Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:51, реферат
Цель реферата - раскрыть основные политические права и свободы и их реализацию в Республике Беларусь
Введение...………………………………...………………………………………2
Основная часть……………………………………………………………………5
Право на участие в управлении своей страной…………………………5
Право на создание общественных объединений и участие
в их работе………………………………………………………………...8
Право на сопротивление угнетению……………………………………..11
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций……12
Свобода слова и печати………………………………………………….14
Свобода информации…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………….19
Каждому предоставляется право направлять
обращения в государственные органы,
а последние обязаны рассмотреть их
и дать ответ по существу
в определенный законом срок.
Отказ от рассмотрения поданного
заявления должен быть письменно мотивированным.
Данное право реализовано через
Закон Республики Беларусь «Об обращениях
граждан» от 06.06.1996 года.
Право на объединение – одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан, включая право создавать профсоюзы, политические партии для защиты своих интересов.
Общественные объединения
Конституция Республики Беларусь предоставляет каждому право на это. Однако «судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели». Настоящие ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных лиц.
Согласно Закону «Об
Право на объединение — одно из политических прав, цель которого
обеспечить возможность участия каждого в общественной и политической жизни, а также юридически установить создание разного рода общественных объединений. Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.
Закон предусматривает 5 различных форм организационно-правовой формы их функционирования:
* общественная организация (совместная деятельность для защиты общих интересов и уставных целей объединившихся граждан);
* общественное движение (массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками);
* общественный некоммерческий фонд (формирование имущества на основе добровольных взносов и иных незапрещенных законом поступлений и использование его на общественно-полезные цели);
* общественное учреждение (оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников).
Целью органа общественной самодеятельности является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.
Допустимо создание международных, республиканских и местных
общественных объединений. Они создаются по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения.
Вместе с тем законы
ассоциаций. Прежде всего, эти ограничения связаны с запрещением создания и деятельности ассоциаций, цели и действия которых направлены на свержение или насильственные изменения конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции).
Порядок создания и
Если членами общественных объединений могут быть как граждане
Республики Беларусь, так и иностранные граждане, лица без гражданства, то право на объединения в политические партии имеют только граждане Республики Беларусь.
По Закону на территории Республики Беларусь могут создаваться три
группы общественных объединений:
* местные,
деятельность которых
* республиканские,
деятельность которых
* международные, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одной или нескольких территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств, имеющих соответствующие организационные структуры.
В соответствии с политическими целями общественные объединения
оказывают большое влияние, и им предоставлена свобода действий в
политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право
распространять
информацию о своей деятельности,
проводить демонстрации, шествия
и пикетирования. Им предоставлено
право направлять и вносить предложения
в органы государственной власти,
участвовать в выработке решений
органов государственной власти,
право защищать членов
своих организаций в суде
и иных органах местного
самоуправления и правоохранительных
органах. В частности, большое значение
имеет действие общественных объединений
в предвыборной и выборной компании, если
такое им предоставлено, а именно:
они должны быть зарегистрированы
и иметь соответствующие указания
в уставах об участии в выборах.
Право на сопротивление
История полна примеров
В конце XX века есть страны с диктаторскими
режимами власти и страны, зависимые от
других. И в одном и другом случаях народы
поставлены перед необходимостью реализации
права на сопротивлению угнетению.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.
Ядро этих свобод – право граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в активной форме в общественных местах. Данный вид свободы включает в себя и свободу выбора форм массового выражения общественного настроения. Какую из них избрать – решают сами граждане. Власти отдавать каких-либо распоряжений на этот счет не имеют права. Конечно, по закону страны нужно установить порядок и условия пользования правом на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Но это вовсе не означает, что главное – запретительная часть. Нередко, в том числе и в бывшем Союзе Закон четко определял, как запретить проведение митинга, уличного шествия, демонстрации, но было непонятно, как их провести. Свобода митингов и демонстраций не предполагает предварительной селекции на «хорошие» и «плохие» демонстрации и митинги. К тому же основные права на регламентации митингов и демонстраций должны быть у Правительства, а не у местных органов власти.
В Республике Беларусь порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций установлен Законом «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании» от 30 декабря 1977 года. Законом установлен разрешительный (а не уведомительный) порядок проведения массовых мероприятий
Гарантированная Конституцией свобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц» (часть первая ст. 23 Конституции).
Согласно закону организаторами собрания, митинга, уличного шествия,
демонстрации
и пикетирования могут
Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест, использование которых запрещено решениями местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемыми в соответствие с настоящим Законом (Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1999 года №36 «О некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении массовых мероприятий»).
Собрания, митинги, уличные шествия,
демонстрации и пикетирование могут
проводиться с 8 до 22 часов.
Свобода слова и печати – одно из драгоценнейших прав человека. Оно обеспечивает фундамент политической свободы в целом, без свободы в целом нет свободы вообще. В Республике Беларусь свобода слова закреплена в статье 33 Конституции, согласно которой каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение; никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них; монополизация средств массой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.
Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно, то есть с тем, что называется свободой прессы, роль которой в жизни общества трудно переоценить. Свободная пресса – это духовное зеркало, в котором народ может увидеть себя, самопознание есть первое условие мудрости. Она – откровенная исповедь народа перед собою, чистосердечное признание, как известно, спасительно. Благодаря ей появляются узы, которые по-настоящему соединяют отдельную личность с государством и целым миром.
Информация о работе Политические права и свободы в Республике Беларусь