Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 14:41, реферат

Описание работы

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Содержание

Введение 2
1. Типология политических режимов: 4
1.1. Демократический политический режим 5
1.2. Авторитарный режим (авторитаризм) 9
1.3. Тоталитарный режим (тоталитаризм 11
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

Политические режимы.docx

— 47.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 2

1. Типология политических режимов: 4

1.1. Демократический политический режим 5

1.2. Авторитарный режим (авторитаризм) 9

1.3. Тоталитарный режим (тоталитаризм 11

Заключение 16

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

    Введение

    В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину  “политический режим”. Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления  и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX – начала XX в.

    Политический  режим  означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления  политической государственной власти в обществе, характеризует степень  политической свободы, правовое положение  личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране.

    Режим – управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

    В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

    Политический  режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего  социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом  обществе политический режим любого государства так или иначе  был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе  и отношения к ним со стороны  государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических  отношений; в  условиях демократии политический режим  обуславливается фактом признания  равенства всех людей перед законом  при одновременном признании  из неравенства по отношению к  собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической  и духовной сферах.

    Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. В  рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления  могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни  принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая  власть была сосредоточена в руках  рабовладельческой верхушки.

    В современном мире можно говорить о 140–160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

    Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках власть
  • по тому, как эта власть используется

    Типология политических режимов определяется не только социальными факторами  соответствующего государства, но и  нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических  ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм  и т.д.

    Нравственная  природа авторитарного режима –  это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности  тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается вне  принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

    Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные “промежуточные” политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов.

    Одна  из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов  – деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

  1. Типология политических режимов:
 
    
  • демократический политический режим
  • авторитарный политический режим
  • тоталитарный политический режим
    1. Демократический политический режим
 

    Он  основывается на демократических методах  и средствах властвования и политического  участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:                     

    1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение. Законы  страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

    2. Политическая власть носит легитимный  характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".       

    3. Для демократического режима  характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

    4. Демократический режим характеризуется  правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

    5. Важной характеристикой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

    6. Демократический политический режим  характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

    В контексте изложенного, раскрывая  понятие политический режим, можно  рассмотреть форму государственного устройства на примере Испании.

    Испания – последнее государство современной  Европы, где фашистская диктатура  существовала наиболее длительное время. Это единственная страна, в которой  идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой  авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти генерала Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд институтов прежнего режима.

    Два последовательно существовавших правительства  А. Новарро и особенно А. Суареса  взяли отчетливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А. Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976г. Этот закон  устанавливал на переходный период некоторые  демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически  новая структура органов государственной  власти, в частности, образован двухпалатный парламент – Кортесы, формируемый  всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.

    Избранные 15 июня 1977г. новые Кортесы разработали  конституцию страны, одиннадцатую по счету после Первой испанской  революции 1808г. В декабре 1978г., на общенациональном референдуме эта конституция  была одобрена подавляющим большинством избирателей; она отменила действие фашистских законов и установила новый государственный правопорядок. Испания получила форму правления  парламентарной монархии, унитарное  политико–административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц – автономных сообществ  и демократический политический режим.

      Возвращаясь к теме выборов  1977г. в Испании, нужно отметить, что      основная опасность  для процесса демократизации  исходила от военных и представителей  репрессивного аппарата франкизма,  которые давали понять, что не  признают его итогов, если у  власти окажутся партии, ранее  действовавшие в подполье —  Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по идеологическим причинам, но и по соображениям политической целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский" Союз демократического центра (СДЦ) А. Суареса (назначенного премьер-министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть военных к вмешательству в политику. 

    Испанская конституция 1978г., - результат консенсуса политических сил в парламенте и отражение компромисса между ними.

    Конституция Испании восприняла, как испанские  конституционные традиции, так и  опыт других стран – доктринальный, выражающийся в заимствовании идей, и нормативный – в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле  и первых статьях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве его  основы – демократическую модель. Краеугольными принципами конституция  провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой характер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Национальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровне. Принцип правового государства установлен в статье 9, Основного закона: “Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого законодательства”. Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля – Конституционный суд.

    Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся  органические законы (ст.81), регулирующие основные права и свободы, статуты  автономных сообществ, всеобщее избирательное  право, статус ряда государственных  органов – Государственного совета, Счетной палаты, Конституционного суда и т.д. Конституция выделяет делегирующие (уполномачивающие) законы, которые (ст.82 и след.) позволяют правительству  в определенный промежуток времени  и в определенных областях принимать  акты, имеющие силу закона. В качестве отдельно категории можно назвать  простые законы, но из их числа нужно  выделить законы о делегировании, ведущие  к преобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82, п.2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции.

Информация о работе Политические режимы