Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, доклад
Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.
А) Практическое чувство хотя и содержит в себе практические правовые и практические моральные определения и законы, но в непосредственном, а следовательно, неразвитом и непродуманном и, самое главное, в нечистом виде из-за примеси субъективной единичности. Необходимо заметить, что у практического чувства нет никакого иного истинного содержания, кроме определенным образом знаемых прав, обязанностей и законов, что с одной стороны, практическое чувство смутно и определено единичностью, а с другой - может быть поставлено выше определенного сознания этих прав, обязанностей и законов лишь постольку, поскольку соблюдаются они по отдельности и практическое чувство по отношению к ним можно считать тотальностью.
Б) Чувствовать какое-нибудь практическое определение и в то же время чувствовать то противоречие, что это внутреннее определение не реализовано, хотя реализовать его крайне важно, и значит иметь побуждение. Такое побуждение свойственно субъективной пироде и направлено только на свою определенность. Вожделение есть единичное определение (природного) побуждения. В зависимости от того, соответствует или не соответсвует ему внешнее наличное бытие, чувство становится приятным либо неприятным. При природных побуждениях и вожделениях практический дух остается в естественности и является существом зависимым, несвободным.
В) Необходимо, чтобы дух избавился от погруженности в природные побуждения и поднялся до такой всеобщности, когда каждое отдельно побуждение не расценивается как абсолютное, а ставится на свое место и получает должную оценку только в качестве момента тотальности, чем и очищается от субъективной случайности.
Определение духа - это и есть его законы. Но они не являются его внешними, природными детерминациями; его единственное определение, в котором и содержатся все остальные, - это его свобода. Она служит и формой, и содержанием его законов. Последний может быть правовым или политическим.
Право.
Дух как свободное, сознающее
себя существо есть то равное самому себе
Я, которое в своем абсолютно
отрицательном отношении
Право - это отношение людей друг к другу, поскольку они являются абстрактными лицами. Противоречащим праву является поступок, которым человек не признается как лицо, иначе говоря, поступок, нарушающий сферу свободы челоыека. Таким образом, правовое отношение друг к другу, согласно своему основному определению, носит негативный хпрактер и не требует, собственно, оказывать другому что-либо позиьтивное, а требует только признавать его как лицо.
Внешнюю сферу права и свободы составляет собственноть, подведение ничьей вещи под мою власть и волю. Владение является стороной произвольного присвоения. Стороной же собственности, как таковой, является та всеобщая сторона, что владение есть проявление моей воли, которая другим должна рассматриваться как нечто абсолютное.
Я могу отчуждать от себя свою собственность, а именно то, что действительно является собственностью, то есть, с одной стороны, есть мое, а с другой - обладает моментом внешнего наличного бытия. Неотчуждаемы, следовательно, мой разум, моя свобода, моя личность и вообще все то, что составляеет необходимое содержание моей свободы.
Я могу продать свою собственность другому и приобрести себе чужую собственность. Это приобретение происходит только по договору, по взаимному согласию со стороны одного лица отказаться от некоторой собственности и передать ее другому, а со стороны другого - принять ее.
Сфера моей свободы включает мою личность и отношение вещи к ней; когда другие эту сферу нарушают, то это может иметь или только тот смысл, что мне не принадлежит лишь данная вещь, причеми личность мою признают, или же тот, что не признают самое мою личность, что и бывает в случае насильственного причинения ущерба моему телу и жизни.
В моей личности другой непосредственоо оскорбялет свою собственную. Оскорбляя мою личность, он совершает по отношению ко мне не нечто единичное, а нечто всеобщее. То, что он совершил по отношению к самому себе в плане понятия, необходимо совершить по отношению к нему в действительности. Если это осуществляется самим оскорбленным лицом, то это месть; если же месть совершается некоторой всеобщей волей и во имя всеобщей воли, то месть называется наказанием.
Право, касающееся собственности, является предметом гражданского права; право, касающееся личности, является предметом уголовного права. Науку об основных понятиях права назвали естественным правом, как будто существует какое-то право, принадлежащее людям от природы, и какое-то отличное от него право, возникающее в обществе в той связи, что там естественным правом как истинным правом приходится частично пожертвовать. На самом же деле благодаря обществу возникают всего лишь особенные права, отсутствующие в том праве, основой которого служит только единичная личность. Но вместе с тем они-то и представляют собой ликвидацию односторонности указанного принципа и егол истинную реализацию.
Государство (реальный дух)
Природное общество семьи расширяется до всеобщего государственного общества, которое представляет собой связь, возникшую столь же благодаря природе, сколь и благодаря свободной воле, и основывается столь же на праве, сколь и на морали, но выступает в общем и целом не столько как общество, состоящее из индивидов, сколько как внутри себя единый, индивидуальный народный дух.
Наука о государстве есть представление той организации, какой обладает народ внутри себя живое органическое целое.
Государство как нечто всеобщее представляет собой противоположность индивидам. Оно тем совершеннее, чем больше всеобщее соответствует разуму и чем больше индивиды согласны с духом целого.Необходимый образ мыслей и действий граждан по отношению к государству и правительству заключается в не в слепом повиновении их приказам и не в требовании, чтобы каждый давал свое индивидуальное согласие на учреждения и мероприятия государства, а в доверии к нему и в благоразумном повиновении ему.
В состав государства входят
различные власти, представляющие собой
моменты его организации.
Различные сословия в государстве - это в сущности те конкретные различия, сооответственно которым индивиды и делятся на классы. Классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов и образования, покоящихся в свою очередь отчасти на неравенстве по рождению, отчего индивиды и получают к одному роду деяетельности, полезный для государства, большую прибыльность, чем к другому.
Конституция устанавливает
разделение и отношение друг к
другу различных
Нравы, законы и конституция
составляют внутреннюю организованную
жизнь народного духа. В них
то и выражен принцип его
Эта, так сказать историческая
история рассматривает
Философская история не только
схватывает принцип народа исходя из
его учреждений и судеб, и затем
излагает события исходя из этого
принципа, но рассматривает главным
образом всеобщий мировой дух, то,
как он во внутренней связи через
историю раздельно
Не все народы идут в счет в мировой истории. Каждый соответственно своему принципу выступает в свой момент. Затем он исчезает со сцены, по видимому навсегда. Не случайно приходит его очередь.
Учение Канта о государстве и праве
Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).
Кант осознавал, как важна проблема правопонимания, и насколько важно ее сформулировать. "Вопрос о том, что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики, представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, т.е. с тем, что предписывают или предписывали закона данного места и данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое и несправедливое, - с этим он никогда не справится, если только он не ставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". Здесь разум, по Канту, есть способность (и воля) создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного суждения.
Истинное
призвание права - надежно гарантировать
морали то социальное
Осуществление
права требует того, что бы
оно было общеобязательным. Всеобщая
обязательность права
Государственность
вызывает к жизни и ее бытие
и оправдывает требования
Государство
- объединение множества людей,
подчиненных правовыми
Кант
многократно подчеркивал
Анализируя
происхождение государства,
Кантовское
толкование природы этого