Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:49, реферат
Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи с ростом динамизма политических процессов, когда повышаются требования к совершенствованию социального управления.
Введение………………………………………………………………………………...3
Политические технологии. Типы и виды политических технологий…………..4 - 12
Политические технологии на местном уровне в Пермском крае……………...13 - 21
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………
В зарубежной политической практике существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним можно отнести такие, как: сбор и предоставление информации законодателям; выступления на слушаниях в комитетах конгресса; участие в разработке и представление готовых законопроектов; всевозможные неформальные контакты; пропагандистские кампании; финансирование избирательных кампаний; участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях; воздействие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования; совместное лоббирование несколькими организациями и др. Перечисленные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам.
В лоббировании исполнительных органов власти используются и такие формы, как: воздействие на процесс назначения на государственные должности; политическая поддержка ведомств; выступления на слушаниях в регулирующих агентствах и др. В своей деятельности лоббисты руководствуются сводом неких моральных правил, ограничений, который часто носит название «Кодекс этической деятельности».
В отечественной политической практике распространен лоббизм деловых кругов России, который свидетельствует об их выходе на уровень реализации политических функций, об участии в реализации ответственных государственных задач.
Сегодня мощнейшими субъектами и каналами лоббирования являются пресса, политические партии и движения. Профессиональным лоббизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства (только в Москве их насчитывается около 200), аналитические центры, число которых постоянно увеличивается. Спрос на технологии лоббистской деятельности есть и имеет тенденцию роста.
Повышенный интерес к информационным технологиям в политике обусловлен тем, что Россия переживает период интенсивного освоения компьютерных технологий в самых различных сферах производства, науки, техники, общественной жизни. Информационные технологии играют существенную роль в работе парламента. С их помощью происходит регистрация депутатов, электронное голосование; возможен доступ к мировым библиотечным центрам и справочным базам данных при разработке, экспертизе, принятии законов; прогнозируется участие фракций и лоббистских группировок в прохождении тех или иных законопроектов; функционируют компьютерные издательские системы и т.д. Информационные технологии активно применяются в политологическом анализе, при проведении опросов общественного мнения с моментальным подведением их результатов, в оперативных политических дискуссиях, организации референдумов и т.д. От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Несомненно, такая оперативность требует соответствующих компьютерных сетей, специалистов, финансовых затрат. Новые компьютерные технологии настолько популярны, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Информационные технологии в политике открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту.
Технологии политического прогнозирования, по мнению ряда специалистов, не имеют сильной методологической базы. Но если стать политическим лидером сегодня можно и без прогноза, то оставаться им, не владея методами прогнозирования, невозможно.
Для технологий политического прогноза необходимо:
Знание этих аксиом необходимо при разработке достоверных сценариев развития политических процессов. Один из прогнозных методов - диагностика результатов политического действия. Цель диагностики - выявить ресурсы государственного управления, поэтому первый этап должен быть направлен к тому, чтобы проанализировать политические силы региона, их взаимосвязь между собой, факторы, стимулирующие рост активности политических партий, общественно-политических движений, организаций. Такой анализ позволяет определить массовость, статус, социальную базу предстоящего политического воздействия. Затем можно переходить непосредственно к анализу программных целей политических партий, общественно-политических организаций.
Политический анализ можно формализовать с помощью индексной матрицы (попарное сравнение программ и уставов, количества членов, социального состава, образовательного уровня, влияния на политическую жизнь региона и т.д.).
Основная задача технологий урегулирования политических конфликтов - поднять индекс политической стабильности в стране. Этот вид технологий подразумевает разработку модели, стандарта урегулирования политических конфликтов. Для этого необходимо создать институциональные структуры, которые бы профессионально занимались повышением культуры урегулирования политических конфликтов в союзе с научными центрами.
Отсутствие конфликтологических центров в России свидетельствует о том, что властные структуры недооценивают те серьёзные перемены, которые произошли в политической системе страны. Политико-технологическая база, элементом которой являются такие центры, - показатель политической культуры страны в целом и в том числе субъектов политического управления.
В США конфликтологические центры издавна служат эффективным средством отслеживания и разрешения взрывоопасных ситуаций. Происходит это посредством оперативной реакции властей на острые социальные коллизии. В США рассматриваются не только конфликты, затрагивающие общегосударственные интересы. Каждому уровню конфликтов соответствуют органы и процедуры разрешения. В 1931 году, например, была создана Академия семейного посредничества.
Урегулирование реальных противоречий и превентивные меры против возможных потрясений становятся сегодня жизненной необходимостью. Первым шагом в этом направлении может стать создание в России сети конфликтологических центров различного профиля, то есть институализация конфликтов. Затем необходимо решать проблемы повышения авторитета властных структур, развития консенсусной демократии, повышения уровня толерантности населения, локализации конфликтов, их прогнозирования и рационализации.
Заметим,
что соотносить те или иные технологии
с определенной функцией политической
системы - занятие весьма условное, ибо
на практике все они взаимно переплетены
и реализуются в сложных сочетаниях социально-политических,
социально-экономических, информационно-аналитических
и иных подходов 1.
Политические
технологии на местном
уровне в Пермском крае.
В истории политических технологий в Пермском крае было выделено три этапа:
На протяжении первого этапа происходит становление рынка политических технологий: появляются первые политические технологии, формируются агентства, предоставляющие услуги в сфере политических технологий ("Кучер", "Центр избирательных технологий", "Площадь круга", "Социнком", "Стиль-МГ", "Майский жук", "Паритет", ОРВИНИТ и т.д.), происходит наработка инструментария. Одновременно на пермском рынке начинают работать политконсультанты из других регионов (Москва, Екатеринбург).
