Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление механизмов формирования имиджа политического лидера.
Задачи курсового проекта.
Первая глава будет строиться на основе теоретических знаний о проблематике имиджа политика. В частности, оценки того, какими методами можно исследовать имидж и как это может отразиться на электорате. Тем самым, можно выявить способы создания имиджа политического лидера и факторы, влияющие на создание мнения населения. Хотелось бы глубже проанализировать все качества в совокупности и определить наиболее важные подходы к решению проблемы, - какой должен быть политический лидер. Также хотелось бы сделать акцент на то, как политик должен формировать свой имидж, по отношению к аудитории.
Вторая глава содержит в себе как эмпирические исследования имиджа политического лидера у различных исследователей, так и проведённое нами исследование имиджа в рамках курсовой работы. Задачей практической части является выявление отношения электората к современным политическим лидерам, с целью того, чтобы в последующем изучении темы сделать заключения, непосредственно касающиеся имиджевых составляющих политиков.
Введение ……………………………………………………………………………….
Глава 1. Имидж политического лидера………………………………………………
1.1Методы формирования имиджа политического лидера …………………….4
1.2 Образ кандидата……. …………………………………………………………9
Глава 2. Формирование образа политического лидера в США …………………..
2.1 Методическое основание изучения имиджа политического лидера
2.2
Заключение …………………………………………………………………………….
Библиографический список …………………………………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… |
||
Глава 1. Имидж политического лидера……………………………………………… |
||
1.1Методы формирования имиджа политического лидера …………………….4 |
||
1.2 Образ кандидата……. …………………………………………………………9 |
||
Глава 2. Формирование образа политического лидера в США ………………….. |
||
2.1 Методическое основание изучения имиджа политического лидера |
||
2.2 |
||
Заключение ………………………………………………… |
||
Библиографический список ………………………………………………………….. |
Актуальность темы исследования. В наше время, когда выборы стали нормой политического процесса, политиков все больше заботит их облик в глазах потенциальных избирателей. Впечатление, которое они произведут, непосредственно повлияет на решение избирателя при голосовании. Крупнейший специалист по предвыборным технологиям Ж.Сегела утверждал: «Нужно рекламировать человека, а не партию. Идею, а не идеологию. Будущее, а не прошлое. Проект, а не программу». Избиратели заблуждаются: они знают не политиков, а имиджи, которые политики им предлагают. Они голосуют даже не за людей, а за те или иные «проекты».
Целью курсовой работы является выявление механизмов формирования имиджа политического лидера.
Объектом данного курсового проекта является имидж политика в целом, а предметом – методы формирования политического имиджа.
Задачи курсового проекта.
Первая глава будет строиться на основе теоретических знаний о проблематике имиджа политика. В частности, оценки того, какими методами можно исследовать имидж и как это может отразиться на электорате. Тем самым, можно выявить способы создания имиджа политического лидера и факторы, влияющие на создание мнения населения. Хотелось бы глубже проанализировать все качества в совокупности и определить наиболее важные подходы к решению проблемы, - какой должен быть политический лидер. Также хотелось бы сделать акцент на то, как политик должен формировать свой имидж, по отношению к аудитории.
Вторая глава содержит в себе как эмпирические исследования имиджа политического лидера у различных исследователей, так и проведённое нами исследование имиджа в рамках курсовой работы. Задачей практической части является выявление отношения электората к современным политическим лидерам, с целью того, чтобы в последующем изучении темы сделать заключения, непосредственно касающиеся имиджевых составляющих политиков.
Для создания работы использовался системный метод, так как именно он позволяет рассмотреть взаимосвязь между имиджем лидера и электоратом, структуру, типы, процесс формирования имиджа политического лидера и особенности его восприятия в США.
