. левые, центристские,
правые
. оппозиционные
По отношению
к форме государственного устройства:
. унитаристские
. федералистские
. сепаратистские
По
отношению к идеологии:
. жестоко идеологизированные:
ортодоксальные или неортодоксальные
. прагматические: классовые
или избирательные
В зависимости
от количества и качества (типа)
существующих в стране партий
можно говорить об их взаимозависимости,
взаимоотношениях, партийной системе.
В любой стране партии и
их союзы образуют совокупность
относительно стабильных связей
между собой и политической
системой в целом.
Эту структуру
и совокупность связей принято
называть “системой партий”.
Партийная система
выступает как одна из важнейших
структур (подсистем) политической
системы общества.
Наиболее распространена
“усложняющаяся” классификация
различных систем партий и моделей
связей между ними: однопартийность,
двухпартийность, многопартийность.
Системы с единственной
партией. Эти системы являются
несоревновательными. В индустриальных
странах они формировались, как правило,
тогда, когда у власти были коммунистические
партии, а в развивающихся государствах
— партии типа широкого национального
фронта.
Если в соревновательных
партийных системах на первое
место выдвигаются традиционные
(избирательные, парламентские, идеологические,
социализационные) функции партий, то
в несоревновательных — правящая партия
берёт на себя гораздо более широкий круг
обязанностей, подчас выполняя государственные
функции, выступает стержнем всей политической
системы общества. Так, в странах "государственного
социализма“ правящая партия обычно делала
упор на централизованное политико-идеологическое
просвещение и воспитание масс, мобилизуя
их на выполнение различных видов общественно
необходимой деятельности. В развивающихся
странах руководящая партия используется
для концентрации ресурсов власти, строгого
контроля над всеобщей жизнью.
Двухпартийные
системы. Двухпартийные (Великобритания,
США) и многопартийные системы
существуют в большинстве стран
мира. Число партий может колебаться
от 3 – 4 (в Бельгии, Германии
или Австрии), до 80 (в современной
России).
Характерная особенность
этих систем состоит в том,
что они достаточно стабильны
и облегчают процесс агрегации
требований. В их рамках избиратель
получает возможность выбора
между альтернативными решениями
и лицами, на которых возлагается
их осуществление, поскольку правительство,
формируемое главой победившей
партии, выступает как непосредственное
следствие итогов выборов и
не зависит от последующих
межпартийных соглашений. Двухпартийная
система в определённой степени
“стабилизирует” правительство,
поскольку партия, стоящая у власти,
обычно обладает парламентским
большинством.
Двухпартийность
может быть “жёсткой“ или “гибкой” в
зависимости от характеристики партий
и методов, применяемых ими в рамках соответствующей
политической системы. Примером “жёсткой”
двухпартийности может служить система
руководства, сложившаяся в Великобритании.
При принятии важных политических решений
все депутаты от каждой из основных партий
— лейбористской или консервативной —
должны голосовать строго в заданном
“русле”. Нарушение
партийной дисциплины карается
достаточно строго.
Гибкая двухпартийная
система существует в США. Та
конгрессмен может голосовать
более свободно и меньше принимать
во внимание позицию руководства
партии. Однако конгрессмены этой
страны подвергаются постоянному
“лоббированию”, и вопрос о степени
их свободы в принятии политических
решений является в определённой
степени проблематичным.
Существует модифицированная
двухпартийная система. Её ещё
иногда называют системой “двух
с половиной” партий. На выборах
одна из двух основных партий обычно
получает относительное большинство голосов
в несколько процентов, поэтому она вынуждена
идти на союз с близкой по целям, значительно
менее влиятельной партией.
Многопартийные
системы. Формирование многопартийных
систем является следствием нескольких
факторов, среди которых можно
выделить исторические, национальные,
социальные, институциональные и идеологические.
Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным”
составом, различными видами и формами
собственности, устойчивыми традициями
демократии должна соответствовать много-
или двухпартийная система. Многопартийности
так же способствует пропорциональное
представительство и мажоритарная избирательная
система с голосованием в два тура. Такая
же система с голосованием в один тур может
порождать тенденцию к двухпартийности.
Возникновение
сильных националистических партий
или организаций, выражающих интересы
крупных национальных меньшинств
внутри данной страны, так же
способствует формированию многопартийной
системы. Наличие влиятельной
крестьянской партии является
ещё одним аргументом в пользу
многопартийности.
Многопартийные
системы, несмотря на кажущиеся
очевидными достоинства (плюрализм
и др.), имеют и определённые недостатки.
Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные
системы неудовлетворительно отвечают
целям агрегации требований. Как известно,
двухпартийность побуждает каждую из
соперничающих партий максимально расширять
свой электорат. При этом эффективность
политической системы увеличивается.
В случае же многопартийности, когда имеется
множество сравнительно мелких партий
и каждая из них выражает интересы незначительного
числа избирателей, власть может быть
блокирована множеством противоречивых
действий субъектов политики. Далее, свобода
выбора между программами различных партий
в условиях многопартийности, как это
ни парадоксально, может сужаться. Это
связано с тем, что решения, касающиеся
жизни каждого избирателя и принимаемые
депутатами, опосредуется коалициями
и компромиссами между различными партиями.
Наконец, многопартийность в ряде случаев
может вести к отсутствию стабильного
парламентского большинства, на которое
могло бы опираться правительство. Коалиционный
характер правительств, как правило, ведёт
к нестабильности. Вместе с тем указанных
недостатков можно в определённой степени
избежать, если сформировать партийные
коалиции, предлагающие избирателям общую
платформу и координирующие свои действия
хотя бы в парламенте.
