Политический режим государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать политико-правовой режим, его понятие, сущность и виды.

Задачи работы:

рассмотреть сущность правовых режимов;
исследовать понятие государства и его сущность;
охарактеризовать политическое влияние форм государства;
изучить виды политических режимов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Понятие политико-правового режима....…………………….... 6
1.1 Сущность правовых режимов……………………………………... 6
1.2 Понятие государства и его сущность ………….…………………. 10
Глава 2 Политический режим государства ...…………………………... 15
2.1 Политический режим: политическое влияние форм государства 15
2.2 Виды политических режимов …………………………………….. 19
Заключение ………………………………………………………………. 29
Список использованных источников литературы ……………………. 30

Работа содержит 1 файл

К_печати-Курсовая-Политико-правовой_режим_сущность,_понятие,_виды.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

      Авторитарный  режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает  индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией19.

      Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении. Общей чертой всех авторитарных государств является сильная исполнительная власть.

      Слабые  стороны авторитаризма: полная зависимость  политики от позиции главы государства  или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

      Достоинства авторитарного режима: высокая способность  обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

      Любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие  ему удержаться у власти, не столько политические, сколько социальные и экономические. Политически, как мы уже сказали, у авторитаризма чаще всего нет ни стабильного источника власти, ни надежной опоры в виде массового движения. Более того, авторитаризм нередко приживается и существует в условиях сегментированного общества, в котором ни одна из конкурирующих политических группировок не имеет шансов всерьез поколебать шансы правящей элиты.

      Понятие тоталитаризма не является как в  политической, так юридической науке общепринятым в том смысле, в каком общеприняты термины "демократия" и "авторитаризм". Сама концепция тоталитарных режимов как принципиально отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое число авторитетов политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность авторитаризма.   

      Тем не менее, в выделении тоталитарных режимов в самостоятельную группу имеется своя логика, которая убеждает не только в сходствах авторитаризма и тоталитаризма, но и в их типологическом своеобразии.

      Тоталитарными являются режимы, при которых:20

      1) Есть массовая партия (с жесткой,  полувоенной структурой, претендующая  на полное подчинение своих  членов символам веры и их  выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе.

      2) Партия организована не демократическим  способом - она строится вокруг  лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

      3) Доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

      4) При тоталитаризме существует  террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных  режимах, однако, при тоталитаризме  полицейский контроль террористичен  в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

      5) Подавление личности, ущемление  ее прав, препятствие ее свободному  развитию.

      6) Полный (тотальный) контроль государства  над всеми сферами общественной  жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением.

      7) Огосударствление всех общественных  организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и других).

      8) Личность фактически лишена каких-либо  субъективных прав, хотя формально  они могут провозглашаться даже  в конституциях.

      9) Не учитывает особенностей религиозных  убеждений населения. Отдается  предпочтение одной из религий  или полностью отрицается религиозное  мировоззрение.

      Отметив некоторые главные особенности  политической системы тоталитаризма, приступим к рассмотрению ее структуры и основных принципов, на базе которых строятся как ее отдельные элементы, так и сама политическая система в целом21.

      Прежде  всего, выясним, какую основную задачу выполняет политическая система  тоталитаризма. Если при конституционной  демократии задача политической системы состоит в том, чтобы примирять и совмещать интересы различных общественных групп и разрешать конфликты между ними цивилизованными и демократическими методами, то при тоталитаризме политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу, то при тоталитаризме общество служит политической системе.

      Но  все же не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

      Таким образом тоталитаризм - исторически  обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом  за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

      Таким образом, в этом параграфе преимущественное внимание было отведено классификации политических режимов на демократические, авторитарные и тоталитарные. Такой подход вполне обоснован, учитывая то место, которое данная классификация занимает в политической науке. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что это — лишь рамочная классификация, помогающая организовать многообразие имеющихся в политической науке концепций, сформулировать самое общее представление о том или ином политическом устройстве 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

      Политический  режим как способ функционирования той или другой политической системы  определяется как социальными факторами  соответствующего государства, так  и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно  чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

      Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом, и каждого человека в отдельности.

      Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий  выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает  мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.

      Обстановка  в мировом сообществе конца XX – начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое. 
 
 

Список  использованных источников литературы 

  1. Конституция Российской Федерации. Москва, 1993.
  2. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. - М.: Юрид. лит., 2004.
  3. Алексеев С.С. "Государство и право" Москва, 2003.
  4. Алексеев С.С. "Общая теория права" Москва, 2001.
  5. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. -М.: Юрид. лит, 2003.
  6. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек,  2004.
  7. Аннерс Э. История европейского права: Пер. со швед. - М.: Наука, 2004.
  8. Давид. Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 2008.
  9.    Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов на Дону: Феникс, 2004.
  10. Зивс C.Л. Источники права. - М.: Наука, 2001.
  11. Коллектив авторов "История государства и права России" Москва, БЕК, 2003.
  12. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. - М.: ИГП РАН, 2002.
  13. Лившиц Р.З. Теория права. - М.: Бек, 2004.
  14. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. - М.: Наука, 2003.
  15. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Юрист, 2004.
  16. Оганесян А.А. Политология. М.: Издательство ПРИОР. 2005.
  17. Российское законодательство: проблемы, перспективы. - М.: Бек, 2005.
  18. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. – М.:Юрист, 2008.
  19. Теория государства и права. Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова - М.: Юрист, 2005.
  20. Учебник для ВУЗов под редакцией Марченко "Теория государства и права: учебник для ВУЗов по специальности: "Правоведение"" Москва,МГУ, 2007.
  21. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс, 2005.
  22. Черниловский Э.М. Правовое государство: исторический опыт // Государство и право. - 2009.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Приложение 1

Общая схема государства

 

Приложение 2

Форма государства

 
 

Информация о работе Политический режим государства