Второй этап развития (конец 90-х-начало 2000-х гг.) - это время расцвета политических технологий. На данном этапе пермский рынок политического пиара продолжает бурно расти и достигает пика своего могущества. Это период чрезвычайно креативных кампаний. Среди агентств на лидирующие позиции на данном этапе выходят РПА "Кучер", "Центр избирательных технологий", "Социнком" и "Площадь круга". При этом безоговорочным лидером пермского рынка избирательных технологий на данном этапе становится близкое к областной администрации рекламно-политическое агентство "Кучер", которое начинает оказывать заметное влияние и на политическую ситуацию в Прикамье. По мнению Константина Киселева, в течение этого этапа технология постепенно заменила собой публичную политику, в результате чего сформировался миф о всемогуществе технологии в политике, которому во многом способствовал сложившийся союз технологии и административного ресурса.
В начале 2000-х гг. в Прикамье прошла череда региональных выборов - выборы главы города Перми 2000 г., выборы губернатора Пермской области 2000 г., выборы в Пермскую городскую Думу 2000 г., а также выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области 2001 г. Как отмечают эксперты, на этих выборах пермские политтехнологи проявили максимум креативности, применив тот инструментарий, который они разработали на протяжении 90-х гг. Особенно сильно проявили себя сотрудники рекламно-политического агентства "Кучер" (Григорий Куранов, Олег Черкесов, Андрей Кайсаров). На их счету победа Юрия Трутнева на губернаторских выборах, а также удачные избирательные кампании по выборам в Пермскую Городскую Думу, региональный парламент, на пост мэра г. Перми и др.
В
это же время пермские политтехнологи
выходят за рамки регионального
рынка - они оказываются
Ещё одной важной тенденцией, проявившейся на данном этапе, является вытеснение пермскими консультантами с рынка "иногородних" политтехнологов 2. Особенно сильно сдали свои позиции политтехнологи из Москвы. Московские имиджмейкерские фирмы "Никколо-М", "Лидер", "Имидж-контакт" и "Новоком" отметились проигрышем на губернаторских выборах 2000 г. Геннадия Игумнова и Вадима Чебыкина. Основными причинами их неудачи пермские консультанты считают "незнание специфики пермского политического рынка, "пальцевеерные" технологии, снобизм и небрежность, полное игнорирование работы с людьми и высокомерие, а также поливание грязью оппонентов" 3. Позиции екатеринбургских полититехнологов на пермском рынке, на данном этапе несколько сильнее, нежели позиции их "коллег" из Москвы, однако "времена активной экспансии Екатеринбурга в политический рынок Перми (характерной для первого этапа) отошли в прошлое". Если московские политтехнологи отметились на прошедших выборах в негативном плане, то команда политконсультантов из Санкт-Петербурга заработала в целом положительные отзывы о своей работе «Команда из Питера работала на Семена Леви, и несмотря на поражение кандидата по объективным причинам, сама кампания (основанная на чистом позитиве) не оставила после себя неприятного осадка». Для данного этапа характерной также стала "поголовная" запись в политические консультанты. Политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, которые, имея другое постоянное место работы, периодически участвуют в избирательных кампаниях. В целом, одним из распространенных заблуждений, обычных для Перми, и в целом для России, является смешение понятий "журналистика" и "паблик рилейшнз". Как отмечает Сергей Ильин, причиной этого являются журналисты, которые "до сих пор считают пиарщиков ненужными посредниками, которые ухватывают самые жирные куски из избирательного фонда кандидата".
В
сфере избирательных технологий
на данном этапе развития пермского
рынка политтехнологий
Начиная с 2003 г. пермские политические технологии медленно вступают в период кризиса, который, по мнению Константина Киселева, является следствием завершения этапа "первоначального накопления демократии", и выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе, введении законодательных ограничений на применение целого спектра избирательных технологий, попытках правового регулирования деятельности консультантов.
Большое влияние на пермский рынок политтехнологий оказали политические реформы 2003 - 2004 гг (избирательная и партийная) Путина В.В., в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, была введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. Последствия президентской инициативы не остались незамеченными и для пермских политтехнологов. По словам Владимирова В., выборы губернаторов и кандидатов-одномандатников были одними из самых финансовоемких мероприятий 5. Введение полностью пропорциональной системы на выборах в Государственную Думу и смешанной на выборах в Законодательное Собрание привело к тому, что кандидатов-одномандатников становится меньше (а на выборах в Госдуму их не будет и вовсе), в результате чего пермский политконсалтинг лишился одного из самых прибыльных сегментов рынка: вместо широкого круга кандидатов в депутаты, баллотировавшихся по одномандатным округам, количество потенциальных клиентов политтехнологов, по словам Боталова А., сократится до 5-6 партий. Таким образом, изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. По подсчётам креативного директора "Площади круга" Валерии Пегушиной, пермский рынок политконсалтинга сократится на 30%. Директор РПА "Кучер" Григорий Куранов считает, что рынок политтехнологий в регионе сократился в 5 раз. Однако при этом пермские политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию. В целом они сходятся во мнении, что значительное сокращение рынка PR-услуг неминуемо, однако потери крупных игроков этого рынка будут минимальны, поскольку изменения в избирательном законодательстве приведут к концентрации заказов в руках наиболее опытных и положительно зарекомендовавших себя агентств.
Информация о работе Политические технологии на местном уровне