Многопартийные
системы с господствующей партией.
Понятие “господствующая партия” принадлежит
М. Дюверже. Им он обозначал действующую
в условиях многопартийности партию, которая
на протяжении длительного времени имеет
явное превосходство над соперничающими
организациями и проводит линию на самоотождествление
с нацией в целом. Например, Индийский
национальный конгресс в 50-70-е годы.
Достоинство данной
системы состоит в том, что
она может обеспечить определённую
стабильность достаточно продолжительное
время. Недостатки — в укреплении
внепарламентской оппозиции, отстранение
от представительства в различных
органах власти определённой
части электората.
В мире наблюдается
тенденция к развитию двух_ и
многопартийности. В 90- е годы XX века
многопартийность (двухпартийность) являлась
характерной чертой политических систем
практически во всех обществах “массового
потребления”, “охватывала” 30% обществ
“индустриального развития”, 10% “переходных”
обществ и “традиционных цивилизаций”.
Следует иметь
в виду, что большее число политических
партий совсем не обязательно
означает возрастающую степень
демократичности общества. Для анализа
этого вопроса необходим более
широкий подход, увязывающий тип
партийных систем с характером
правящего режима, рассмотрение
состояния прав и свобод человека,
характер участия людей в политике,
уровень их доходов и других
факторов.
Партийно-паламентский
механизм во многих странах достиг значительной
гибкости и отлаженности. Однако опыт
последних десятилетий обнаружил его
слабые стороны. Партии, особенно массовые,
стали довольно громоздкими структурами,
возник обширный слой профессиональных
партийных функционеров, обособленных
от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская
политика всё чаще воспринимается избирателями
как некая оторванная от живой жизни сфера,
со своим условным языком, закулисными
интригами и не всегда оправданными претензиями
выступать от имени граждан. В результате
многие люди проявляют слабый интерес
к партиям, голосуют за них от случая к
случаю, исходя, скорее, из сиюминутных
интересов, электоральной политики, нежели
в силу внутренней прочной связи с той
или иной партией.
Существенное
влияние на характер деятельности
политических партий оказывают
средства массовой информации. Современная
множительная техника и компьютеризация
позволяют получать и обрабатывать
информацию, минуя конвейер партийных
инстанций. В результате даже
немногочисленная партия с хорошо
оснащённым современными СМИ
штабом может иметь устойчивые
контакты со многими политическими
институтами, с различными слоями
общества.
В ряде стран
наличествует кризис “партийной
формы”. Он обусловлен тем, что
меняется облик общества и
иерархия потребностей, ценностей;
их становится всё труднее
представить в цельной программе,
служащей объединяющим началом;
в обществе проявляется тенденция
прямого выражения интересов
и прямого влияния на государственные
институты. Кроме того, утверждается
тенденция “секуляризации” политики,
в связи с чем уменьшились притягательная
сила идеологий, доверие к глобальным
и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные
ценности не стали менее необходимыми,
но доверие к ним теперь основывается
не на их включённости в долговременную
программу, а на соответствии повседневной
реальности. Отсюда — возникновение движений
вокруг конкретных целей и вопросов, понижение
роли такого посредника, как партия. Наконец,
возрастает воздействие СМИ на формирование
общественного сознания и позиций общественности,
значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую
функцию партии.
Одновременно
действует тенденция к обновлению
политических партий, их формы,
характера деятельности. Речь идёт
об обретении партиями, их лидерами
новой политической культуры, для
которой характерно понимание
того, что
“политика не
существует ради политики”; в
ней особенно важны морально-
нравственные детерминанты партийного
поведения и деятельности, акцент на демократию,
права и свободы личности, плюрализм мнений,
на объединяющие ценности, методы политического
реализма, ориентацию на человека как
главную ценность человеческой жизни.
Осознаётся необходимость
преодоления жестокого централизма
и бюрократизма даже в партиях
“демократического централизма”.
Оценка целей и идеалов, проверка
соответствия им решений и
программ не должна являться
прерогативой некой руководящей
группы, монопольно владеющей орудиями
такой оценки и проверки. Накопленный
демократический и коллективный
опыт может помочь найти правильное
соотношение между дискуссией, ответственностью
и способностью действовать в единстве.
Партии нуждаются
в гибкой организационной модели,
открытой по отношению к людям,
дифференцированной и разветвлённой
по способам организации, по
функциям и компетенциям; партии
должны чутко реагировать на
изменения в обществе и взаимодействовать
с ним. Партия должна уметь
не только уметь прислушиваться
к чётко выраженным требованиям,
но и активно действовать, чтобы
выявлять и защищать весь комплекс
требований её сторонников, расширять
их ряды.
Политические
партии выиграют, если будут развиваться
как демократические и плюралистические
организации, основанные на принципе
большинства и ответственности.
Они должны быть привлекательны
для молодёжи и представителей
новых профессий, воспитывать
такие кадры, которые могут
хорошо понимать и представлять
требования и нужды людей. А
так же самостоятельно оценивать
изменения в политике и принимать
соответствующие решения.
4. Особенности партийной
системы в России.
Формирование
политической системы России
происходило специфическим образом.
Первыми здесь возникли не
буржуазные партии, что было бы
естественным при бурном индустриальном
развитии России в конце XIX
— начале
ХХ века. Крестьянская
партия (эсеров) сформировалась в
1901 году, но она тоже не стала
первой. Раньше других в России,
в 1898 году возникла