Глава 1. Имидж политического лидера
1.1 Методы формирования имиджа политического лидера
В данной работе имидж рассматривается как нечто, принадлежащее субъекту, но всегда нуждающееся в трансляции и закреплении общественного сознания. Закрепление необходимо в целях создания у объекта уверенности в том, что это - именно его, а не навязанное откуда-то сверху, видения ситуации, а также в том, что может тем или иным образом оказывает на эту ситуацию влияние.1
Формирование имиджа лидера в коммуникативном пространстве предполагает в качестве необходимого условия то обстоятельство, что образ политика не только сам является символом, но и существует в мире символов.2 Такой тенденции придерживаются многие авторы, а именно И. Гофман. Он всю представленную реальность толкует как непрерывно творимый продукт повседневных взаимодействий, интерпретаций. Автор справедливо заметил, что человек посредством различных «масок», «декораций» способен управлять индивидами, способен идеализировать себя таким образом, что окружающие будут видеть в нём авторитета, лидера. Зачастую, продвижение вверх требует представления себя определённым образом, исполнение каких-либо ролей не свойственных индивиду в обычной жизни. Как только некое лицо достигает назначенной цели, он научается применять различные маски, которые предпочтительны в той или иной среде.
В последнее время наблюдается быстрый и качественный скачёк исследований лидерства. Существование множества различных интерпретаций привело к необходимости упорядочивания понятия - лидер. Для того чтобы более глубоко и научно изучить выбранную нами проблематику необходимо рассмотреть типологию изучаемого объекта. Наиболее традиционную и понятную типологию представляет вниманию Б.И Кретов в статье с аналогичным названием «Типология лидерства».
Одна из первых типологий (и наиболее влиятельная по сей день) была предложена М. Вебером. В её основе лежала классификация авторитета лиц, осуществлявших власть. Автор различал:
1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций.
2) рационально-легальное, или бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка.
3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культе его личности. Оно возникает в критических ситуациях. Авторитет традиционного лидера опирается на многолетний обычай. Благодаря происхождению человек наделяется правом на лидерство. Для доиндустриального общества характерен именно такой тип лидерства.
Для индустриального общества характерно рационально-легальное или бюрократическое лидерство. В данной ситуации лидером становятся не в силу каких-либо личностных качеств (хотя лидер должен продемонстрировать определённый уровень своей компетентности), а с помощью законных процедур.
Среди вышеотмеченных типов лидерства, наибольшей популярностью пользуется харизматический тип. Харизматический лидер, по мнению М. Вебера, должен видеть своё предназначение как «признание свыше». Харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер.
Традиционное и
Но веберовской концепции присущи свои минусы. Автор исходит из психологической трактовки типов лидерства, но в дальнейшем он склонен рассматривать их как объективные общественные структуры. Историзм, в общем, чужд теории Вебера: история рассматривалась как продукт деятельности отдельных личностей, в данном случае харизматических лидеров. В последствии Э. Шлиз подчёркивает, что вся власть претендует на трансцендентное обоснование своего существования.
В современной политологии существует множество типологий лидерства. Немецкий социолог Теодор Гайгер различает функциональные и целостные типы, которые в свою очередь делятся на дробные классы и подклассы. Интересна типология, предложенная Эдуардом де Боно, который фиксирует более десятка разновидностей лидеров: генератор идей, синтезатор, дипломат, коммуникатор, организатор и т.п.
Имидж лидера конкретно и чётко создаётся в сознании населения, то есть основная часть его представляет определённый набор желаемых характеристик, удовлетворяющих требованиям большинства, поэтому при создании имиджа необходимо добиться доверия, признания компетентности лидера.
Созданием условий презентации имиджа, в системе коммуникативного пространства, занимаются имиджмейкеры, которые способны избежать наиболее часто встречающихся ошибок в формировании образа политика. В. В. Смолякова в своей статье «Имидж политического лидера» выделила:
1. эффект пессимизма. Устранение этой преграды особенно важно, поскольку пессимист винит в своих проблемах других, а оптимист пытается сам найти пути выхода из критической ситуации;
2. эффект «бумеранга», когда высказанные обвинения возвращаются к тому, кто их произнёс. В этом случае стоит опираться на конструктивную критику, которая помогает продемонстрировать уровень своей компетентности;
3. эффект «расслабления» аудитории, апелляция наиболее «острым» событиям, экспромт речи, эмпатичность - вот, что позволит держать аудиторию под контролем, завоевать доверие.
