Политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Политический процесс весьма специфическая категория политической науки. Некоторые ученые отожествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политический системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

Содержание

1. Сущность и разновидности политических процессов 2

2. Особенности политических процессов и их структур. 4

3. Типология политических процессов. 6

4. Субъекты и объекты политических процессов. 8

5. Политическое развитие и его особенности. 9

6. Этапы развития теории политической модернизации. 11

7. Основные этапы развития на пути к «современности». 13

8. Главные тенденции в развитии модернизирующихся государств. 15

9. Особенности модернизационного процесса современного российского общества. 18

10. Революционные и эволюционные политические процессы. 21

11. Экология, устойчивое развитие и современные политические процессы. 22

12. Политические технологии и политические процессы. 24

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 54.08 Кб (Скачать)

     То  же самое можно сказать и об Индийском субконтиненте.

     Своеобразна ситуация в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, где экономически преобладает  Япония, в военно-политическом плане  доминируют США, но где уже сложились  собственные очаги постиндустриализма (новые индустриальные страны). Отдельным  модернизирующимся пространством  может стать Африка к югу от Сахары, если ЮАР будет способна выполнить роль центра модернизации.

     Важнейшей проблемой развивающихся стран  и государств с переходной экономикой является модернизация их экономических и социально-политических структур, переход на инновационный путь развития. Без этого невозможно преодолеть отставание от передовых держав, добиться коренного повышения жизненного уровня населения, улучшить положение в международном разделении труда и упрочить позиции в глобальной экономике.

     Особую  значимость модернизации приобрела  в связи с начавшимся в 2008 г. мировым  кризисом. Глобальные финансово-экономические  потрясения, охватившие большинство  стран, продемонстрировали исчерпанность  различных моделей инерционного развития, основанных на простом воспроизводстве  существующего хозяйственного потенциала.

     "Великий  процесс модернизации" современного  мира, демонстрируя единую логику  тенденций глобальных преобразований, вместе с тем уже на начальной  стадии формирования модернизирующихся пространств проявляет признаки их индивидуализации, повсеместного соединения ценностей постиндустриализма с особенностями собственных цивилизационных достижений, рождая в каждом конкретном случае оригинальный опыт глубоких общественных трансформаций. 

     Модернизация, осуществляемая исключительно эволюционным путем (что, однако, не исключает возможность  революционных потрясений общества, если политика правящих элит неадекватна "вызовам истории"), представляет собой, как правило, реализацию не умозрительно сконструированных инновационных социальных проектов, а бережно и рационально изменяемых социально-экономических отношений с учетом тенденции их длительной эволюции, селекции и институционализации наиболее естественных в существующих условиях форм общественной организации. 
 

 

     

  1. Особенности модернизационного процесса  современного российского общества.

     По  мнению ряда исследователей (М.В. Ильина, Е.Ю. Мелешкиной, В.И. Пантина), процесс  политической модернизации в России можно в целом отнести к  эндогенно-экзогенному типу. Характерной  особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных  и заимствованных институтов и традиций.

     России  модернизация всегда имела свою специфику. Во-первых, она диктовалась необходимостью догоняющего развития. Во-вторых, она  всегда проводилась сверху, по воле верхов, которые осознавали на определённом этапе развития страны опасность  её отставания.

     Особенностями модернизации в России можно назвать: нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;

     отсутствие консенсуса между участниками политического жизни; неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемость политических ролей; отсутствиеинтеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы; в основе политического процесса лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства; высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов; тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.

     Начиная с начала 1990-х годов, наша страна снова вступила в эпоху модернизации всех сфер государственной и общественной жизни. Правящей элитой избран «навязанный» вариант трансформации российского  общества («реформы сверху»). Причём «современную Россию следует отнести к «моноцентрическому государству», в котором властная пирамида едина и разделение властей отсутствует».

     Политическая  модернизация вначале 2000-х гг. осуществлялась в условиях более благоприятных: устойчивый экономический рост, политическая стабильность, постепенное повышение уровня жизни. Однако, для дальнейшего продвижения вперед по пути политической модернизации необходимо не только осознание необходимости реформ, политическая воля реформатора, но и глубинная трансформация ментальности российского общества, связанная с усвоением опыта европейской цивилизации модерна.

     А. Ахиезер считает российское общество обществом промежуточной цивилизации, которое «вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации». В российском обществе и сейчас современные черты сочетаются с традиционными, причем, по мнению Т.И.Заславской, «трудно сказать, какие из них доминируют».

     С точки зрения В.А. Ачкасова главным способом проведения российской догоняющей модернизации является грандиозная «имитация». Создается лишь видимость полной вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам. В итоге резкий символический разрыв с прошлым в России зачастую оборачивается тем, что символика и форма подменяют реальное изменение содержания и тогда старая сущность незаметно возвращается.

