Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:28, контрольная работа
Лидер (от англ. Leader – ведущий, руководящий, управляющий). На этот вопрос можно было бы ответить вопросом: разве главные – не лучшие? Или наоборот? Видимо, политика подразумевает именно такой расклад. В самом деле, между народом, обществом и государством, властью всегда существовало своего рода соглашение думать так. Власть неизменно объяснялась, оправдывалась, возвышалась во мнении подчиненных и подданных как дарованная свыше, обладающая не только правом управлять, распоряжаться, командовать, но и умением править, знаниями и всеми прочими необходимыми для руководства качествами.
Введение 3
1. Определение лидерства 6
2. Объективная и субъективная стороны лидерства 14
3. Функции политического лидерства 17
4. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве 19
5. Типология политического лидерства 22
6. Современные тенденции развития лидерства. Лидерство в России 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
2. Объективная
и субъективная стороны
лидерства
Феномен лидерства коренится
в самой природе человека и общества. Явления,
во многом схожие с лидерством и называемые
«протолидерством», встречаются в среде
животных, ведущих коллективный, стадный
образ жизни, например в стадах обезьян
или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь
всегда выделяется наиболее сильная, достаточно
умная, упорная и решительная особь –
вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии
с его написанными законами, продиктованными
взаимоотношениями со средой и биологически
запрограммированными.
Лидерство основывается
на определенных потребностях сложно
организованных систем. К ним относится,
прежде всего, потребность в самоорганизации,
упорядочении поведения отдельных элементов
системы в целях обеспечения ее жизненной
и функциональной способности. Такая упорядоченность
осуществляется через вертикальное (управление
– подчинение) и горизонтальное (коррелятивные
одноуровневые связи, например разделение
труда и кооперация) распределение функций
и ролей и, прежде всего через выделение
управленческой функции и осуществляющих
ее структур, которые для своей эффективности
требуют, как правило, иерархической, пирамидальной
организации. Вершиной такой управленческой
пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость выделения лидирующих
позиций зависит от типа общности, составляющей
систему, и ее взаимоотношений с окружающей
средой. В системах с низкой групповой
интеграцией и высокой степени автономии
и свободы различных элементов и уровней
организации функции лидера выражены
слабо. По мере же усиления потребности
системы и самих людей в сложно организованных
коллективных действиях и сознания этих
потребностей в форме коллективных целей
– спецификация функций лидера и его структурное,
институциональное обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных
контактах их членов, институциализация
лидирующих позиций может не происходить.
Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные
качества личности, ее способность объединить
и повести за собой группу. В крупных же
объединениях, эффективность коллективных
действий которых требует четкой функционально-ролевой
дифференциации и специализации, а также
оперативности управления и жесткости
подчинения (например, в армии), институциализация
и формализация (официальное закрепление)
лидирующих позиций, придание им сравнительно
больших властных полномочий обязательны.
Именно к такому типу объединений
относится политика. В ней действуют огромные
массы людей, ставящие перед собой вполне
определенные, ясно осознанные цели и
испытывающие непрерывное противодействие
со стороны политических оппонентов. В
силу этого институциализация лидирующих
позиций проявляется в политике особенно
отчетливо.
Институциализация руководящих функций
отражается в понятии формального лидерства.
Оно представляет собой приоритетное
влияние определенного лица на членов
организации, закрепленное в ее нормах
и правилах и основывающее на положении
в общественной иерархии, месте ролевых
структурах, обладании ресурсами влияния.
В противоположность формальному, неформальное
лидерство характеризует субъективную
способность, готовность и умение выполнять
роль лидера, а также признание за ним
права на руководство со стороны членов
группы (общества). Оно основывается на
авторитете, приобретенном в результате
обладания определенными личными качествами.
Оба этих аспекта – формальный и неформальный
– характеризуют политическое лидерство.
Из всех определений политического
лидерства, рассмотренных выше, характеристика
лидерства как особого рода влияния представляется
наиболее плодотворной, поскольку она,
в отличие, например, от властной трактовке
лидерства, охватывает не только властные,
но и более «мягкие», опирающиеся лишь
на авторитет и убеждение виды руководящего
влияния, предполагающие не столь жесткое,
однонаправленное воздействие, как власть.
