Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:28, реферат
§ 1. Понятие политической партии
§ 2. Функции политических партий
§ 4. Особенности партийной системы России
Наиболее распространена
“усложняющаяся” классификация
различных систем партий и моделей
связей между ними: однопартийность,
двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной
партией. Эти системы являются несоревновательными.
В индустриальных странах они
формировались, как правило, тогда,
когда у власти были коммунистические
партии, а в развивающихся государствах
– партии типа широкого национального
фронта.Если в соревновательных партийных
системах на первое место выдвигаются
традиционные (избирательные, парламентские,
идеологические, социализационные) функции
партий, то в несоревновательных –
правящая партия берет на себя гораздо
более широкий круг обязанностей,
подчас выполняя государственные функции,
выступает стрежнем всей политической
системы общества. Так, в странах
“государственного социализма”
правящая партия обычно делала упор на
централизованное политико-идеологическое
просвещение и воспитание масс, мобилизуя
их на выполнение различных видов
общественно необходимой
Двухпартийные системы.
Двухпартийные (Великобритания, США) и
многопартийные системы существуют
в большинстве стран мира. Число
партий может колебаться от 3–4 (в
Бельгии, Германии или Австрии), до 80
(в современной России).
Характерная особенность
этих систем состоит в том, что
они достаточно стабильны и облегчают
процесс агрегации требований. В
их рамках избиратель получает возможность
выбора между альтернативными
Двухпартийность может
быть “жесткой” или “гибкой” в
зависимости от характеристики партий
и методов, применяемых ими в
рамках соответствующей политической
системы. Примером “жесткой” двухпартийности
может служить система
Гибкая двухпартийная
система существует в США. Там
конгрессмен может голосовать более
свободно и меньше принимать во внимание
позицию руководства партии. Однако
конгрессмены этой страны подвергаются
постоянному “лоббированию”, и
вопрос о степени их свободы в
принятии ими политических решений
является в определенной степени
проблематичным.
Существует модифицированная
двухпартийная система. Ее еще иногда
называют системой “двух с половиной”
партий. На выборах одна из двух основных
партий обычно получает относительное
большинство голосов в
Многопартийные системы.
Формирование многопартийных систем является
следствием различных факторов, среди
которых можно выделить исторические,
национальные, социальные, институциональные
и идеологические. Так, обществу с
“многоклассовым” и “многослойным”
составом, различными видами и формами
собственности, устойчивыми традициями
демократии должна соответствовать
много- или двухпартийная система.
Многопартийности также способствует
пропорциональное представительство
и мажоритарная избирательная система
с голосованием в два тура. Такая
же система с голосованием в один
тур может порождать тенденцию
к двухпартийности.
Возникновение сильных
националистических партий или организаций,
выражающих интересы крупных национальных
меньшинств внутри данной страны, также
способствует формированию многопартийной
системы. Наличие влиятельной
Многопартийные системы,
несмотря на кажущиеся очевидными достоинства
(плюрализм и др.), имеют и определенные
недостатки. Так, в отличие от двухпартийности,
мультипартийные системы
Многопартийные системы
с господствующей партией. Понятие
“господствующая партия”
Достоинство данной
системы состоит в том, что
она может обеспечить определенную
стабильность достаточно продолжительное
время. Недостатки – в укреплении
внепарламентской оппозиции, отстранении
отпредставительства в
В мире наблюдается
тенденция к развитию двух- и многопартийности.
В 90-е гг. XX в. многопартийность (двухпартийность)
являлась характерной чертой политических
систем практически во всех обществах
“массового потребления”, “охватывала”
30% обществ “индустриального развития”,
10% “переходных” обществ и “традиционных
цивилизаций”.
Следует иметь в
виду, что большее число политических
партий совсем не обязательно означает
возрастающую степень демократичности
общества. Для анализа этого вопроса
необходим более широкий
Партийно-парламентский
механизм во многих странах достиг
значительной гибкости и отлаженности.
Однако опыт последних десятилетий
обнаружил и его слабые стороны.
