Политические права и свободы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

Цель реферата - раскрыть основные политические права и свободы и их реализацию в Республике Беларусь

Содержание

Введение...………………………………...………………………………………2
Основная часть……………………………………………………………………5
Право на участие в управлении своей страной…………………………5
Право на создание общественных объединений и участие
в их работе………………………………………………………………...8
Право на сопротивление угнетению……………………………………..11
Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций……12
Свобода слова и печати………………………………………………….14
Свобода информации…………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Реферат по правам человека.docx

— 53.53 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение...………………………………...………………………………………2 

Основная  часть……………………………………………………………………5

  1. Право на участие в управлении своей страной…………………………5
  2. Право на создание общественных объединений и участие

    в их работе………………………………………………………………...8

  1. Право на сопротивление угнетению……………………………………..11
  2. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций……12
  3. Свобода слова и печати………………………………………………….14
  4. Свобода информации…………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………18

Список  использованной литературы………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Проблемы сущности человека, гражданина, личности,  взаимоотношения  их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный  мир. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но,  мечтая  о  счастливом будущем  человечества,  они  не  сумели  дать  ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении  личности.  Некоторые  из них надеялись на проявление справедливого  отношения  к  народу  со  стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов,  устанавливающих блага для всех, и не готовили народ  к  борьбе  со  своими  угнетателями,  к борьбе за свободу и счастье людей.

    Именно институт политических прав и свобод  обеспечивает   свободу   народа   и   каждого   человека   от   произвола государственной власти.

      На  пути свободы  всегда  стоит  государство,  создаваемое  людьми  для   поддержания условий реализации свободы. Государство  через  законы  закрепляет  права  и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного,  т.  е.  обретают границы дозволенного.

    Под политическими правами и свободами  понимаются  наиболее  важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие  естественное  состояние свободы и получающие высшую  юридическую  защиту.  Эти   права  и свободы  являются  главным  элементом   правоотношений, возникающих между человеком (гражданином)  и государством, порождая обязанность государства  защищать  и  охранять  основные  и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина).

     Политические права  и  свободы  представляют   группу  основных прав  и  свобод  граждан,  осуществляемых  в   сфере   политической   жизни, управления   государственными   делами.   Политические   права   выражают возможности  индивида  на  участие  в  политической  жизни  и  осуществление государственной власти. К числу данной категории прав и свобод относятся:

  • право на участие в управлении своей страной;
  • право на создание общественных объединений и участие в их работе;
  • право на сопротивление угнетению;
  • свобода слова и печати;
  • свобода информации;
  • свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

     В отличие от личных политические права и свободы  нацелены  на  активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление  ее  делами.  Эти права и свободы создают условия для закрепления  связей  между  человеком  и обществом,  гражданином  и   государством.   От   того,   какого   состояние политических  прав  и   свобод,   во   многом   зависит   прочность   устоев конституционного строя, реальность его  демократизма,  уровень  политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы  развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во  взаимодействии  с ними  и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

   В Республике Беларусь основные  политические  права  начинают  действовать  непосредственно  с момента достижения гражданином совершеннолетия.  Именно  с  достижением  18-летия   гражданина   устанавливается   полная   дееспособность   гражданина.  Достигнув совершеннолетия,  гражданин  осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной  жизни  и  несет ответственность за результаты своих действий.

    В Республике Беларусь политические права и свободы закреплены  Конституцией 1994 г. Ее принятию предшествовали обновление  общественного  строя,  начало  перехода экономики на  рыночную систему, допущение разнообразных форм  собственности,  развитие  плюрализма, непосредственная  реализация  власти  народом,  расширение  безопасности   и сотрудничества с мировым сообществом. Конституция  1994 г.  —  документ, в котором закрепляется гуманная ориентация  развития  нашего общества. Приоритет отдается  личности  и  общечеловеческим  ценностям.  Эта черта  качественно  отличает  новую  концепцию  прав  человека,   отказ   от характерного    для    социалистической    теории    принципа     приоритета государственных  интересов  над  интересами  личности.  Обоснованием  такого подхода являлось положение, что государство призвано  выражать  общественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества  в целом,  не может   быть   политических   интересов,   противоречащих   государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это  воля  народа».

    Теперь политические права составляют  одну из сторон совокупности прав  и свобод  человека  и  гражданина,   гарантируемых   Конституцией   Республики Беларусь.

    В статье 21 Конституции Республики  Беларусь 1994 г. устанавливается, что высшей целью государства  является обеспечение прав и свобод его граждан.  Более 50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению  правового статуса человека и гражданина. Эти  статьи  сконцентрированы  в  разделе  II «Личность, общество, государство», отдельные статьи  имеются в разделе I «Основы конституционного  строя»,  в  разделе  III  «Избирательная  система. Референдум», в главе VI — «Суд» и  в  разделе  V  —  «Местное  управление  и самоуправление».

     В отличие от  основных  личных  прав,  которые  по  своей природе  неотчуждаемы  и   принадлежат   каждому   человеку   от   рождения, политические права и свободы  связаны  с  обладанием  человеком  гражданства государства.  Это  различие  отражает  Конституция,  адресуя  личные   права «каждому», а политические «гражданам».

