Политический режим государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать политико-правовой режим, его понятие, сущность и виды.

Задачи работы:

рассмотреть сущность правовых режимов;
исследовать понятие государства и его сущность;
охарактеризовать политическое влияние форм государства;
изучить виды политических режимов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Понятие политико-правового режима....…………………….... 6
1.1 Сущность правовых режимов……………………………………... 6
1.2 Понятие государства и его сущность ………….…………………. 10
Глава 2 Политический режим государства ...…………………………... 15
2.1 Политический режим: политическое влияние форм государства 15
2.2 Виды политических режимов …………………………………….. 19
Заключение ………………………………………………………………. 29
Список использованных источников литературы ……………………. 30

Работа содержит 1 файл

К_печати-Курсовая-Политико-правовой_режим_сущность,_понятие,_виды.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
center">2.1 Понятие государства и его сущность 

      Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами классами, а также в защите частной и коллективной собственности. Общая схема государства приведена в Приложении 1.

      Эти и ряд других обстоятельств послужили  причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры  общества, получившей название «государство».

      Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе5.

        Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

      Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

      В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные

      Возникновение государственности обусловлено  причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство  возникает, существует и развивается  как результат  усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

          Понятие государства включает  в себя характеристику его  сущности. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства  – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах.

      С понятием и сущностью государства  тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций.

      Социальное  назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

      Можно выделить следующие признаки государства:6

  • наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей

с населением страны, материализованной в специфических  принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство  обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

  • система налогов, податей, займов (необходимы для материального

обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

  • территориальное деление населения (государство объединяет своей

властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);

  • суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории

и независимость  в международных отношениях);

  • право (государство не может существовать без права, так как последнее

юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);

  • монополия на легальное применение силы, физического принуждения

(возможность  лишить граждан высших ценностей,  каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

     Структура государства:7

По  разделению власти:

- система законодательных (представительных) учреждений;

- исполнительно-распорядительные органы;

- судебные органы.

По  выполняемым функциям.

- Органы, осуществляющие внутренние функции:

 - охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

 -социально-экономическое   регулирование (финансово-налоговый  аппарат, органы связи, коммунальной  службы, транспорта;

 - духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

- Органы, осуществляющие внешние функции:

- вооруженные силы;

- разведка;

- органы межгосударственных отношений.

      Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Наглядно форма государства представлена  в Приложении 2.

      Форма государства определяет - кто и как правит в обществе, как уст роены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные  и  политические образования  с  государством,  как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

      От  формы государства зависит сама политическая жизнь в обществе устойчивость государственных институтов.

      Элементы  формы государства можно назвать следующие:

      - форма правления. Характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

      - форма государственного устройства. Отражает территориальную структуру государства,   соотношение между государством   и его составным территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные

      - политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.

      Таким образом, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государство возникает тогда, когда развития экономики достигают определенного уровня. 
 
 
 
 
 

Глава 2 Политический режим государства

2.1 Политический режим: политическое влияние форм государства 

      Политический  режим - содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти - демократическом  или недемократическом.

      Поэтому категория политического режима не говорит о государстве - монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

      Понятие "политический режим" включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.8

      Можно назвать следующие основные признаки политического режима:

   1. Режим недостаточно связывать  лишь с формой правления. Он  способствует организации макросоциальных  процессов. В этом режим близок  по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

   2. Очевидно, что режим обеспечивает  не только динамизм, но и определенную  стабилизацию в политической  системе, приводя ее элементы, структурные характеристики в  упорядоченное взаимодействие, обеспечивая  их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур.

   3. Режим, несомненно, представляет  собой совокупность властных  структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институты многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других – политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально другие структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

   4. Любой режим в своей деятельности  обращается к тем или иным  методам достижения целей. Режимы  могут существенно отличаться  друг от друга, в зависимости  от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и тоже, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов9.

   Обладающие  нередко сходными репрессивными  структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к  фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным является использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам.

   5. Режим по сравнению с системой  обладает своими собственными временными характеристиками. «Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими политологами Дж. Барнсом, М. Картером и М.

Информация о работе Политический режим государства