Политические учения Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, доклад

Описание работы

Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.

Работа содержит 1 файл

Политические учения Средневековья и Гегеля, Канта.docx

— 34.11 Кб (Скачать)

Политические  учения Средневековья.

Средние века человеческой истории по сравнению  с Древним миром характеризуются  застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится  и к политическим учениям. Вся  средневековая политическая мысль  носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.

 Древний  мир не знал отделенного от  общества государства и отделенной  от государства какой-либо сферы  жизнеустройства лю¬дей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религи-озный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала за-рождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. В связи с этим, можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных более значимых, нежели политические идеалов.

 Практическая  реализация этой идеи наблюдается  в попытках утвер-ждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Так, с XI века папа Григорий VII предпринимает попытки распространить принцип верховенства власти пап над властью светских правителей. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075 г.) содержит пункт о праве папы низлагать императоров. Согласно этому положению, папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть.

 Попытка  распространить верховенства церкви  на политическую власть не  увенчалась успехом. Вместе с  тем, важно подчеркнуть, что  именно в средневековый период  обозначился переход от древней  по-литической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.

 Поскольку  господствующей политической идеологией  в средние века в Западной  Европе стала идеология католической  церкви, а духовенство стало первым  сословием нового феодального  общества, то новые политические  учения в соответствии со своим  местом в жизни общества разрабатывали  представители католического духовенства. 

 Политические  взгляды А. Августина. Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому вар-варами. В ситуации нарастания хаоса и разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, Августин создает свое произведение «О граде Божием», в котором поднимает вопросы о го-сударстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти и поста-вить государство под контроль христианской церкви. По его мнению, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и все-возможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Августин полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь. Именно Августин первым выдвинул идею господства церкви над властью и обществом.

 Политическое  учение Фомы Аквинского. Крупнейшим идеологом средневекового католицизма в XIII в. стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). В своих трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Фома Аквинский пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. Вместе с тем, Фома утверждает, что если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви.

 В своем  учении о государстве Ф. Аквинский  говорит о четырех воз-можных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические. К элементам демократии Фома относит возможность и право церкви воззвать к подданным при необходимости низвергнуть монарха-тирана.

 Ереси.  Ответом на всевластие и произвол  церкви и феодалов в этот  период истории явились еретические  взгляды и движения, которые в  религиозной форме были революционной  оппозицией существующему строю.  Первым крупным еретическим движением, была ересь «богомилов», возникшая в X в. в Болгарии. «Богомилы» утверждали, что феодальная собственность и крепостное право созданы «дьяволом», «злой силой», стремились к возрождению демократических традиций раннехристианских общин. Последователями богомилов были еретические учения вальденсов, катаров, альбигойцев.

Политические  взгляды Макиавелли (государь)

 Николло Макиавелли /1469 - 1527 г.г./ - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он родился во Флоренции в эпоху складывания национально-сплоченных и политически независимых государств. Его иногда называют знаменитым итальянцем со времени Цезаря, он по праву считается "учителем учителей" политической науки. В его жизни было много "взлетов и падений" /14 лет активно занимался политической деятельностью, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота во Флоренции был отстранен от должности и выслан в свое поместье/.

 Свои  политические взгляды Макиавелли  изложил и работах "Государь" и "Рассуждение о первой  декаде Тита Ливия". Эти произведения  являются единственными в своем  роде трактатами о практической  политике. Макиавелли сформулировал  и реализовал на практике метод  сравнительного анализа политических  учреждений /Франция. Германия и  Итальянские государства/.

 По Макиавелли  высшее право политики и главная  ее проблема найти тот образ  действий, который соответствует  характеру времени и обстоятельствам  в момент принятия решения. 

 Главный  объект изучения Макиавелли - государство.  Это он впервые ввел термин "государство". До него мыслители  опирались на такие термины,  как: город, империя, королевство,  республика, княжество...

 Главная  цель - сильное государство, во  главе которого стоял бы идеальный  государь. Его главной целью было /государя/ быть стремление к постоянному  укреплению своей власти в  государстве, он должен был  использовать любые средства  и при необходимости проявляет  жестокость, но в этом случае  если это на благо общества. В дальнейшем политика, основанная  на культе грубой силы, пренебрежении  нормами морали ради достижения  политических целей, получила  название "макиавелизм". Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой цели /выражение "цель оправдывает средства" не абсолютно/. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранение государства.

 Глава  I: Скольких видов бывают государства  и как они приобретаются. 

 Все государства,  все державы, обладавшие или  обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые  единовластно. Последние могут быть либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом /Милан для Франческо Сфорца/; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания /Неапольское королевство для Испании/. Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искали жили свободно.

 Глава  II: О наследственном единовластии.

 Наследному  государю, чьи подданные успели  сшиться с правящим домом, гораздо  легче удержать власть, нежели  новому, ибо для этого ему достаточно  не преступать обычая предков  и впоследствии без поспешности  применяться к новым обстоятельствам. 