     Модернизация  в России, в конечном счете, должна создать условия для постидустриализации. В противном случае она теряет смысл, поскольку не решает на современном уровне ни одной из возникших перед Россией проблем. Стратегия российского обновления должна ориентироваться на то, чтобы работать на опережение, учитывая не сегодняшний день, а завтрашний день мировой науки и техники, социокультурного прогресса и политических структур.  

 

  1. Революционные и эволюционные политические процессы.

     По  характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

     Эволюционный  тип политического процесса характеризуется  постепенным разрешением накапливаемых  противоречий и рационализацией  конфликтов; разведением функций  и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и  обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью  власти, наличием единых социокультурных  ценностей и ориентиров управляющих  и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

     Революционный тип политического процесса развивается  в обстановке революционной ситуации или близкой к ней (по В.И. Ленину: “верхи” не могут, “низы” не хотят  жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для него характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит. 

  1. Экология, устойчивое развитие и современные  политические процессы.

     Во  второй половине XX века явственно обозначились пределы роста индустриальной модели развития, опирающейся на экстенсивные методы использования природных ресурсов, территорий и человеческого потенциала. Перед человечеством возник целый комплекс масштабных и трудных проблем, да еще с такой категоричностью,  которая ставит общество на грань гибели, если оно не сможет оперативно и адекватно отреагировать на этот исторический вызов. Действительность настоятельно потребовала перехода от стихийного способа развития человечества к сознательно управляемому, соблюдения законов глобального единства человеческого общежития. Впервые в истории возникла ситуация, когда человечество получило возможность сплотиться на такой общей и тем самым предельно демократической основе, как обеспечение глобальной безопасности и дальнейшего непрерывного развития современной цивилизации.

     Свидетельством  определенной зрелости человечества и  осознания им чрезвычайной важности проблемы стала выработка стратегии  устойчивого развития как фундаментальной  основы нового миропорядка и устройства общества.

     Устойчивое  развитие - это такое развитие, которое  удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности  будущих поколений удовлетворять  свои собственные потребности.

     Однако  за прошедшие годы мировое сообщество не достигло сколь-нибудь значимых практических результатов в продвижении к устойчивому развитию. И дело здесь не в концепции, а в неготовности человечества — и в политическом, и в научном плане — к реализации вытекающих из нее мер. Устойчивое развитие существует только в виде некой теоретико-концептуальной модели и требует сочетания новых адекватных научных подходов и эффективных политических механизмов. Их основополагающей базой должны стать идеи устойчивого развития, согласованные с фундаментальными законами Природы, прежде всего, законом сохранения развития Жизни. В силу этого возникает необходимость синтеза всех компонентов устойчивого развития, включая мировоззрение, теорию, технологию, проектирование и управление с использованием системы единых мер. Устойчивое развитие должно рассматриваться как процесс сохранения неубывающего темпа роста полезной мощности при сокращении потерь мощности за счет воспроизводимых прорывных технологий и повышения качества управления на всех уровнях. А поскольку даже наиболее совершенные современные технологии не позволяют достичь того уровня эффективности использования ресурсов, который необходим для достижения целей устойчивого развития, то необходимо концентрировать усилия не просто на инновационных, а на прорывных направлениях. Прорывные технологии, являясь материализацией закона Природы в технической конструкции, позволяют обеспечить выход за пределы замкнутого круга глобальных противоречий и обеспечить сохранение развития в долгосрочной перспективе.

     «Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетие», - утверждал Владимир Вернадский. Суть этого перелома в том, что для сохранения человечества на Земле человеку необходимо «безотлагательно отказаться от лелеемого им в течение тысячелетий разрушительного принципа антропоцентризма, представляющего человеческий род как квинтэссенцию и высшую ступень эволюции жизни, во имя иного, более высокого начала — экоцентризма, сделать главной заботой человечества сохранение и обеспечение дальнейшего развития нашего общего дома — планеты Земля. Будет стоять дом — будет в нем жив человек. Не станет дома — уйдет в небытие его самоуверенный "хозяин"». 

 

     

  1.   Политические технологии и политические процессы.

     Политические  технологии являются одним из самых  востребованных современных способов организации и управления политическими  процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи  с  ростом динамизма политических процессов, когда повышаются требования к совершенствованию социального  управления.

         Развитие и активное внедрение  политических технологий в политической  практике способствует формированию  политической технологической культуры.  Важным компонентом этой культуры  становится инновационный тип  мышления, который характеризуется  конструктивностью, ориентированностью  на получение конечного политического  и социального результатов, пониманием, какими методами и средствами  оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие  возможности, имеющийся потенциал  общества, социальной организации,  личности.

     Политические технологии — совокупность наиболее  целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленная на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики.

     Политические  технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение  глубинного, глобального, длительного  эффекта (стратегия). Использование  тех или иных политических технологий определяет эффективность политического  управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического  пространства. Политические технологии в большей степени определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, тоталитарный и др.).

Информация о работе Политические процессы