Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:34, контрольная работа
Политический процесс весьма специфическая категория политической науки. Некоторые ученые отожествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политический системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).
1. Сущность и разновидности политических процессов 2
2. Особенности политических процессов и их структур. 4
3. Типология политических процессов. 6
4. Субъекты и объекты политических процессов. 8
5. Политическое развитие и его особенности. 9
6. Этапы развития теории политической модернизации. 11
7. Основные этапы развития на пути к «современности». 13
8. Главные тенденции в развитии модернизирующихся государств. 15
9. Особенности модернизационного процесса современного российского общества. 18
10. Революционные и эволюционные политические процессы. 21
11. Экология, устойчивое развитие и современные политические процессы. 22
12. Политические технологии и политические процессы. 24
Основным
властным институтом, одним из основных
субъектов политического
Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.
Объект политического процесса это конкретная политическая проблема, по поводу которой развивается политический процесс. Объект политического процесса - то, что должно быть достигнуто или создано в результате, иными словами, - цель.
Политическое развитие можно определить как нарастание способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможностей для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством.
Процесс политического развития присущ всем странам. Зарубежные исследователи данной проблемы выделяют три параметра политического развития: Структурную дифференциацию; способности системы; тенденцию к равенству. С точки зрения первого параметра здесь речь идет об универсальности политической структуры, с одной стороны, степени дифференциации её функций в традиционных и современных системах – с другой). Еще один параметр выделяет способность системы к инновациям, к мобилизации и к выживанию. И, наконец, последний параметр связан с политическим развитием. Тенденция к равноправию предусматривает широкое участие масс в политической жизни общества, когда участие движется от культуры подчинения к культуре участия, пассивное отношения к политике сменяется активной поддержкой её, когда законы, регулирующие жизнь общества, применяются в равной степени ко всем гражданам безотносительно их иерархического положения и привилегий и, наконец, когда рекрутирование на государственные должности индивидов осуществляется по их заслугам, а не по принципу наследования или подбора из какого-либо класса, сословия, клана и т.д.
Ученые пришли к выводу, что политическое развитие осуществляется в той мере, в какой политические структуры, нормы и институты способны к оперативному, гибкому реагированию на новые социальные, экономические и прочие проблемы, к восприятию общественного мнения. Иными словами, формируя механизмы с устойчивой обратной связью, рациональной организацией звеньев управления, способные к учету мнений населения и реализации решений, политическая система превращается в гибкий механизм для адресного регулирования конфликтов и выбора оптимальных вариантов применения власти. И в этом смысле не имеет никакого значения, какую конкретную национально-государственную форму обретут эти политические изменения (унитарную, федеративную или другую), какая партия получит статус правящей, какая идеология будет определять политику будущего. Главное, что способность политических институтов решать все новые и новые проблемы, их открытый характер отношений с обществом будут выражать позитивную динамику данной системы власти, обозначать ее переход на качественно новый уровень своего существования.
Политическую модернизацию мы можем определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.
Первый этап (50-60-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на понятии «универсализм» и рассматривал модернизацию всех стран и народностей как универсальное явление, имеющее одно направление (вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни), одни и те же стадии и закономерности.
Основными чертами теории модернизации первого этапа были телеологизм (истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей, например, вода и земля служат растениям, растения в свою очередь служат скоту и т.д. вверх по иерархической лестнице) и евроцентризм, точнее американоцентризм (провозглашает превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории).
Политическая модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему: демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделение властей, введение института выборов); изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).
Второй этап (60-70-е гг. ХХ в.) развития теории характеризуется появлением новых трактовок, основанных на разнообразных факторах политического, социального и экономического развития, отходом от евроцентризма.
Основное внимание в ходе этапа было сосредоточено на проблеме стабильности политического развития как предпосылки для социально-экономического прогресса. В ходе этого этапа сформировалось два основных направления, представители которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: консервативное и либеральное.
Представители консервативного направления (С.Хантингтон, Дж.Нельсон, X.Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов.
