Политические права и свободы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

Цель реферата - раскрыть основные политические права и свободы и их реализацию в Республике Беларусь

Содержание

Введение...………………………………...………………………………………2
Основная часть……………………………………………………………………5
Право на участие в управлении своей страной…………………………5
Право на создание общественных объединений и участие
в их работе………………………………………………………………...8
Право на сопротивление угнетению……………………………………..11
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций……12
Свобода слова и печати………………………………………………….14
Свобода информации…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Реферат по правам человека.docx

— 53.53 Кб (Скачать)

        Свободная печать всесторонне  вездесуща и всеведуща. Она – мир, который непрерывно бьет ключом из реальной действительности и в виде все возрастающего народного духа обратно в нее вливается. Президент США    Т. Джефферсон писал двести лет тому назад: «Если бы мне пришлось выбирать, что лучше иметь: Правительство без газет или газеты без Правительства я без колебаний выбрал бы другое – газеты без Правительства».

         Для того чтобы на деле добиться  реализации принципа свободы  прессы, необходимо соблюдения ряда  условий. Прежде всего, достижения  экономической независимости. А  пока полная зависимость от  тех, кто дает деньги.  Раньше  – партийных и государственных  структур власти, сегодня – от  государственных, как к примеру, газета «Заря», и коммерческих – газета «Брестский курьер», «Вечерний Брест».

           К тому же налицо монополизация  средств массой информации. А  ведь монополизация приводит  практически к подрыву свободы  печати. Как известно, свобода печати  состоит в том, чтобы не быть  промыслом. Что от нее остается, если все, что достойно общественного презрения, нельзя будет предавать общественной огласке? Необходим полный отказ от цензуры.

           Свобода печати родилась с  началом книгопечатания. Но вскоре  на нее надели оковы. В 1501 году булла Папы Римского Александра  I запрещала печатать что-либо без согласия епископата. Король Англии ГенрихVIII опубликовал первый список запрещенных книг. С тех пор цензура активно использовалась авторитарными и тоталитарными режимами власти. Но, когда мы говорим о цензуре, не должен выпадать и такой элемент: не должно быть цензуры на уровне главных редакторов газет. К сожалению, как показывает практика, существует жесткая цензура на этом уровне в независимых от государства газетах. Не последнее место в структуре этих условий принадлежит соблюдению журналистским корпусом моральных принципов. Повседневная жизнь дает достаточно примеров их игнорирования со стороны части журналистов или даже целого редакторского коллектива.

     Свобода печати не абсолютна.  Как и всякая свобода, она  относительна, у нее есть свои  пределы. Однако упор на запреты  и ограничения не только излишен,  но и опасен для демократии  в целом. Реализация свободы  слова предполагает доступность  СМИ на условиях равенства  для представителей всех политических  направлений, слоев населения,  замешанных на конфликте противоположных  сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Свобода информации

      Во Всеобщей декларации прав человека сказано: каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, что включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию  и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. В Международном Пакте о гражданских и политических правах признано право каждого человека свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, посредством печати, художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.

      Свобода информации имеет как международный, так и внутренний характер. Необходим широкий информационный обмен с другими странами, а также широкая информационность общественности, прессы о различных сторонах нашей жизни.

      Свободе информации противоречит  как глушение иностранных радиостанций, запреты по идеологическим признакам  продажи газет и журналов из  иностранных государств, так и  различного рода «зоны вне  гласности» внутри страны, скрываемые  под видом так называемых коммерческих тайн, соображениями безопасности и т.д.

      В Республике Беларусь свобода информации закреплена в статье 34 Конституции, согласно которой гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

      Деятельность государственных органов,  общественных  объединений  должна протекать публично.  В  этих  целях  и  в  Конституции,  и  в  других  актах предусматриваются различные права   и  обязанности  субъектов  власти.  Так, согласно статье 84 Конституции Президент как Глава государства обращается  с посланиями  к  народу  Республики  Беларусь  о  положении  в  государстве  и основных  направлениях  внутренней  и  внешней  политики;  он  обращается  с ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития.

