Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, доклад
Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.
Политические учения Средневековья.
Средние века
человеческой истории по сравнению
с Древним миром
Древний
мир не знал отделенного от
общества государства и
Практическая
реализация этой идеи
Попытка
распространить верховенства
Поскольку
господствующей политической
Политические взгляды А. Августина. Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому вар-варами. В ситуации нарастания хаоса и разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, Августин создает свое произведение «О граде Божием», в котором поднимает вопросы о го-сударстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти и поста-вить государство под контроль христианской церкви. По его мнению, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и все-возможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Августин полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь. Именно Августин первым выдвинул идею господства церкви над властью и обществом.
Политическое учение Фомы Аквинского. Крупнейшим идеологом средневекового католицизма в XIII в. стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). В своих трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Фома Аквинский пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. Вместе с тем, Фома утверждает, что если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви.
В своем
учении о государстве Ф.
Ереси.
Ответом на всевластие и
Политические взгляды Макиавелли (государь)
Николло Макиавелли /1469 - 1527 г.г./ - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он родился во Флоренции в эпоху складывания национально-сплоченных и политически независимых государств. Его иногда называют знаменитым итальянцем со времени Цезаря, он по праву считается "учителем учителей" политической науки. В его жизни было много "взлетов и падений" /14 лет активно занимался политической деятельностью, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота во Флоренции был отстранен от должности и выслан в свое поместье/.
Свои
политические взгляды
По Макиавелли
высшее право политики и
Главный
объект изучения Макиавелли - государство.
Это он впервые ввел термин
"государство". До него мыслители
опирались на такие термины,
как: город, империя,
Главная
цель - сильное государство, во
главе которого стоял бы
Глава
I: Скольких видов бывают
Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом /Милан для Франческо Сфорца/; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания /Неапольское королевство для Испании/. Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искали жили свободно.
Глава II: О наследственном единовластии.
Наследному
государю, чьи подданные успели
сшиться с правящим домом,
При таком
образе действий даже
Глава III: О смешанных государствах.
Очень трудно удержать власть новому, даже наследному государю, присоединившему новое владение - т.к. государство становится как бы смешанным. Трудно удержать над ним власть прежде всего той же причины, которая вызывает перевороты во всех новых государствах: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, восстают против старого, но вскоре убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель оказывается хуже старого. Это естественно, т.к. завоеватель притесняет подданных. И таким образом наживает себе врагов. Например: Людовик XII быстро занял Милан и так же быстро его лишился, а герцогу Людовика удалось занять свое место собственными силами /с помощью народа/.
Завоевание
и унаследование владения
Другое
средство - учредить в одном-двух
местах колонии, связующие
В чужой
по обычаям и языку стране
завоевателю следует также
Отсюда
можно сделать вывод: горе
Глава
IV: Почему царство Дария,
В объяснение
этого можно сказать, что все
единовластно управляемые
Политические воззрения немецких философов (Гегель, Кант)
Политические взгляды Гегеля на протяжении всей жизни немецкого философа находились в постоянной связи с его формировавшейся философской системой, и зачастую политика, особенно на раннем этапе его творческой деятельности, находилась в самом центре его духовных интересов.
Государство как субъект,
обеспечивающий объективное возникновение
и существование политики, всегда
находилось в рассмотрении и анализе
Гегеля. И то, каким образом претерпевали
изменения его взгляды на данную
структуру человеческого
Практический дух.
Практический дух не только имеет идеи, он есть сама живая идея. Практический дух - это дух, самопроизволно определяющий себя и сообщающий своим определениям внешнюю реальность. От Я, которое превращается в предметы, в объективность лишь теоретически, идеально, следует отличать Я, которое делает это практически, реально.
Практический дух называют
преимущественно свободной
Воля как внутреннее определяющее себя понятие - это пржде всего деятельность и поступок. Она переносит свои внутренние определения во внешние наличное бытие и тем выражает себя как идею.
К деянию относится вся совокупность определений, непосредственно связанных с произведенным им изменением наличного бытия. К поступку же относится прежде всего только то из этого деяния, что входило в намерение, иначе говоря, только то, что было в сознании. Только это воля признает как свое и как свою вину, которую ей действительно можно приписывать. Но в широком смысле под виной нужно понимать и те из определений деяния, которые не сознавались, но могли быть сознаваемы.