Представители либерального направления (Р.Даль, Г.Алмонд, Л.Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество.
Третий этап (80-90-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности.
Во
второй половине 80-х гг. ХХ в.
получила свое развитие концепция
«модернизации в обход
Обширный фактический опыт преобразований в этой группе стран дал возможность выделить некоторые устойчивые тенденции и этапы в эволюции переходных обществ. С. Блек выделял этапы «осознания целей», «консолидации модернизируемой элиты», «содержательной трансформации» и «интеграции общества на новой основе». Ш. Эйзенштадт писал о периодах «ограниченной модернизации» и «распространении преобразований» на все общество. Но наиболее развернутую этапизацию переходных преобразований дали Г. О'Доннел, Ф. Шмиттер, А. Пшеворский и некоторые другие ученые, обосновавшие наличие следующих трех этапов:
–
этап либерализации, который характеризуется
обострением противоречий в авторитарных
и тоталитарных режимах и началом
размывания их политических основ. Возникновение
кризиса идентичности, падение авторитета
теряющей эффективность власти, выявление
изъянов институциональной
–
этап демократизации отличается институциональными
изменениями в сфере власти. Идет
вживление демократических
Кардинальное значение на этом этапе имеет вопрос о достижении согласия между правящими кругами и демократической контрэлитой. В целом для успешного реформирования государств необходимо достичь трехосновных консенсусов между этими двумя группами: относительно прошлого развития общества; по поводу установления первостепенных целей общественного развития; по определению правил «политической игры» правящего режима.
– третий этап переходных преобразований – консолидация демократии, когда осуществляются мероприятия, обеспечивающие необратимость демократических преобразований в стране. Это выражается в обеспечении лояльности основных акторов (оппозиции, армии, предпринимателей, широких слоев населения) по отношению к демократическим целям и ценностям, в процессе децентрализации власти, осуществлении муниципальной реформы. Как считает английский ученый М. Гарретон, критериями необратимости демократии являются: превращение государства в гаранта демократического обновления и его демилитаризация; автономность общественных движений и трансформация партийной системы; быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения; рост политической активности граждан, приверженных целям демократии.
Опыт описания «перехода» сделал общепризнанным фактом признание альтернативного характера модернизации, ее острой конфликтности, асинхронного характера преобразований. Ярким показателем сложности переходных трансформаций явилось возникновение в ряде стран режимов «делегативной (нелиберальной) демократии» (Г. О'Доннел), где использование демократических институтов перестроено с прав личности на права лидера; снижена роль правовых норм и представительных органов власти; систематически игнорируются интересы широких слоев населения; выборы являются инструментом разрешения конфликтов между кланами внутри правящей элиты, а коррупция и криминал становятся едва ли не важнейшим механизмом властвования.
В ходе модернизации происходит переход к современному обществу (modern society). Оно включает в себя, прежде всего, коренное отличие современного общества от традиционного — ориентацию на инновации. Другие черты современного общества: светский характер социальной жизни; поступательное развитие; выделенная персональность, преимущественная ориентация на инструментальные ценности; демократическая система власти; наличие отложенного спроса; индустриальный характер; массовое образование; и.д.
В современном мире, если пользоваться определением С.Хантингтона, разворачивается "великий процесс модернизации" с его девятью признаками: радикальностью, комплексностью, системностью, глобальностью, длительностью, стадийностью, приданием миру определенной однородности, необратимостью, прогрессивностью. В его основе - постиндустриальная цивилизационная революция, накладывающая отпечаток на всю жизнь человечества, определяющая направленность становящихся все более масштабными и глубокими общественных перемен.
В качестве модернизирующихся пространств, где постиндустриализм достиг высших точек самореализации, выступают три региона - США и Канада, Западная Европа и Япония.
Все
в большей степени
Потенциалом
оригинального развития в этой связи
обладает и арабский мир, экономически
близко стоящий к западноевропейской
зоне, а также Китай, еще не завершивший
своего индустриального развития, но
имеющий достаточные ресурсы
для овладения