Итак, политическое лидерство
представляет собой постоянное приоритетное
и легитимное влияние одного или нескольких
лиц, занимающих властные позиции, на все
общество, организацию или группу. В структуре
лидерства обычно выделяют три главных
компонента: индивидуальные черты лидера;
ресурсы или инструменты, которыми он
располагает; ситуацию, в которой он действует
и которая оказывает на него влияние. Все
эти компоненты прямо влияют на эффективность
лидерства.
Если властные позиции и роли – объективная
основа политического лидерства – относительно
стабильности, с трудом и достаточно редко
подвергаются радикальным изменениям,
то личностный, персональный состав лидерства
более текуч и подвижен. Что же предопределяет
занятие властных позиций одними людьми,
в то время как другие довольствуются
ролью исполнителей воли лидера и его
окружения? Что непосредственно лежит
в основе лидерства?
3. Функции политического лидерства
Функции лидера
представляют собой главные направления
его
деятельности. Количество функций зависит
от ряда факторов: от
преобладающего типа культуры общества,
политического режима, зрелости
гражданского общества, уровня жизни большинства
населения и т.д. Так,
наличие зрелого гражданского общества
и демократической культуры у
граждан обусловливает ограниченное число
функций лидера, поскольку в таком обществе
политические роли и функции распределяются
между различными политическими институтами.
Изучая политику как лидерство,
американский исследователь Р. Такер выделил
три основные функции, которые выполняет
лидер.
1. Диагностическая
функция.
«Постановка диагноза» –
период, когда лидер изучает ситуацию,
оценивает ее, определяя наиболее важные
проблемы, вычленяя негативные тенденции
и устанавливает, что и как должно быть
исправлено. Свои выводы лидер делает
на основе полученной информации от советников,
помощников. Но, учитывая оценки экспертов,
лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.
Диагностическая функция связана с директивой.
2. Директивная
функция.
Она включает в себя определение
направления действий: как и что конкретно
надо предпринять в определенный момент,
чтобы решить проблему.
3. Мобилизационная
функция.
Но лидерство – это нечто
больше, чем анализ и принятие решений.
Это и «мобилизация» на выполнение решений,
вовлечение в конкретную деятельность
тех, кто нужен для решения задачи и достижения
поставленной цели. Лидерство в политике
выполняет важнейшую мобилизационную
функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы,
социальные слои, нация в целом. Многие
исследователи политического лидерства
считают, что многообразные социальные
интересы только с приходом лидера получают
четкое оформление и переносятся в центр
политической жизни. Лидер способствует
политической самоидентификации индивидов,
социальных групп, слоев. Действуя на людей
в массе, лидеры способны воодушевлять
и повести их за собой на реализацию самых
сложных задач, требующих от граждан и
мужества, и жертвенности, и героизма.
Таким образом, лидер – это
авторитетный член организации или социальной
группы, влияние которого позволяет ему
играть главную роль в принятии решений
в политическом процессе и конкретных
ситуациях. «Идеальное» лидерство есть
сочетание трех основных функций: «постановки
диагноза», определения направления действий
и мобилизации.
4. Личные качества
и роль среды в политическом лидерстве
Что является определяющим
в лидерстве – личностные качества или
ситуация, которая востребовала данную
личность, сделала ее необходимой? Спор
об этом идет давно. В работе «к вопросу
о роли личности в истории» Г.В. Плеханов
дал классический марксистский ответ,
что личность лишь видоизменяет физиономию
развития, но тенденции развития остаются
неизменными. И заметил по поводу Наполеона,
что нужна была шпага, и ее призвали. Французский
философ Ж. – П. Сартр, размышляя над выводом
Плеханова, ответил: не в том ли весь вопрос,
какая шпага призывается, и всякий ли из
призванных генералов мог сделаться императором
и залить кровью Европу. Спор продолжается.
Это не удивительно, так как лидерство
– является многомерное, и при его изучении
применяются разные подходы. Наиболее
интересные исследования как раз связаны
с изучением личностных качеств, необходимых
для лидера (концепция черт лидера), и с
анализом взаимосвязи лидера и среды,
лидера и его последователей.
Очень многие исследователи подчеркивают
значимость психологических качеств для
лидера. Так, М. Вебер считал, что политику
по призванию необходимо обладать такими
качествами, как страстью к делу, чувством
ответственности и глазомером – способностью
точной оценки ситуации. Если же политик
имеет психологическую склонность уходить
от ответственности и к тому же тщеславен,
то он быстро утратит позиции политического
лидера.