Партии, особенно массовые, стали довольно
громоздкими структурами, возник обширный
слой профессиональных партийных функционеров,
обособленных от рядовых членов. Партийная
и партийно-парламентская
Существенное влияние
на характер деятельности политических
партий оказывают существенное влияние
средства массовой информации. Современная
множительная техника и компьютеризация
позволяют получать и обрабатывать
информацию, минуя конвейер партийных
инстанций. [c.272] В результате даже немногочисленная
партия с хорошо оснащенным современными
СМИ штабом может иметь устойчивые
контакты со многими политическими
институтами, с различными слоями общества.
В ряде стран наличествует
кризис “партийной формы”. Он обусловлен
тем, что меняется облик общества
и иерархия потребностей, ценностей;
их становится все труднее представить
в цельной программе, служащей объединяющим
началом; в обществе проявляется
тенденция прямого выражения
интересов и прямого влияния
на государственные институты. Кроме
того, утверждается тенденция “секуляризации”
политики, в связи с чем уменьшились
притягательная сила идеологий, доверие
к глобальным и всеобъемлющим
концепциям; цели и идейные ценности
не стали менее необходимыми, но
доверие к ним теперь основывается
не на их включенности в долговременную
программу, а на соответствии повседневной
реальности. Отсюда – возникновение
движений вокруг конкретных целей и
вопросов, понижение роли такого посредника,
как партия. Наконец, возрастает воздействие
СМИ на формирование общественного
сознания и позиций общественности,
значительно сужая традиционную
воспитательно-педагогическую функцию
партии.
Одновременно действует
тенденция к обновлению политических
партий, их формы, характера деятельности.
Речь идет об обретении партиями, их
лидерами новой политической культуры,
для которой характерно понимание
того, что “политика не существует
ради политики”; в ней особенно важны
морально-нравственные детерминанты партийного
поведения и деятельности, акцент
на демократию, права и свободы
личности, плюрализм мнений, на объединяющие
ценности, методы политического реализма,
ориентацию на человека, как главную
ценность политической жизни.
Осознается необходимость
преодоления жесткого централизма
и бюрократизма даже в партиях
“демократического централизма”
Партии нуждаются
в гибкой организационной модели,
открытой по отношению к людям, дифференцированной
и разветвленной по способам организации,
по функциям и компетенциям; партии
должны чутко реагировать на изменения
в обществе и взаимодействовать
с ним. Партия должна не только уметь
прислушиваться к четко выражаемым
требованиям, но и активно действовать,
чтобы выявлять и защищать весь комплекс
требований ее сторонников, расширять
их ряды. [c.273]
Политические партии
выиграют, если будут развиваться
как демократические и
§ 4. Особенности партийной
системы России
Формирование партийной
системы России происходило специфическим
образом. Первыми здесь возникли
не буржуазные партии, что было бы естественным
при бурном индустриальном развитии
России в конце XIX – начале XX в. Крестьянская
партия (эсеров) сформировалась в 1901 г.,
но она тоже не стала первой. Раньше
других в России, в 1898 г. возникла Российская
социал-демократическая
Партийная система
в России прошла три основных этапа
в своем развитии. Первый (1905–1917)
– характеризовался многопартийностью
в условиях думской монархии. Для
второго (1917–1990) – была характерна
однопартийность (правительственный
блок “большевиков” и левых
Процесс образования
современных партий и общественно-политических
движений в России фактически начался
в 1989–1990 гг. в ходе подготовки и проведения
выборов на демократической, альтернативной
основе. С принятием новой редакции
ст. 6 Конституции СССР (1990) и вступлением
в силу с 1 января 1991 г. Закона СССР “Об
общественных объединениях” политические
партии получили официальное право на
свое существование и деятельность. Членскую
базу новых партий и движений составили
преимущественно активисты дискуссионных
клубов, объединений избирателей, народных
фронтов, возникших в годы перестройки,
сторонники различных течений, сложившихся
внутри КПСС, и вышедшие из ее состава
известные политики. [c.274] В п. 3 ст. 13 Конституции
Российской Федерации говорится: “В Российской
Федерации признаются политическое многообразие,
многопартийность”. В п. 4. Конституции
РФ отмечается, что “общественные объединения
равны перед законом”.