 При таком  образе действий даже посредственный  правитель не утратит власти, если только не будет свергнут  особо могущественной и грозной  силой, но и в этом случае  он отвоюет власть при первой же удаче завоевателя. Например: в Италии герцог Феррарский удержался у власти после поражения, нанесенного нанесенного ему венецианцами в 1484 г и папой Юлием в 1510 г, только потому что его род исстари правил в Феррари.

 Глава  III: О смешанных государствах.

 Очень  трудно удержать власть новому, даже наследному государю, присоединившему  новое владение - т.к. государство  становится как бы смешанным.  Трудно удержать над ним власть прежде всего той же причины, которая вызывает перевороты во всех новых государствах: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, восстают против старого, но вскоре убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель оказывается хуже старого. Это естественно, т.к. завоеватель притесняет подданных. И таким образом наживает себе врагов. Например: Людовик XII быстро занял Милан и так же быстро его лишился, а герцогу Людовика удалось занять свое место собственными силами /с помощью народа/.

 Завоевание  и унаследование владения могут  принадлежать либо к одной  стране и иметь один язык, либо  к разным странам и иметь  разные языки. Например: Британия, Бургундия, Португалия и Гаскони,  которые давно вошли в состав  Франции; правда языки их несколько различаются. Но если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут трубно будет удерживать власть. Одно из самых верных средств для этого - переселиться туба на жительство. Например: турецкий султан перенес столицу в Грецию, с целью удержания власти.

 Другое  средство - учредить в одном-двух  местах колонии, связующие новые  земли с государством завоевателя.  Колонии дешево обходятся государю, верно ему служат и разоряют лишь немногих жителей, которые оказавшись в бедности и рассеянности, не смогут повредить государю.

 В чужой  по обычаям и языку стране  завоевателю следует также сделаться  главой и защитником более  слабых соседей и постараться  ослабить сильных, а также следить  за тем, чтобы в страну не  проник чужеземный правитель не уступающий ему силой. Например: как-то этолийцы призвали римлян в Грецию из за страха. Римляне, завоевывая страну, соблюдали правила: учреждали колонии, покровительствовали слабым, не давая им однако войти в силу, обуздывали сильных и принимали меры к тому, чтобы в страну не проникло влияние могущественных чужеземцев. В Греции римляни привлекли на свою сторону ахейцев и этолийцев; унизили македонское царство, изгнали от туда Антиоха, но, не взирая ни на какие заслуги, не позволили ахейцам эталийцам расширить свои владения.

 Отсюда  можно сделать вывод: горе тому, кто умножает чужое могущество, ибо оно добывается умением  или силой, а оба эти достоинства  не вызывают доверия у того, кому имущество достается. 

 Глава  IV: Почему царство Дария, завоеванное  Александром, не восстало против  преемников Александра после  его смерти.

 В объяснение  этого можно сказать, что все  единовластно управляемые государства,  разделяются на те, где государь  правит в окружении слуг, которые  милостью и соизволением его  поставлены на высшие должности  и помогают ему: управлять государством, и те, где государь правит в  окружении баронов, властвующих  не милостью государя. Там, где государь правит посредством слуг, он обладает большей властью, т.к. по всей стране знают лишь одного властелина.

Политические воззрения немецких философов (Гегель, Кант)

Политические  взгляды Гегеля на протяжении всей жизни немецкого философа находились в постоянной связи с его формировавшейся философской системой, и зачастую политика, особенно на раннем этапе его творческой деятельности, находилась в самом центре его духовных интересов.

Государство как субъект, обеспечивающий объективное возникновение  и существование политики, всегда находилось в рассмотрении и анализе  Гегеля. И то, каким образом претерпевали изменения его взгляды на данную структуру человеческого общежития - от полного отрицания современного государства как такового и возвращения  к древнегреческому типу общественного  устройства и до вознесения прусской монархии на уровень совершеннейшей государственной системы - отражалось на его отношении к политике вообще. Нижеприведенный текст раскрывает Гегеля именно в этом аспекте.

Практический дух.

Практический дух не только имеет идеи, он есть сама живая идея. Практический дух - это дух, самопроизволно определяющий себя и сообщающий своим определениям внешнюю реальность. От Я, которое превращается в предметы, в объективность лишь теоретически, идеально, следует отличать Я, которое делает это практически, реально.

Практический дух называют преимущественно свободной волей, ибо Я может абстрагироваться от всякой определенности, в какой  оно находится, и во всякой определенности остатся неопределенным и равным самому себе.

Воля как внутреннее определяющее себя понятие - это пржде всего деятельность и поступок. Она переносит свои внутренние определения во внешние наличное бытие и тем выражает себя как идею.

К деянию относится вся  совокупность определений, непосредственно  связанных с произведенным им изменением наличного бытия. К поступку же относится прежде всего только то из этого деяния, что входило в намерение, иначе говоря, только то, что было в сознании. Только это воля признает как свое и как свою вину, которую ей действительно можно приписывать. Но в широком смысле под виной нужно понимать и те из определений деяния, которые не сознавались, но могли быть сознаваемы.

Информация о работе Политические учения Средневековья