Политические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Политический процесс весьма специфическая категория политической науки. Некоторые ученые отожествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политический системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

Содержание

1. Сущность и разновидности политических процессов 2

2. Особенности политических процессов и их структур. 4

3. Типология политических процессов. 6

4. Субъекты и объекты политических процессов. 8

5. Политическое развитие и его особенности. 9

6. Этапы развития теории политической модернизации. 11

7. Основные этапы развития на пути к «современности». 13

8. Главные тенденции в развитии модернизирующихся государств. 15

9. Особенности модернизационного процесса современного российского общества. 18

10. Революционные и эволюционные политические процессы. 21

11. Экология, устойчивое развитие и современные политические процессы. 22

12. Политические технологии и политические процессы. 24

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 54.08 Кб (Скачать)

     Основным  властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт.

     Менее масштабными субъектами политического  процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать  в политике не только в институциональной  форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

     Объект  политического процесса это конкретная политическая проблема, по поводу которой развивается политический  процесс. Объект политического процесса - то, что должно быть достигнуто или создано в результате, иными словами, - цель.

 

     

  1. Политическое  развитие и его особенности.

     Политическое развитие можно определить как нарастание способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможностей для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством.

     Процесс политического развития присущ всем странам. Зарубежные исследователи  данной проблемы выделяют три параметра  политического развития: Структурную  дифференциацию; способности системы; тенденцию к равенству. С точки зрения первого параметра здесь речь идет об универсальности политической структуры, с одной стороны, степени дифференциации её функций в традиционных и современных системах – с другой). Еще один параметр выделяет способность системы к инновациям, к мобилизации и к выживанию. И, наконец, последний параметр связан с политическим развитием. Тенденция к равноправию предусматривает широкое участие масс в политической жизни общества, когда участие движется от культуры подчинения к культуре участия, пассивное отношения к политике сменяется активной поддержкой её, когда законы, регулирующие жизнь общества, применяются в равной степени ко всем гражданам безотносительно их иерархического положения и привилегий и, наконец, когда рекрутирование на государственные должности индивидов осуществляется по их заслугам, а не по принципу наследования или подбора из какого-либо класса, сословия, клана и т.д.

     Ученые пришли к выводу, что политическое развитие осуществляется в той мере, в какой политические структуры, нормы и институты способны к оперативному, гибкому реагированию на новые социальные, экономические и прочие проблемы, к восприятию общественного мнения. Иными словами, формируя механизмы с устойчивой обратной связью, рациональной организацией звеньев управления, способные к учету мнений населения и реализации решений, политическая система превращается в гибкий механизм для адресного регулирования конфликтов и выбора оптимальных вариантов применения власти. И в этом смысле не имеет никакого значения, какую конкретную национально-государственную форму обретут эти политические изменения (унитарную, федеративную или другую), какая партия получит статус правящей, какая идеология будет определять политику будущего. Главное, что способность политических институтов решать все новые и новые проблемы, их открытый характер отношений с обществом будут выражать позитивную динамику данной системы власти, обозначать ее переход на качественно новый уровень своего существования.

 

     

  1. Этапы развития теории политической модернизации.

     Политическую  модернизацию мы можем определить как  формирование, развитие и распространение  современных политических институтов, практик, а также современной  политической структуры.

     Первый  этап (50-60-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на понятии «универсализм» и рассматривал модернизацию всех стран и народностей как универсальное явление, имеющее одно направление (вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни), одни и те же стадии и закономерности. 

     Основными чертами теории модернизации первого  этапа были телеологизм (истолкование явлений действительности как существующих  по «промыслу божию»  для и во имя исполнения  каких-то  заранее предуготовленных ролей, например, вода и земля служат растениям, растения в свою очередь служат скоту и т.д. вверх по иерархической лестнице)  и евроцентризм,  точнее  американоцентризм  (провозглашает превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории). 

     Политическая  модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему: демократизация развивающихся стран по западному  образцу  (образование  или  усиление  национальных  государств,  создание представительных органов власти, разделение властей,  введение  института  выборов); изменение  системы  ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными). 

     Второй  этап (60-70-е гг. ХХ в.) развития теории характеризуется  появлением  новых  трактовок,  основанных  на  разнообразных  факторах  политического,  социального  и  экономического  развития, отходом  от евроцентризма. 

     Основное  внимание в ходе этапа было сосредоточено  на проблеме  стабильности  политического  развития  как  предпосылки  для  социально-экономического прогресса. В ходе этого этапа сформировалось  два  основных  направления,  представители  которых  давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: консервативное и либеральное. 

     Представители консервативного направления (С.Хантингтон, Дж.Нельсон, X.Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью  в  политическую  жизнь  и  институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов.

     Представители  либерального направления (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай  и др.)  под основным  содержанием модернизации  понимали формирование  открытой  социальной  и  политической  системы  путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения  в политическое  сообщество.

     Третий  этап (80-90-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности. 

