Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:55, курсовая работа
Цель работы: исследовать политико-правовой режим, его понятие, сущность и виды.
Задачи работы:
рассмотреть сущность правовых режимов;
исследовать понятие государства и его сущность;
охарактеризовать политическое влияние форм государства;
изучить виды политических режимов.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Понятие политико-правового режима....…………………….... 6
1.1 Сущность правовых режимов……………………………………... 6
1.2 Понятие государства и его сущность ………….…………………. 10
Глава 2 Политический режим государства ...…………………………... 15
2.1 Политический режим: политическое влияние форм государства 15
2.2 Виды политических режимов …………………………………….. 19
Заключение ………………………………………………………………. 29
Список использованных источников литературы ……………………. 30
Содержание
Введение ………………………………………………………………….. | 3 | |
Глава 1 Понятие политико-правового режима....…………………….... | 6 | |
1.1 | Сущность правовых режимов……………………………………... | 6 |
1.2 | Понятие государства и его сущность ………….…………………. | 10 |
Глава 2 Политический режим государства ...…………………………... | 15 | |
2.1 | Политический режим: политическое влияние форм государства | 15 |
2.2 | Виды политических режимов …………………………………….. | 19 |
Заключение ………………………………………………………………. | 29 | |
Список использованных источников литературы ……………………. | 30 | |
Приложение 1 ……………………………………………………………. | 32 | |
Приложение 2 ……………………………………………………………. | 33 |
Введение
Актуальность исследования: Происходящие в современной России динамичные социально-экономические, культурные, национальные, экологические, демографические, информационные и иные процессы не могут не сказываться на правовой сфере, что, в свою очередь, влечет и модификацию юридической формы. Один из наиболее сложных и вместе с тем наименее исследованный элемент этой формы - правовой режим. А поскольку всякий правовой режим неизбежно имеет и политическое содержание, то речь, в сущности, идет о политико-правовых режимах.
Научная и практическая значимость данной проблемы определяется тем, что в сложившихся условиях требуются обновленные политико-правовые режимы, отвечающие духу времени, связанные с появлением новых государственных состояний, нетрадиционных для нас субъектов и объектов права, интенсивным развитием различных форм собственности, частного права, предпринимательской деятельности, переориентаций на другие, более совершенные и свободные методы правового регулирования, сменой приоритетов в системе юридических средств и ценностей.
Слово "режим" весьма богато по своему содержанию, употребляется в самых разных смыслах и контекстах. В переводе с французского оно означает: 1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна); 3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например судоходства, лесо-водо-землепользования, охоты, рыболовства и т.д.); 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражение: режимное производство).
Многозначность понятия "режим" свидетельствует о его междисциплинарности, о том, что оно используется в различных областях научного знания. В наибольшей же степени оно применяется в политико-правовых исследованиях, так как позволяет гораздо глубже и полнее раскрыть состояние современного общества, характер происходящих в нем перемен.
Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов, приемов, способов осуществления государственной власти, то политический режим -это функциональная (деятельная ) сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие параметры правовых режимов. Именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально осуществляются режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в юридическую форму.
Объектом исследования является политико-правовой режим.
Предметом исследования является изучение политико-правового режима.
Теоретическую основу данной курсовой работы составляют материалы из учебной и научной литературы, труды таких авторов как .
Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных и частно-научных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.
Цель работы: исследовать политико-правовой режим, его понятие, сущность и виды.
Задачи работы:
Структура
работы определяется целью и задачами
исследования; состоит из введения, двух
глав, логическим образом разбитых на
параграфы, заключения и библиографического
списка.
Глава 1 Понятие политико-правового режима
Правовой режим - органическая часть государственного и политического режимов. Если государственный режим определяется обычно как совокупность методов, приемов, способов осуществления государственной власти, то политический режим - это функциональная (деятельная) сторона политической системы общества. Политический и государственный режимы, отражая содержательный момент принятия и исполнения управленческих решений, придавая политической жизни определенную направленность, непосредственно обусловливают основные черты, состояние, общие параметры правовых режимов. Именно с помощью правовых режимов практически утверждаются и реально осуществляются режимы государственные и политические, ибо последние, как правило, облекаются в юридическую форму1.
В качестве примеров различных по своему содержанию и формам проявления можно назвать правовые режимы: финансовой стабилизации; протекционизма; въезда и выезда за границу; отдельных свободных (офшорных) зон и территорий; военного положения; паспортный; хранения и транспортировки ядерного и химического оружия; санкций; моратория; эмбарго; и т.п.
Правовым
режимам присущи следующие
Правовые режимы непосредственно отражают важнейшие элементы правовой политики государства, о которой писали еще русские дореволюционные юристы (С. Муромцев, Л. Петражицкий, Н. Коркунов, Г. Шершеневич и др.). В самом общем виде они определяли правовую политику как прикладную науку, призванную оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права.
Сегодня, вероятно, можно гораздо шире обозначить правовую политику как совокупность правовых средств, целей, задач, установок, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство власти, ее сущности, устройства, функционирования, социальной направленности, степени демократичности. Вот почему мы пользуемся в данной статье как общим понятием "политико-правовой режим", так и раздельными - "политический" и "правовой" режимы2.
Правовой режим обусловлен прежде всего интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих к себе особых подходов, форм и методов правового опосредования, своеобразного юридического инструментария. Данный феномен отвечает на вопрос: зачем, для чего и кому он нужен, как можно достичь желаемой цели?
Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С. Алексеевым, что, прежде всего, правовой режим можно рассматривать как своего рода "укрупненный блок" в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений3.
Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. Особенно это важно в период экономических, политических и культурных преобразований, осуществляемых сегодня в России.
Исключительное
значение в наши дни приобретает
режим выборов как
Хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, что собственно и гарантирует высокий уровень их нормативности, они тоже эволюционируют, адаптируются к современным условиям и реалиям. Нет и не может быть "вечного" правового режима.
Самостоятельную группу признаков формы государства составляет характеристика политико-правового режима в стране. Политико-правовой режим в стране (ППР) — это совокупность приемов, методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, но, кроме того, и способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, объединений и т.д.) 4.
Таким
образом, ППР отражает степень развития
права и демократии в стране. Под
правом понимается общественные правила
поведения, санкционированные государством
и закрепленные в виде законов
и обеспечивающиеся мерами государственного
принуждения.
ППР можно классифицировать по двум основным
типам: демократический и антидемократический.
В свою очередь антидемократический режим
может быть: тоталитарным, авторитарным,
олигархическим, финансово-олигархическим,
расистским. С точки зрения законности
ППР может быть: легитимным и нелегитимным.
Изменение,
корректировка или даже замена тех
или иных режимов могут быть связаны
с процессами демократизации действующих
государственных институтов, совершенствованием
системы административного
Не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, направлены на защиту интересов государства и личности.
Таким
образом, правовые режимы непосредственно
отражают важнейшие элементы правовой
политики государства, устанавливаются
законодательством и обеспечиваются государством,
регламентируют конкретные области общественных
отношений, выделяя во временных и пространственных
границах те или иные субъекты и объекты
права, представляют особый порядок правового
регулирования, состоящий из совокупности
юридических средств и характеризующийся
определенным их сочетанием, создают
конкретную степень благоприятности либо
неблагоприятности для удовлетворения
интересов субъектов права.