Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа
Исходя из этого, целью данной работы является анализ и оценка политических рисков.
В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- определение понятия политического риска;
- выявление его характера и критериев;
- анализ политических рисков государств и предприятий;
- описание уровней и оценок политических рисков;
- определение методов управления политическими рисками.
Введение
При внешнеэкономической деятельности всегда присутствуют обстоятельства, которые могут нарушить осуществление любой операции. Эти обстоятельства не зависят от воли участников договора и носят катастрофический характер, вероятность их наступления сложно определить, и ущерб от них измеряется миллионами или даже миллиардами долларов. Речь идет не о стихийных бедствиях, хотя между ними и этими событиями часто проводят аналогии. Эти непредвиденные события получили название политических рисков и по своей сути являются неблагоприятными последствиями государственного вмешательства в экономические процессы.
Мировая экономика претерпела
за последние десятилетия
Уже более десяти лет в Российской Федерации бурным темпом развивается свободная рыночная экономика. И при выходе на зарубежный рынок предприниматели сталкиваются с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей деятельности предприятия (фирмы). Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.
Риск - это историческая и экономическая категория.
Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.
По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.
Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Актуальность темы исследования.
Актуальность исследования политических рисков обусловлена практическими потребностями российского государства и его составляющих элементов. Опыт показывает, что эффективность деятельности нередко зависит от того, насколько субъекты политической жизни умеют управлять рисками и используют свое право на риск. Россия уже давно вступила в ситуацию, когда проводимые преобразования малопродуктивны без включения в реальную деятельность управленческих органов принципов оправданного, социально приемлемого, допустимого риска. Этот момент раскрывает не только теоретическое, но и практическое значение проблемы политического риска.
К настоящему моменту у каждого инвестора, размещающего капитал в России, сложилось свое представление о том, что такое политический риск. И то, как тот или иной инвестор воспринимает политические риски, в свою очередь, определяется опытом его собственной деятельности на российском рынке, а также известными ему прецедентами, связанными с другими компаниями (в том числе громкое и скандальное дело ЮКОСа, после которого актуальность темы политических рисков для бизнеса возросла в несколько раз). В то время как исследовательских работ по данной теме крайне мало, что свидетельствует в первую очередь о нехватке аналитики, затрагивающей именно эту проблемную область. Соответственно ее недостаток оказывает негативное влияние на эффективность принимаемых инвестиционных решений.
Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы.
Объектом курсовой работы является управленческая деятельность.
Предметом курсовой работы являются - политической риск и его специфика.
Исходя из этого, целью данной работы является анализ и оценка политических рисков.
В данной работе мы ставим перед собой следующие задачи:
- определение понятия политического риска;
- выявление его характера и критериев;
- анализ политических рисков государств и предприятий;
- описание уровней и оценок политических рисков;
- определение методов управления политическими рисками.
В ходе выполнения работы в качестве общенаучных методов были использованы анализ и оценка.
Глава I. Политический риск в управленческой деятельности
Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться».
До XVII века не существовало
общего понятия для обозначения
риска; удача и несчастья
В теории и практике
понятие риска имеет
Попытки учитывать политические риски, вызываемые действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Известный банкир Ротшильд так организовал систему информации о политических событиях, что получал сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительство.
Понятие "политический риск" появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г. после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме - книга Ф. Рута "Бизнес США за рубежом и политический риск", где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.
В 70-е гг. в крупнейших
корпорациях формируются
Многие исследователи сходятся во мнении, что своеобразным внешним стимулом для исследования странового риска послужил нефтяной кризис 1973 года, создавший ситуацию неопределенности для большинства международных игроков. Функция анализа странового риска впервые была внедрена в Ситибанке в 1974 г., а уже в 1976 году большинство международных банков институциализировали данное направление. А Иранская революция 1979 года уже коренным образом изменила представление бизнес сообщества о значении неэкономических факторовриска. Драматические события в Иране, означавшие огромные потери для инвесторов, поставили задачу интеграции политических переменных в макроэкономический анализ. Обозначенные тенденции и события привели к качественному изменению в подходе коммерческих структур к анализу социально-политических и макроэкономических факторов, влияющих на их деятельность за рубежом. Таким образом, в конце 70-х годов прошлого столетия в среде международного бизнеса был сформирован своеобразный социальный заказ на проведение комплексных исследований в сфере политических рисков. Классические работы С.Робока, Т.Морана, Д.Цинка, Г.Кнудсена, С.Кобрина, Д.Генделя, Ф.Хенера и ряда других исследователей фактически сформировали в 70-х годах понятийный аппарат и методологическую базу всех последующих исследований в данной сфере.