     О  заседаниях  органов  государственной   власти   граждане   регулярно

информируются   через   телевидение,   радио,   другие   средства   массовой

информации.

    Принципиально важным и с   точки  зрения  информирования  в  деятельности органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами  их  прав и обязанностей является требование Конституции (ст. 7 Конституции)  и  актов текущего законодательства о публикации или доведения до  всеобщего  сведения иным предусмотренным  законом  способом  нормативных  актов  государственных органов.

    Актуальным  для  наших  граждан   является  требование  о  предоставлении информации о состоянии окружающей среды. Такая  обязанность  возлагается  не только  на  органы  общей,  но  и  специальной  компетенции,  в   частности, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др.

     Определенные материалы, а   значит  и  информация  о   них,  могут  иметь

ограниченный  доступ, например, касающиеся государственной  или  коммерческой тайны (Закон «О государственных секретах»).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   

Заключение 

        В данной работе я попыталась рассмотреть основные политические права и свободы, их реализацию в  Республике Беларусь.

       Надо сказать, что  государство  не  может  и  не  должно раздавать  всем  гражданам  правовые,  материальные  и  духовные  блага,  но обязано обеспечить им возможность защищать свое право  на  достойную  жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить  свободу  других.  Я  считаю,  что если государство не сделает этого, то общество будет  постоянно  раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце  концов,  погибнет. 

       Составляя приоритет   демократического   государственного   и    правового    порядка, политические права и свободы человека  не  только  определяют  содержание  и смысл конкретного политического строя, но и  призывают  превратить  человека из пассивного наблюдателя в активного участника  всех  событий  и  действий, происходящих в мире.

    Республика Беларусь сегодня  является  частью  мирового  сообщества.  Она  признает Всеобщую декларацию прав человека,  Европейскую  конвенцию  «О  защите  прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН,  Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических,  социальных  и культурных  правах,  участвует  в  договоренностях  в  рамках  ОБСЕ,  многих международных конвенциях.

    Подводя итог, следует отметить, что Беларусь сегодня считается   правовым государством, хотя в реальности  права  и  свободы  человека  еще  не  стали высшей  ценностью.  Формирование  правового  государства  и  уважение   прав человека  –  задача  чрезвычайно  трудная,  и  ее  решение  возможно  только благодаря  усилиям  всего  общества  в  течение  многих  лет,  связанных   с преодолением  как  наследия  прошлого  (исторические  традиции  Беларуси  не совместимы  с  демократией  и  свободой),  так  и  просчетов,  допущенных  в последние годы. Однако  это  не  умаляет  того  факта,  что  в  ней  заложен огромный потенциал,  при  реализации  которого  Беларусь  имеет  шанс  стать правовым и демократическим государством.

    Как показывает история,  каждому   поколению  необходимо  защищать  права личности,  а  человечеству  еще  неизвестна   ситуация,   при   которой   не требовались бы усилия для обеспечения  и  защиты  прав  и  свобод  человека, поэтому  необходим  баланс  между  заботой  общества  о   человеке   и   его собственной ответственностью за себя, между свободой и справедливостью.

    Подавляющая часть перечисленных  в Конституции  основных  прав  и  свобод представляет собой не простую совокупность, а определенную научную,  глубоко продуманную систему, имеющую логические основания. Систему основных  прав  и свобод характеризует не только их группировка, но и те  приоритеты,  которых придерживается   Конституция    в    их    последовательном    расположении.

Список  использованной литературы 

  1. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. -  Мн.: Кн. Дом, 2003. – 831с.
  2. Котляр И.И. 12 лекций по правам человека: научно-методический материал к курсу лекций. – Барановичи: БарГУ,  2005. – 344 с.
  3. Котляр И.И. Права человека: пособие для студ. вузов. – Мн.: Тесей, 2008.- 315 с.
  4. Котляр И.И. Права человека: современные представления и механизмы защиты: в помощь учителям школ, студентам, юристам, журналистам, всем, кто интересуется проблемой прав человека. – Брест: Брест. обл. тип., 1997. – 99 с.
  5. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2010. – 48 с.
 

                 

Информация о работе Политические права и свободы в Республике Беларусь