Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа
Исходя из этого, целью данной работы является анализ и оценка политических рисков.
В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- определение понятия политического риска;
- выявление его характера и критериев;
- анализ политических рисков государств и предприятий;
- описание уровней и оценок политических рисков;
- определение методов управления политическими рисками.
Г.Райс и И.Махмауд предлагают учитывать не только внутренние политические события, но и международную политическую ситуацию. В таком контексте политический риск может быть определен как внутристрановые и международные, конфликтные и интеграционные события и процессы, которые могут привести к изменению правительственной политики внутри страны или в зарубежных странах, что выразится в неблагоприятных условиях или дополнительных возможностях для компании.
Смит акцентирует внимание на проблеме смены политических элит, от позиции
которых может зависеть судьба иностранных инвестиций.
Д.Эйтман и А.Стоунхилл определяют политический риск в терминах конфликта между корпоративными целями и устремлениями органов государственной власти. На основе форм взаимоотношений властей в стране размещения с иностранными компаниями исследователи строят типологию политических рисков.
Уорен Цинк, определяя политический риск, проводит различие между стабильностью политической системы, изменения в которой одновременно влияют на все национальные и иностранные бизнес-структуры в стране, и действиями национального правительства, направленными исключительно на иностранных инвесторов.
Ч.Нэрт интерпретирует понятие политический риск через изучение феномена инвестиционного климата, выдвигая предположение, что инвестиционный климат слагается из двух составляющих: бизнес среды (включающей социально-экономические и административные факторы) и политического климата, определяемого в терминах риска выборочной экспроприации и прямой конкуренции со стороны государственных предприятий.
Д.Дениэлс, Е.Оргам и Л.Радебаух рассматривают политический риск как изменения в политической среде, ведущие к ухудшению позиций иностранных компаний. В работе исследователей определяются факторы, ведущие к подобным изменениям.
Таким образом, политический риск обычно определяется как события, происходящие в политической среде, ассоциируемые с действиями правительства и оказывающие влияние на деятельность фирмы.
Д.Гендель, Д.Вест и Р.Мидоу
описывают политический риск как
«риск или вероятность
Ф.Рут дает следующее определение
Таким образом можно выделить два общих определения.
1. Политический риск – это политика и действия правительства или общественности принимающей страны, затрагивающие некоторую группу либо большинство инвестиционных и экспортных операций.
В соответствии с этим определением политический риск не всегда имеет своим последствием негативные события, то есть политическое событие может оказывать и положительное влияние на результаты деятельности предприятия (например, изменение налогового режима с предоставлением благоприятных условий иностранным субъектам).
Это определение также
отмечает важную роль взаимоотношений
страны-экспортера и страны-реципиента,
в частности наличия
2. Политический риск – это совокупность всех решений или событий политического или административного характера на национальном или международном уровне, могущих повлечь за собой экономические, коммерческие, финансовые потери для предприятия-импортера, экспортера, предприятия, инвестирующего за рубеж или заключившего деловые контракты.
Таким образом, если событие или политическое решение имеют позитивное влияние на предприятие, они не рассматриваются в качестве политического риска.
Другое различие этих определений состоит в том, что в первом говорится о некоторой группе или большинстве инвестиций и экономических операций, а во втором только о единичном предприятии. Если, например, решение об экспроприации затрагивает только одно предприятие, то может ли данное событие рассматриваться в качестве политического риска? Безусловно, да, и этот момент очень важен для страховщиков при определении условий страхования от политических рисков.
Важно отметить, что риск не ограничивается национальными рамками, то есть оговаривается его интернациональная составляющая. Действительно, возрастающая взаимозависимость национальных экономик влечет за собой появление новых аспектов риска, и теперь приходится принимать во внимание и события в третьих странах, и действия международных организаций, и политику региональных интеграционных союзов.
Также важным является такой вопрос, как деятельность местных администраций. В общем случае ее негативные последствия рассматриваются как политический риск, но возникает проблема с разграничением ответственности между федеральными и местными властями. Если местные администрации выступают как государственный орган власти, то в какой степени государство в лице центральных органов ответственно за их действия и каковы вообще их полномочия при осуществлении внешнеэкономической деятельности? Все это требует детального рассмотрения при анализе каждого случая в отдельности.
Политический риск – феномен, разнообразно проявляющий себя в различных сферах социума.
Во-первых, он включает в
себя как вероятные неблагоприятные,
так и положительные
Во-вторых, политический риск является неотъемлемым элементом политических процессов и отношений между субъектами социальной жизни, и выступает в качестве регулятора этих отношений, являясь формой «приспособления» к альтернативной, неопределенной реальности. Оценка и управление риском позволяют прогнозировать политические события, избегать конфликтов, резких неблагоприятных политических изменений.
