (управления страной,  политическими движениями). Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего влияния.  От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера,  сколько его умение формулировать  общие  политические  требования,  обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Деятельность политика в данном случае определяется конкретной политической культурой.

3. Механизм политического  лидерства и его связь с  политической культурой

 

В античности, политическое лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения  лидера и его сторонников (“ведомых”) были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь непосредственно связывалась  с решением мировоззренческих вопросов, прокламацией определенных моральных  ценностей.

В средневековой Европе, политическое лидерство постоянно  теряет нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько  на личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной политической общностью. От лидера требуется  не столько быть нравственным образцом, сколько умение сплотить группу для  достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес. Такая  тенденция к прагматизации политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху Возрождения и в период буржуазных революций.

В современном обществе, политическое лидерство представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп), посредством специфических  механизмов вокруг выдвигаемой лидером  программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного  развития.

Политическое лидерство  служит институтом, который включает большую часть населения в  решение социальных проблем в  масштабе общества в целом. Как механизм интеграции общества, политическое лидерство  создается посредством не только правовой регламентации деятельности политика, но и моральными регуляторами. Судьба политика зависит от поступка, за который он необязательно несет юридическую ответственность, но может стоить ему карьеры.

В механизме политического лидерства, правовая регламентация деятельности политика связана с инструментами юридического контроля за принятием решений, их использованием, осуществлением обратной связи “политик - общество”. Чем более развита легальная сфера не юридического воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных способах) на лидера, его сторонников, тем более развит механизм политического лидерства, тем в большей степени последнее становится специфическим социальным институтом.

Социальная значимость политического  лидера прямо зависит от уровня политической культуры и активности масс. Преобладание активистской политической культуры, существование устойчивых демократических  традиций, наличие неконтролируемого  государством гражданского общества и  политической оппозиции, сужают возможности  для некомпетентного лидерства, различного рода волюнтаризма, злоупотреблений  властью и, вместе с тем, создают  благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и дарований. Поэтому совершенствование  системы отбора лидеров и повышение  демократической политической активности масс - это два важнейших условия  эффективного политического руководства  обществом.

 

4.Основные концепции политического лидерства

 

 

Лидерство присуще различным  формам социально-политической организации. Что же непосредственно лежит  в его основе? Какова природа этого  феномена? Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера?

На этот счет в современной  политологии несколько теорий. Прежде всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству.  Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям, компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и ораторские способности.

Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию. Так Ю. Джиннингс заметил, что “теория черт” в большей мере отражала черты экспериментатора, но не черты лидера. Он писал: “Исследования не доказывают, что превосходящий ум желателен или необходим для лидерства в бизнесе, а также в бюрократических организациях, где карьеру делают не самые умные, а самые изворотливые, беспринципные, умеющие приспосабливаться к вкусам…”. Кроме того,  оказалось, что при детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности людей оказываются невостребованными, не находят применения.

Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций  в условиях политической конкуренции  действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьирует  в зависимости от исторической эпохи  и особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Европе и на Ближнем Востоке (в США, Китае, Эфиопии и т.д.). К  тому же, во многих, главным образом  недемократических государствах, политическими  лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой  индивидуальностью.

Учет всего этого породил  вторую волну теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания большевиками власти.

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей, вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его “вторую природу”. Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток конкретных социальных обстоятельств.

Идею зависимости лидерства  от определенных социальных условий  развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.

С точки зрения ситуационного  подхода, лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты  лидера на митинге, другой - в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном общении и  т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и компетентность.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств  личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства  требованиями объективных обстоятельств. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был  получен вывод, что в современном  западном обществе большие шансы  на успех имеет беспринципный  человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Однако такие выводы, как  и ситуационная теория в целом, подтверждаются, далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том, что  она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые  прогрессивные тенденции и возможности  их использования и заблаговременно  решить острые социально-политические проблемы.

Уточнением, развитием и  качественным обогащением ситуационной теории, явилась теория, объясняющая  феномен лидера через его последователей и конституентов (избирателей). По этой теории, именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство.

Информация о работе Политическое лидерство