Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

Введение 2
1. Типология политических режимов: 4
1.1. Демократический политический режим 5
1.2. Авторитарный режим (авторитаризм) 9
1.3. Тоталитарный режим (тоталитаризм 11
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Политические режимы.docx

— 47.20 Кб (Скачать)

          Платоновский закон  запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства  и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

          Платоновская модель государственного режима для большинства  современных стран неприемлема, но в каком общественном строе  лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

          Понятие тоталитарного  режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

          Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в  Италии. В 1925 году Бенито Муссолини  был первым, кто пустил в оборот термин “тоталитаризм” для характеристики итало-фашистского режима.  В конце 20-х годов английская газета “Таймс”  также высказалась о тоталитаризме  как негативном  политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском  Союзе.

          Западная концепция  тоталитаризма, в том числе  и  направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения  режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и  в СССР в годы сталинизма. После  первой мировой войны предметом  дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной  и Юго-Восточной Европы некоторых  государств “третьего мира”.

          Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что  тоталитарные режимы могут возникать  на различной социально-экономической  базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

          Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе “Тоталитарная диктатура и автократия”  первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные  режимы от демократии и авторитаризма:

  • всеобщая государственная идеология;
  • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  • монополия государства на средства массовой информации;
  • монополия государства на все средства вооружения;
  • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
  • жестко централизованный контроль над экономикой.

    Отдельные из приведенных признаков  того или  другого  тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство  их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь  в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не “общество” и не “мышление”) в тоталитарные.

    Существенные  признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным  критерием однопартийность, поскольку  она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в  отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется  определенная автономность общества по отношению к государству, то в  условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится  к глобальному господству над  всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно  демонстрируются социально-классовые  барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий “сверхинтерес” населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

    Следовательно, тоталитаризм принудительным образом  снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих  социальных функций саморегуляции  и саморазвития. Отсюда особенности  организации тоталитарной системы  государственной власти:

  • глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • господство репрессивных аппаратов;
  • упразднение представительных органов власти;
  • монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные “приводные ремни” (средства) тоталитарной диктатуры.

    Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и  личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма  является его социальная база и обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних  классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее  олигархии.

    Рассмотрим  подробнее сущностные черты и  принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

    Прежде  всего, об “идейном абсолютизме” тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах  мессианской моноидеологии –  социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени  режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к  определенным жертвам во имя решения  “возвышенных героических задач”, идеологическое прикрытие корыстных  интересов правящей номенклатуры.

    В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

    Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения  гитлеровского и сталинского  политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку  с народами этих стран.

    Особую  роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо “возглавляет”  блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении – тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно  насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной  партией, партийные и государственные  структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

    Специфическими  чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный  контроль, применяемые для обеспечения  приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб  безопасности с помощью крайних  методов воздействия вынуждает  общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные  гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

          На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов  и политических партий. В зависимости  от конкретной страны такими врагами  общества, режима могли быть объявлены  евреи, коммунисты, капиталисты и  т.п.

          Массовое истребление  целых групп населения во время  Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность  рядовых граждан.

          Для тоталитарных режимов  характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная  поддержка правящего режима.

          Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь  контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными  силами общества создает необходимую  политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного  хозяйства, где не хватает рабочей  силы.

          Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие  работников к интенсивному труду. Советские  пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

          Задача историков  и политологов объяснить, не фальсифицируя  действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две  мировые державы, но и на десятилетия  сковавшего мир страхом ракетно-ядерной  катастрофы.

          Леворадикальные тоталитарные  политические режимы приживаются в  среднеразвитых и развивающихся  странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее  социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые  осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском  обществе в сталинские годы,  и  было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

          Праворадикальные  тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над  экономикой и другими сферами  жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным  и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

          Праворадикальные  тоталитарные режимы с правым уклоном  появились впервые в промышленно  развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной  основе, а германский  национал-социализм  – на рассово-этнической.

    Праворадикальный  тоталитаризм ставит своей целью  укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных  общественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших  на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

    Тоталитарные  политические режимы, следовательно, создаются  власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим  системам (Германия, Испания, Италия и  др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

    Заключение

    Современные политологи выделяют два наиболее общих  политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный.

Информация о работе Политические режимы