Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:55, курсовая работа
Цель работы: исследовать политико-правовой режим, его понятие, сущность и виды.
Задачи работы:
рассмотреть сущность правовых режимов;
исследовать понятие государства и его сущность;
охарактеризовать политическое влияние форм государства;
изучить виды политических режимов.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Понятие политико-правового режима....…………………….... 6
1.1 Сущность правовых режимов……………………………………... 6
1.2 Понятие государства и его сущность ………….…………………. 10
Глава 2 Политический режим государства ...…………………………... 15
2.1 Политический режим: политическое влияние форм государства 15
2.2 Виды политических режимов …………………………………….. 19
Заключение ………………………………………………………………. 29
Список использованных источников литературы ……………………. 30
С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией19.
Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении. Общей чертой всех авторитарных государств является сильная исполнительная власть.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически, как мы уже сказали, у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко приживается и существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов всерьез поколебать шансы правящей элиты.
Понятие тоталитаризма не является как в политической, так юридической науке общепринятым в том смысле, в каком общеприняты термины "демократия" и "авторитаризм". Сама концепция тоталитарных режимов как принципиально отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое число авторитетов политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность авторитаризма.
Тем
не менее, в выделении тоталитарных
режимов в самостоятельную
Тоталитарными являются режимы, при которых:20
1) Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе.
2)
Партия организована не
3) Доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
4)
При тоталитаризме существует
террористический полицейский
5) Подавление личности, ущемление ее прав, препятствие ее свободному развитию.
6)
Полный (тотальный) контроль
7)
Огосударствление всех
8)
Личность фактически лишена
9)
Не учитывает особенностей
Отметив некоторые главные особенности политической системы тоталитаризма, приступим к рассмотрению ее структуры и основных принципов, на базе которых строятся как ее отдельные элементы, так и сама политическая система в целом21.
Прежде всего, выясним, какую основную задачу выполняет политическая система тоталитаризма. Если при конституционной демократии задача политической системы состоит в том, чтобы примирять и совмещать интересы различных общественных групп и разрешать конфликты между ними цивилизованными и демократическими методами, то при тоталитаризме политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу, то при тоталитаризме общество служит политической системе.
Но все же не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.
Таким образом тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
Таким
образом, в этом параграфе преимущественное
внимание было отведено классификации
политических режимов на демократические,
авторитарные и тоталитарные. Такой подход
вполне обоснован, учитывая то место, которое
данная классификация занимает в политической
науке. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть,
что это — лишь рамочная классификация,
помогающая организовать многообразие
имеющихся в политической науке концепций,
сформулировать самое общее представление
о том или ином политическом устройстве
Заключение
Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.
Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.
Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом, и каждого человека в отдельности.
Демократия,
как свидетельствует
Обстановка
в мировом сообществе конца XX – начала
XXI века свидетельствует, что антидемократические
режимы исторически и политически изжили
себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной
демократии. В этой связи возникает надежда,
что следующее столетие станет окончательной
ее победой. Следовательно, и типология
политических режимов уйдет в прошлое.
Список
использованных источников
литературы
Приложение 1
Общая схема государства
Приложение 2
Форма государства