Политические мысли Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:36, реферат

Описание работы

Политическая философия Макиавелли носит двойственный характер, и она в первую очередь базируется на его собственном личном опыте и преследует задачу указать средства для достижения намеченных целей, независимо является ли эти цели положительными, или наоборот носят негативный характер. В материалах дошедших нам от Макиавелли остается немало того, что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением своего века, неким зеркалом отражающим истинную суть тогдашней реальности. Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся политической бесчестности, едва ли была бы возможна в какое-либо иное время и в какой-либо иной стране среди людей, обязанных своим теоретическим образованием софистам, а практической выучке - войнам мелких государств, которые в Италии эпохи Возрождения составляли политическое окружение индивидуального гения. Его учение о праве и государстве не перестает быть актуальным и в наше время, и это является непреложным фактом, который трудно подвергнуть сомнению. Сочинения Макиавелли заложили основание в начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение независило от теологических догм и было основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В своих книгах он изложил свои мысли, примеры практического опыта и результаты анализа принявшие форму практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

Содержание

Введение
Политические мысли Н. Макиавелли
Политические взгляды Н. Макиавелли
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Сурс 1 макиавелли.docx

— 29.95 Кб (Скачать)

Если талантливый  полководец выиграл ряд битв или  всю войну, правитель должен под  благовидным предлогом отправить  его в отдаленные земли, чтобы  о нем забыли, а все победы приписывались  бы правителю как величайшему  полководцу.

Если для укрепления своей власти правителю пришлось казнить много людей, то для блага  государства после этого полезно  казнить того из подчиненных, кто  непосредственно руководил казнями: этим правитель отведет от себя обвинения.

 Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей. В государственной деятельности, поучал Макиавелли, "всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером". "Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство". "Самое главное для государя — постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся".

Эти и аналогичные  рекомендации Макиавелли черпал из современной  ему политической практики.

Будучи теоретиком Макиавелли не придавал значения тому, что его доводы о необязательности правил морали для правителей вполне применимы к отношениям между  частными лицами, для которых, утверждал  Макиавелли, мораль обязательна.

В своих сочинениях он одобряет войну сильных политиков  против слабых, хитрых — против простодушных, коварных — против честных политиков, властолюбцев — против тех, кто мешает им взять власть в свои руки. Поэтому  советы и рекомендации написанные им  оказались полезными для политиков  вероломных и жестоких, для тиранов, демагогов и узурпаторов власти. Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе и имевший республиканские наклонности практически ничем не помог народным движениям за республику и демократию, однако его произведения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   В итоге, необходимо отметить, что мыслям Макиавелли о политике, праве и государстве, мало уделяют внимания, рассуждая, как правило, о моральной стороне его политических идей. Однако, несмотря на почти 500 лет, отделяющие нас от его времени мысли, изложенные им не перестают быть актуальными и в наши дни.

   Политика  для Макиавелли – это результат  борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит  эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание его взглядов – в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

   Макиавелли  впервые в Новой истории заговорил  об экономике государства как  составной части его благополучия. Рассматривая скупость как порок  человека, но добродетель государственного мужа, он указал на недопустимость слишком  высоких налогов, то есть таких, выносить которые население уже не смогло бы. Макиавелли утверждал, что государь может быть щедрым только за счёт чужого добра - военной добычи, например, - но никак не за счёт благосостояния своих  подданных.

В конце концов можно сказать, что много лет  спустя после его смерти политики, дипломаты, философы спорят о его  работах, разбираются в его идеях, не всегда соглашались с ним, но всё  равно прислушиваясь к его  рекомендациям. 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Рассел Б. История западной философии. – Р н/Д: «Феникс», 2002.
  2. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М.: «Норма», 2010
  3. Б.И. Пружинин .«Философия» Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТОН - Остожье, 2001
  4. Журавлёва И.А. Всемирная история. Учебное пособие. - Тула: Тульский гос. ун-т, 2007
  5. Ячевский В.В. История политических и правовых учений: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

Информация о работе Политические мысли Н. Макиавелли