Устранением тех или иных недостатков в имиджмейкинге зависит от совокупности правил и методик, которые разрабатывает имиджмейкер. Поэтому стоит обратиться к методам, с помощью которых обеспечиваются наиболее эффективные самопрезентации в сфере коммуникативного пространства.
Одним из главных методов является позиционирование. Имиджелогия переняла это понятие из маркетинга, и означает интерпретацию целей и назначения объекта с учётом интересов потребителя. Одной из основных целей позиционирования становится приближение к определённому эталону, востребованному на подсознательном уровне.
Так же существует группа методов, непосредственно связанная с представлениями имиджа при помощи общения с массами.
Имидж - это наглядное свидетельство иллюзии совместимости политика и народа. Обретение имиджа невозможно без решения проблемы доверия.3
С этим утверждением мы полностью согласны: чтобы расположить к себе аудитории, необходимо изучить её психологию. Психологическое состояние толпы бывает различным, и оно во многом зависит от того, насколько однороден её демографический или социальный состав.
Так же используется эффект психологической зараженности как метод эмоционального обобществления людей.
Ещё один метод воздействия на массы – метод социально-психологической стратификации. Так как в массе велик разброс по различным характеристикам, поэтому необходимо группировать каждого из представителей по признакам (слой безработных, интеллигенция), обращаться к актуальным для них проблемам. Это облегчает установление контакта с аудиторией.
Следующим методом воздействия на аудиторию является так называемый «игровой приём»4, об эффективности которого свидетельствует психология толпы. Этот механизм сводится к вероятности становления политического лидера властелином, через нестандартные отношения с толпой. В этом случае приоритет получает личный имидж политика, возбуждая положительные эмоции у массы.
В процессе непосредственного общения с аудиторией большое значение имеет эффект визуального восприятия. В первую очередь внешний облик политического лидера, затем – мимика и жесты выступающего.
В роли методов формирования имиджа политического лидера может выступать «речевой имидж».5 Ещё Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». С этим высказыванием можно полностью согласиться, так как посредством речи можно составить вернейшее представление о человеке. Тем более для политического деятеля слово является важнейшим инструментом воздействия на людей. В борьбе за электорат речевой имидж занимает далеко не последнее место.
У электората сложился определённый эталон публичного слова в сфере политического ораторства. Аспектами, выделяемыми респондентами, оказались: уместность, выразительность, «диалогичность», обязательное условие грамотности.
Имя политика, не менее чем речь, влияет на его положение в глазах электората. «Эффект имени»6 - весьма многоплановый феномен, имеющий различные эмпирические проявления. Имена несут в себе дополнительные сведения о личности, необходимые для будущего выбора респондента, но вместе с этим пристрастная информация, не только формирует, но и реструктурирует мнение людей по обсуждаемым проблемам. В итоге ответы становятся предвзятыми и ангажированными.
Имидж представляет собой адекватную реакцию, на определённого рода ожидания. Полноценный, устойчивый имидж должен базироваться на глубокой профессиональной компетентности, богатом политическом опыте.
Сегодня у средств массовых коммуникаций гораздо больше информации о политических лидерах. Эта информация представлена в качественно новом видении, так как отражает различные подходы, точки зрения.
Электорат чутко реагирует на любое направленное воздействие с целью изменения образа политического лидера.7
Созданные на сегодняшний день технологии способны интерпретировать уже сложившийся имидж политика, в первую очередь, за счёт усиления его индивидуальных черт. При этом они не создают новые образы, а лишь корректируют старые. У единомышленников любого лидера его образ смещён к области максимальной привлекательности. Но в целом эта область в глазах населения остается вакантной.
К примеру, в ходе исследований, которые представили С.Г. Климова и Т.В. Якушева, чётко выражен запрос в российском обществе на деловые качества политического лидера-это реакция на отсутствие динамизма в жизни России в последние годы правления Б. Ельцина. Активность, решительность, последовательность, деловитость – это качества, с помощью которых электорат ожидает динамичного развития страны.