На рубеже XIX-XX веков повышенный
интерес возник к взаимоотношениям лидера
и массы, так как в активную политическую
борьбу в тот период включились широкие
слои трудящихся. Французские ученые
Т. Тард и Г. Лебон обратили внимание на
особую роль лидера в массовых движениях
и на психологические качества лидеров.
Политический лидер должен быть хорошим
психологом, инстинктивно понимать душу
толпы, уметь воздействовать на ее инстинкты.
Лебон заметил, что нередко лидерами толпы
оказываются нервно-возбужденные люди,
но одаренные сильной волей.
Русский социолог и представитель
народнического движения Н.К. Михайловский
в работе «Герой и толпа» также отмечал
необходимую для лидерства способность
– уметь быть гипнотизером, чтобы повести
за собой массы куда угодно.
Психологический редукционизм
получил классическое развитие в работах
австрийского психоаналитика З. Фрейда.
В ХХ веке интерес к психологии лидерства
и изучению важных для лидеров качеств
личности сохранился, но появились и новые
аспекты исследования. Г. Лассуэлл обратил
исследовательское внимание на психопатологию
в политике и на опасности, которые несет
политическое поведение лиц с отклонениями
в психике. Свойства человека как живой
личности и их влияние на политический
процесс изучал Э. Формм, немецко-американский
психолог и социолог. В работе «анатомия
деструктивности» Э. Формм исследовал
черты характера Гитлера. Некрофилия Гитлера,
деструктивные наклонности, озлобленность
и мстительная ненависть оказали определяющее
воздействие и на его политическую деятельность.
Многие решения фюрера были порождением
иррациональной деструктивности, считает
Формм.
Интерес к психопатологии
в политике не случайнен, так как возникновение
оружия массового поражения и огромные
силовые ресурсы власти создают серьезную
угрозу цивилизации. «Достаточно одного,
почти незаметного нарушения равновесия
в психике нескольких руководящих людей,
чтобы утопить мир в крови, в огне и в радиоактивности»,
– писал швейцарский психолог К.Юнг.
Изучение черт лидеров позволило
обобщить огромный эмпирический материал.
Американский исследователь Р. Стогдилл
проанализировал 124 изыскания, основанных
на «теории черт» лидеров и столкнулся
с непреодолимыми трудностями, так как
не было ни одной черты, с которой были
бы согласны все авторы. Оспаривались
даже такие, на первый взгляд, необходимые
качества, как сила воли и ум.
Несмотря на трудности, с
которыми столкнулись сторонники теории
«черт лидера», следует признать, что личностный
фактор значит очень много, но он приобретает
весомость лишь в контексте деятельности
лидера.
Среда для формирования
и деятельности лидера имеет огромное
значение. Разные политические режимы
создают и разные возможности для реализации
тех или иных целей и политических инициатив
лидера. При устойчивом конституционном
правлении авторитарные замашки лидера
«гасятся» механизмом сдержек и противовесов.
Развитая правовая культура общества
препятствует сомнительным в правовом
отношении инициативам лидера. Таким образом,
среда вводит ограничения для деятельности
лидера или создает благоприятные возможности
для развития тех или иных предрасположенностей
его характера.
При исходных экономических
и политических условиях личность накладывает
отпечаток на всю систему. Понятна разница,
например, между венгерским политическим
лидером Я. Кадором и политическим лидером
Румынии Н. Чаушеску. Тоталитарные режимы
в Германии, Италии, России возникли в
результате первой мировой войны, революций
и контрреволюций, но многое в истории
этих стран определяется личностью диктатора,
который находился на вершине власти.
Верно и то, что разные системы создают
и разные условия для реализации конкретных
личностных качеств.
Однако абсолютизация влияния
среды может вообще свести лидерство лишь
к функции ситуации, к эпифеномену. На
самом деле среда создает конкретную ситуацию,
в которой действует лидер. Средства, находящиеся
в руках лидера, также обуславливают процесс
его реагирования на проблемы и пути их
реализации. Сам лидер – часть среды и
не может отделить себя от ее.
5. Типология политического лидерства
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на:
- традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) – их авторитет основан на обычае, традиции;
- ационально-легальных или рутинных – это лидеры, избранные демократическим путем;
- харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции. Основоположник этой классификации М. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития, для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.
В современной
политологии нередко
- знаменосца, или великого человека;
- служителя;
- торговца;
- пожарного.
Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями были – Ленин, Мартин Лютер и др. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на:
- правящих и оппозиционных;
- крупных и мелких;
- кризисных и рутинных;
- пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.