     Во  второй  половине 80-х  гг. ХХ  в.  получила  свое  развитие концепция  «модернизации в обход модернити», т.е. концепция политического  развития,  основанного  на  сохранении  социокультурных традиций  без  навязывания  чуждых (западных)  образцов (А.Абдель-Малек, А.Турен, С.Хантингтон, Ш.Эйзенштадт и др.). В рамках этой концепции  появились  термины  «контрмодернизация» (альтернативный вариант модернизации по незападному образцу) и «антимодернизация» (активное противодействие этому процессу). 

 

     

  1. Основные  этапы развития на пути к «современности».

     Обширный  фактический опыт преобразований в  этой группе стран дал возможность  выделить некоторые устойчивые тенденции  и этапы в эволюции переходных обществ. С. Блек выделял этапы «осознания целей», «консолидации модернизируемой элиты», «содержательной трансформации» и «интеграции общества на новой основе». Ш. Эйзенштадт писал о периодах «ограниченной модернизации» и «распространении преобразований» на все общество. Но наиболее развернутую этапизацию переходных преобразований дали Г. О'Доннел, Ф. Шмиттер, А. Пшеворский и некоторые другие ученые, обосновавшие наличие следующих трех этапов:

     – этап либерализации, который характеризуется  обострением противоречий в авторитарных и тоталитарных режимах и началом  размывания их политических основ. Возникновение  кризиса идентичности, падение авторитета теряющей эффективность власти, выявление  изъянов институциональной системы  способствуют разложению правящего  режима. Разногласия между сторонниками демократии и правящими кругами  провоцируют идейную и политическую борьбу в обществе, нарастание активности общественных движений и усиление оппозиции. В результате начальной стадии борьбы устанавливается «дозированная демократия», легализующая сторонников преобразований в политическом пространстве. В обществе начинается широкая дискуссия по вопросам демократизации, формируются новые правила «политической игры»;

     – этап демократизации отличается институциональными изменениями в сфере власти. Идет вживление демократических институтов (выборов, партий) и соответствующих  ценностей в политическую систему. Стимуляция общественных инициатив  ведет к формированию основ гражданского общества. Это время поиска «политического синтеза», при котором традиционные институты власти сочетают свои действия с универсальными приемами и методами государственного управления.

     Кардинальное  значение на этом этапе имеет вопрос о достижении согласия между правящими  кругами и демократической контрэлитой. В целом для успешного реформирования государств необходимо достичь трехосновных консенсусов между этими двумя группами: относительно прошлого развития общества; по поводу установления первостепенных целей общественного развития; по определению правил «политической игры» правящего режима.

     – третий этап переходных преобразований – консолидация демократии, когда  осуществляются мероприятия, обеспечивающие необратимость демократических  преобразований в стране. Это выражается в обеспечении лояльности основных акторов (оппозиции, армии, предпринимателей, широких слоев населения) по отношению к демократическим целям и ценностям, в процессе децентрализации власти, осуществлении муниципальной реформы. Как считает английский ученый М. Гарретон, критериями необратимости демократии являются: превращение государства в гаранта демократического обновления и его демилитаризация; автономность общественных движений и трансформация партийной системы; быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения; рост политической активности граждан, приверженных целям демократии.

     Опыт  описания «перехода» сделал общепризнанным фактом признание альтернативного  характера модернизации, ее острой конфликтности, асинхронного характера  преобразований. Ярким показателем  сложности переходных трансформаций  явилось возникновение в ряде стран режимов «делегативной (нелиберальной) демократии» (Г. О'Доннел), где использование демократических институтов перестроено с прав личности на права лидера; снижена роль правовых норм и представительных органов власти; систематически игнорируются интересы широких слоев населения; выборы являются инструментом разрешения конфликтов между кланами внутри правящей элиты, а коррупция и криминал становятся едва ли не важнейшим механизмом властвования.

  1. Главные тенденции в развитии модернизирующихся государств.

     В ходе модернизации происходит переход  к современному обществу (modern society). Оно включает в себя, прежде всего, коренное отличие современного общества от традиционного — ориентацию на инновации. Другие черты современного общества: светский характер социальной жизни; поступательное развитие; выделенная персональность, преимущественная ориентация на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса; индустриальный характер; массовое образование; и.д.

     В современном мире, если пользоваться определением С.Хантингтона, разворачивается "великий процесс модернизации" с его девятью признаками: радикальностью, комплексностью, системностью, глобальностью, длительностью, стадийностью, приданием миру определенной однородности, необратимостью, прогрессивностью. В его основе - постиндустриальная цивилизационная революция, накладывающая отпечаток на всю жизнь человечества, определяющая направленность становящихся все более масштабными и глубокими общественных перемен.

     В качестве модернизирующихся пространств, где постиндустриализм достиг высших точек самореализации, выступают  три региона - США и Канада, Западная Европа и Япония.

     Все в большей степени освобождается  от статуса экономической периферии  США и приобретает черты самостоятельного модернизирующегося пространства Южноамериканский регион, обладающий культурной и политической самобытностью.

     Потенциалом оригинального развития в этой связи  обладает и арабский мир, экономически близко стоящий к западноевропейской зоне, а также Китай, еще не завершивший  своего индустриального развития, но имеющий достаточные ресурсы  для овладения постиндустриальным типом производства.

Информация о работе Политические процессы