    Политические права и свободы  являются выражением  принадлежности  власти народу, реализацией народовластия.

     Особенность  их  заключается   в  том,   что   осуществляются   они   не

индивидуально, а в сообществе с другими гражданами.

     Цель данной работы – рассмотреть основные политические права и свободы и их реализацию в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

  1. Право на участие в управлении своей страной

      Право на участие в управлении  своей страной регламентируется  в конституциях стран статьями  и разделами об избирательной  системе, органах государственной  власти и управления, о правах  и обязанностях граждан. В реализации  этого права важную роль играют  выборы  и избирательное право. Избирательное право – это право гражданина избирать и быть избранным в органы власти. Важнейшие его принципы: всеобщность, равенство и тайное голосование. Политолог М. Дюверже из Франции считает, что всеобщее избирательное право не должно быть ограничено никакими условиями. Так считают многие. На практике же существуют различные ограничения: возрастные, имущественные, образовательные.

     В осуществлении этого права  многое зависит от характера  и сущности избирательных систем. В мире наиболее распространены  две: мажоритарная и пропорциональная. Согласно правилам мажоритарной системы избранным считается тот, кто получил установленное большинство голосов избирателей. Она применяется в США, Великобритании, Канаде, Индии, Республике Беларусь, других странах. Пропорциональная – когда распространение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов и преодолевших 5-ти процентный барьер, производится в соответствии с количеством собранных голосов. Выборы по данной системе являются строго партийными. Пропорциональная система применяется в Австралии, Италии, Швеции, России, других странах. Вполне естественно, что как в первой, так и во второй избирательной системах имеются свои недостатки.

      В последнее время довольно  широкое распространение получил  так называемый абсентеизм, т.е.  неявка на выборы избирателей,  отказ от участия в  голосовании. 

     Граждане  Республики  Беларусь  имеют  право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

    Это право непосредственно вытекает из статьи  21  Всеобщей декларации прав человека, а так же из  статьи  25  Международного  пакта «О гражданских  и  политических  правах»,  которая предписывает,  что   каждый гражданин без какой бы  то  ни  было  дискриминации  и  без  необоснованных ограничений имеет право и возможность:

* принимать  участие в ведении государственных дел как непосредственно,  так и посредством свободно выбранных представителей;

*  голосовать  и  быть  избранным  на   подлинных   периодических   выборах,

 производимых на основе  всеобщего   и равного избирательного  права при

 тайном  голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

* допускаться  в своей стране на общих  условиях равенства  к  государственной  службе.

    Главой 2 Конституции Республики Беларусь закреплено право на референдум, которое включает в себя  не только  право на  участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса  на  голосование,  а  также  право   требовать,   чтобы   результаты общенародного  (местного)  обсуждения  по  этому  вопросу  учитывались   при принятии  окончательного  решения   по   данному   вопросу   (если   решение принимается не путем референдума).

       Статья 38 Конституции закрепляет право свободно избирать и быть избранными в государственные  органы  на основе   всеобщего,   свободного,   равного,    прямого    или    косвенного избирательного права при тайном голосовании,  которое подробно   регламентируется   в   законах   о   выборах   в представительные органы государства.

     В  начале  закона  определены  его  цели:   гарантирование   реализации

гражданами  Республики Беларусь их конституционного  права  избирать  и  быть избранными   в   органы   государственной   власти   и    органы    местного самоуправления. Демократические свободные выборы  в  органы  государственной власти  и  в  выборные  органы  местного  самоуправления   являются   высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

    Выборы могут быть как прямыми,  так  и  косвенными  (многоступенчатыми). Путем прямых выборов избирается Президент,  депутаты  Палаты  представителей Национального  собрания  Республики  Беларусь,  депутаты   местных   Советов Депутатов.  Совет  Республики  Национального собрания   формируется   путем косвенных выборов (ст. 91 Конституции).

    Можно сказать, что всеобщее  избирательное  право  не  означает,  что  не

существует  никаких ограничений в этой области.  В  частности,  это  касается

граждан, которые не способны  по  своему  умственному  или  же  психическому состоянию в полной мере осуществлять  свои  гражданские  права  и  исполнять гражданские   обязанности   (за   ними   в   судебном   порядке    признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве  субъекта  правовых отношений). Ограничению своих  гражданских  прав  подвергаются  также  лица, содержащиеся в данный момент под стражей,  т.е.  в  отношении  которых  есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу  (ст.  64 Конституции). Однако лица, находящиеся под следствием, если в  отношении  их еще не вынесен приговор суда и они не признаны  виновными  в  том  или  ином преступлении,  которое  влечет  за  собой  лишение  свободы,  имеют   полные избирательные  права.  Ограничение  их  избирательных  прав  во  внесудебном порядке является актом произвола.

     Граждане Республики Беларусь  имеют  право  равного  доступа  к  любым должностям  в государственных органах в соответствии со  своими  способностями,  профессиональной  подготовкой (ст. 39 Конституции), что нашло закрепление  в  Законе  об  основах службы  в  государственном  аппарате,  законах  о  прокуратуре,  милиции,  о судоустройстве и статусе судей и других нормативных актах государства.

Информация о работе Политические права и свободы в Республике Беларусь