После этого события анализ политического риска проводился в основном в русле исследования риска революций и риска экспроприации. Позже сфера изучения политического риска значительно расширяется. Стали, в частности, изучаться риски патентных потерь и потерь авторских прав, ограничения прав на землю, риск ограничения импорта и экспорта по политическим мотивам, риск ограничения доступа на внутренние и внешние рынки, риски, связанные с политической стабильностью правительства, уровнями безработицы и т.д.
В отечественной литературе первое упоминание о политическом риске относится к концу 80-х годов.
В последующие годы в нашей стране публикуются статьи, защищаются диссертации, где раскрываются особенности управления политическим риском в иностранных корпорациях, предлагаются методики оценки странового риска, анализируется связь инвестиционного и политического риска, анализируется взаимодействие риска с управленческой деятельностью.
Существенное развитие теория политического риска получила в США. Здесь аналитики в начале 80-х годов пришли к выводу о том, что военно-политические методы, традиционно используемые американским правительством для защиты своих экономических интересов, отнюдь не всегда дают ожидаемые результаты. Стало очевидно, что нужна разработка эффективных средств, позволяющих предвидеть негативные события в политической сфере и оценивать их последствия.
Таким образом, теория политических рисков возникла на стыке управленческой науки и политологии в то время, когда ряд транснациональных корпораций и банков столкнулись с существенными потерями на зарубежных рынках, вызванных различными политическими факторами (такими как революция, военный переворот, смена экономического курса правительства, этнополитические конфликты и т.д.). С момента своего появления теория политического риска была ориентирована на практическое использование в процессах оценки и принятия инвестиционных решений. Теория политического риска начала активно развиваться именно внутри крупнейших корпораций. Первые разработки представляли собой закрытые исследовательские методики, ориентированные на принятие практических решений в бизнесе. Утилитарность теории определила ее закрытость для широкой научной общественности, так как конкретные модели анализа политической среды на зарубежных рынках носили коммерческий характер и не обнародовались. Лишь спустя некоторое время политические риски стали предметом отдельного изучения в академической среде. Это привело к тому, что к настоящему времени для анализа и прогнозирования политического риска создана мировая сеть специализированных центров как коммерческого, так и некоммерческого характера. В западных странах насчитывается более 500 таких организаций, подавляющее большинство которых находится в США. Эти организации изучают различные аспекты политического риска.
В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США. Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск в основном в теоретическом плане, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете, Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк).
Политические риски чаще всего связывают с войнами, революциями, восстаниями, сменой власти и другими политическими событиями, которые имеют катастрофический и разрушительный характер. Такое понимание природы политических рисков является неполным, в первую очередь потому, что нельзя рассматривать политический риск в отрыве от международных экономических отношений. Политический риск возникает при осуществлении внешнеэкономической деятельности и для компании, работающей на международном рынке, он является одним из факторов неопределенности внешней среды.
События, называемые политическими рисками, настолько разнообразны, что весьма затруднительно дать им полное и точное определение. Сложность вытекает из самой сущности и разнообразия форм международных экономических отношений, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на разнообразие трактовок понятия «
В работе одного из ведущих специалистов
в области методологии оценки политических
рисков С.Кобрина «Управление оценкой
В свое определение С.Кобрин вводит ряд существенных уточнений.
Во-первых, соответствующая политическая среда определяется в терминах процесса, цель участников которого – получить власть для принятия решений.
Во-вторых, проводится четкая грань между политической нестабильностью и политическим риском – в анализ политического риска нецелесообразно включать все события, происходящие в политической среде. Взаимоотношения между политической средой и компанией могут носить как прямой, так и косвенный характер, а последствия данных взаимоотношений могут быть как позитивные, так и негативные. В большинстве случаев государственная политика рассматривается как связующее звено между политической средой и организацией.
Политический риск, как правило, рассматривается через влияние властных и национальных факторов на проведение деловых операций. В этой связи показательно определение Ф.Вестона и Б.Сорджа: “...политический риск проистекает из действий органов государственной власти, которые препятствуют проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или ведут к частичной или полной конфискации собственности иностранных компаний”. Такой же подход к определению политических рисков использует Д.Джодис, определяя политический риск как “изменения в условиях проведения операций иностранными компаниями, возникающими в ходе политического процесса”.