Политические партии и партийные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

Политическая партия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Работа содержит 1 файл

Политические партии и партийные системы.docx

— 39.88 Кб (Скачать)

. левые, центристские, правые

. оппозиционные

 По отношению  к форме государственного устройства:

. унитаристские

. федералистские

. сепаратистские 

 По отношению к идеологии:

. жестоко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные

. прагматические: классовые  или избирательные

 В зависимости  от количества и качества (типа) существующих в стране партий  можно говорить об их взаимозависимости,  взаимоотношениях, партийной системе.  В любой стране партии и  их союзы образуют совокупность  относительно стабильных связей  между собой и политической  системой в целом.

 Эту структуру  и совокупность связей принято  называть “системой партий”.

 Партийная система  выступает как одна из важнейших  структур (подсистем) политической  системы общества.

Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация  различных систем партий и моделей  связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

 Системы с единственной  партией. Эти системы являются  несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта.

 Если в соревновательных  партийных системах на первое  место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всеобщей жизнью. 

 Двухпартийные  системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы  существуют в большинстве стран  мира. Число партий может колебаться  от 3 – 4 (в Бельгии, Германии  или Австрии), до 80 (в современной  России). 

 Характерная особенность  этих систем состоит в том,  что они достаточно стабильны  и облегчают процесс агрегации  требований. В их рамках избиратель  получает возможность выбора  между альтернативными решениями  и лицами, на которых возлагается  их осуществление, поскольку правительство,  формируемое главой победившей  партии, выступает как непосредственное  следствие итогов выборов и  не зависит от последующих  межпартийных соглашений. Двухпартийная  система в определённой степени  “стабилизирует” правительство,  поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским  большинством.

 Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы. Примером “жёсткой” двухпартийности может служить система руководства, сложившаяся в Великобритании. При принятии важных политических решений все депутаты от каждой из основных партий — лейбористской или консервативной — должны голосовать строго в заданном

 “русле”. Нарушение  партийной дисциплины карается  достаточно строго.

 Гибкая двухпартийная  система существует в США. Та  конгрессмен может голосовать  более свободно и меньше принимать  во внимание позицию руководства  партии. Однако конгрессмены этой  страны подвергаются постоянному  “лоббированию”, и вопрос о степени  их свободы в принятии политических  решений является в определённой  степени проблематичным. 

 Существует модифицированная  двухпартийная система. Её ещё  иногда называют системой “двух  с половиной” партий. На выборах  одна из двух основных партий обычно получает относительное большинство голосов в несколько процентов, поэтому она вынуждена идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной партией.

 Многопартийные  системы. Формирование многопартийных  систем является следствием нескольких  факторов, среди которых можно  выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система. Многопартийности так же способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система с голосованием в один тур может порождать тенденцию к двухпартийности. 

 Возникновение  сильных националистических партий  или организаций, выражающих интересы  крупных национальных меньшинств  внутри данной страны, так же  способствует формированию многопартийной  системы. Наличие влиятельной  крестьянской партии является  ещё одним аргументом в пользу  многопартийности.

 Многопартийные  системы, несмотря на кажущиеся  очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки. Так, в отличие от двухпартийности, мультипартийные системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как известно, двухпартийность побуждает каждую из соперничающих партий максимально расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Далее, свобода выбора между программами различных партий в условиях многопартийности, как это ни парадоксально, может сужаться. Это связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые депутатами, опосредуется коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведёт к нестабильности. Вместе с тем указанных недостатков можно в определённой степени избежать, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте. 

 Многопартийные  системы с господствующей партией.  Понятие “господствующая партия” принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного времени имеет явное превосходство над соперничающими организациями и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский национальный конгресс в 50-70-е годы.

 Достоинство данной  системы состоит в том, что  она может обеспечить определённую  стабильность достаточно продолжительное  время. Недостатки — в укреплении  внепарламентской оппозиции, отстранение  от представительства в различных  органах власти определённой  части электората.

 В мире наблюдается  тенденция к развитию двух_ и  многопартийности. В 90- е годы XX века  многопартийность (двухпартийность) являлась характерной чертой политических систем практически во всех обществах “массового потребления”, “охватывала” 30% обществ “индустриального развития”, 10% “переходных” обществ и “традиционных цивилизаций”. 

 Следует иметь  в виду, что большее число политических  партий совсем не обязательно  означает возрастающую степень  демократичности общества. Для анализа  этого вопроса необходим более  широкий подход, увязывающий тип  партийных систем с характером  правящего режима, рассмотрение  состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других  факторов.

 Партийно-паламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий обнаружил его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная и партийно-парламентская политика всё чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к партиям, голосуют за них от случая к случаю, исходя, скорее, из сиюминутных интересов, электоральной политики, нежели в силу внутренней прочной связи с той или иной партией.

 Существенное  влияние на характер деятельности  политических партий оказывают  средства массовой информации. Современная  множительная техника и компьютеризация  позволяют получать и обрабатывать  информацию, минуя конвейер партийных  инстанций. В результате даже  немногочисленная партия с хорошо  оснащённым современными СМИ  штабом может иметь устойчивые  контакты со многими политическими  институтами, с различными слоями  общества.

 В ряде стран  наличествует кризис “партийной  формы”. Он обусловлен тем, что  меняется облик общества и  иерархия потребностей, ценностей;  их становится всё труднее  представить в цельной программе,  служащей объединяющим началом;  в обществе проявляется тенденция  прямого выражения интересов  и прямого влияния на государственные  институты. Кроме того, утверждается  тенденция “секуляризации” политики, в связи с чем уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее необходимыми, но доверие к ним теперь основывается не на их включённости в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда — возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие СМИ на формирование общественного сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию партии.

 Одновременно  действует тенденция к обновлению  политических партий, их формы,  характера деятельности. Речь идёт  об обретении партиями, их лидерами  новой политической культуры, для  которой характерно понимание  того, что

 “политика не  существует ради политики”; в  ней особенно важны морально- нравственные детерминанты партийного поведения и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека как главную ценность человеческой жизни.

 Осознаётся необходимость  преодоления жестокого централизма  и бюрократизма даже в партиях  “демократического централизма”. Оценка целей и идеалов, проверка  соответствия им решений и  программ не должна являться  прерогативой некой руководящей  группы, монопольно владеющей орудиями  такой оценки и проверки. Накопленный  демократический и коллективный  опыт может помочь найти правильное соотношение между дискуссией, ответственностью и способностью действовать в единстве.

 Партии нуждаются  в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям,  дифференцированной и разветвлённой  по способам организации, по  функциям и компетенциям; партии  должны чутко реагировать на  изменения в обществе и взаимодействовать  с ним. Партия должна уметь  не только уметь прислушиваться  к чётко выраженным требованиям,  но и активно действовать, чтобы  выявлять и защищать весь комплекс  требований её сторонников, расширять  их ряды.

 Политические  партии выиграют, если будут развиваться  как демократические и плюралистические  организации, основанные на принципе  большинства и ответственности.  Они должны быть привлекательны  для молодёжи и представителей  новых профессий, воспитывать  такие кадры, которые могут  хорошо понимать и представлять  требования и нужды людей. А  так же самостоятельно оценивать  изменения в политике и принимать  соответствующие решения. 

       4. Особенности партийной системы в России.

 Формирование  политической системы России  происходило специфическим образом.  Первыми здесь возникли не  буржуазные партии, что было бы  естественным при бурном индустриальном  развитии России в конце XIX — начале

 ХХ века. Крестьянская  партия (эсеров) сформировалась в  1901 году, но она тоже не стала  первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла

Информация о работе Политические партии и партийные системы