В-третьих, одна из областей проявления политического риска – экономические процессы и отношения. Анализ этого аспекта риска позволяет получить информацию о внеэкономических факторах, которые оказывают косвенное влияние на развитие рынка, ухудшение или улучшение инвестиционного климата страны.
В-четвертых, политический риск связан с управленческой деятельностью. В этом смысле он представляет способ активного отношения субъектов к политической реальности. В данном случае риск предстает как деятельность, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи, отклонения от цели.
Политический риск, как структурное явление, включает в себя следующие основные компоненты, которые могут быть также названы разновидностями. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск». Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов, на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе). Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации инвестиций, имущества данной компании; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; ограничения конверсии национальной валюты в валюту платежа; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, увеличение безработицы, а также противодействие оппозиции деятельности правительственных органов, повышение уровня коррупции, преступности и т. д. Знание этих разновидностей политического риска необходимо для решения практической задачи по отбору неэкономических факторов (переменных), определения их структуры и проведения их системной оценки, то есть для проведения процедур анализа и оценки политического риска.
Политический риск может принимать различные формы, начиная от вооруженных конфликтов и заканчивая мелкими административными распоряжениями, при условии, что эти события напрямую затрагивают осуществление подписанных контрактов. Список событий не ограничен и может дополняться в процессе развития мировой экономики и международных отношений.
Иногда политический риск отождествляют со страновым или с суверенным риском, но это спорное мнение. Страновой риск – понятие более широкое, оно включает в себя политические, коммерческие, экономические, финансовые, даже природные риски – то есть все параметры окружающей среды, с которыми сталкивается предприятие, осуществляющее международную деятельность. Суверенный риск, в свою очередь, связан с кредитами, предоставленными правительствам, и определяется как вероятность неуплаты по международному кредиту, возникшая при определенных событиях, происходящих в стране-должнике, когда эти события полностью или частично находятся под государственным контролем и абсолютно неподвластны воле частных субъектов.
Политический риск сопровождает
внешнеэкономическую деятельнос
Политические риски можно подразделить на четыре группы:
- риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации;
- риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты;
- риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;
- риск военных действий и гражданских беспорядков.
Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко - от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не рекламируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.
Риск трансферта связан с переводами местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит. Причин может быть множество - например, принудительно длинная очередь на конвертацию.
Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например, в связи с изменением национального законодательства.
Последний из группы политических рисков - это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться.
Классификация типов и разновидностей политического риска осуществляется по разным основаниям.
Например, существует деление политического риска на региональный, страновой, международный, а также на микро-, макро- и мегариски. Региональный риск характеризует уровень политической и социальной стабильности в определенном регионе. Он оказывает влияние на результаты, например, коммерческой деятельности. В частности, могут возникнуть потери из-за конфликтов или забастовок в данном регионе, а также по причине вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.
Страновой риск включает в себя прежде всего уровень социально-политической стабильности страны.
Учет международного риска актуален для деятельности организаций, имеющих выход на международный рынок, фирм, имеющих зарубежных партнеров.
Микрориск (локальный риск) предстает в виде вероятности политических изменений, которые могут коснуться отдельных субъектов политической или экономической деятельности (например, компаний-инвесторов), действующих на территории данной страны. Наличие этого уровня риска обусловлено тем, что все субъекты имеют неодинаковые уровни локального риска в одной и той же страновой или региональной ситуации.
Например, некоторые компании, корпорации устраивают политическая стабильность, степень политического риска, существующие, например, в авторитарных или тоталитарных режимах. Это связано с тем, что такие политические режимы могут создавать для некоторых компаний благоприятные возможности инвестирования в эту страну капитала, вывоза прибыли. Вместе с тем понимание политической стабильности, приемлемое для отдельных компаний, может в принципе не устраивать правительства стран, в которых находятся штаб-квартиры этих фирм, если они стремятся обеспечить безопасность национальных интересов, проводить эффективную внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность1. Можно привести пример, свидетельствующий о том, что уровень политического риска приемлемый для частной фирмы, может быть неприемлемым для правительства, решающего вопросы безопасности своей страны. После завоевания Анголой независимости, США находились с ней во враждебных отношениях. В то же время американская компания «Голф Ойл» успешно добывала нефть в Анголе, была под защитой ангольского правительства, заявившего о построении в стране социализма. Оценка и анализ локального риска необходимы для избежания или уменьшения вероятных потерь, которые могут быть следствием неблагоприятного влияния политических факторов в стране, где размещены, например, инвестиции. Из сказанного следует, что экономические (например, фирмы-инвесторы) и политические (например, правительства) субъекты должны оценивать конкретный политический риск именно для себя, ибо он во многом зависит от проводимой этими субъектами стратегии и тактики.