Политические мысли Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:36, реферат

Описание работы

Политическая философия Макиавелли носит двойственный характер, и она в первую очередь базируется на его собственном личном опыте и преследует задачу указать средства для достижения намеченных целей, независимо является ли эти цели положительными, или наоборот носят негативный характер. В материалах дошедших нам от Макиавелли остается немало того, что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением своего века, неким зеркалом отражающим истинную суть тогдашней реальности. Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся политической бесчестности, едва ли была бы возможна в какое-либо иное время и в какой-либо иной стране среди людей, обязанных своим теоретическим образованием софистам, а практической выучке - войнам мелких государств, которые в Италии эпохи Возрождения составляли политическое окружение индивидуального гения. Его учение о праве и государстве не перестает быть актуальным и в наше время, и это является непреложным фактом, который трудно подвергнуть сомнению. Сочинения Макиавелли заложили основание в начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение независило от теологических догм и было основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В своих книгах он изложил свои мысли, примеры практического опыта и результаты анализа принявшие форму практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

Содержание

Введение
Политические мысли Н. Макиавелли
Политические взгляды Н. Макиавелли
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Сурс 1 макиавелли.docx

— 29.95 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный  университет «МИТСО» 
 
 

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин 

Самостоятельная управляемая работа студента

На тему:

«Политическая мысль эпохи Возрождения. Николо Макиавелли» 
 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент

                  3-го  курса

                  Юридического  факультета

                  Группы  № 9 34

                  Саксонов  Максим 
                   
                   

     Содержание

  • Введение
  • Политические мысли Н. Макиавелли
  • Политические взгляды Н. Макиавелли
  • Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
  • Заключение
  • Список использованных источников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Политическая  философия Макиавелли  носит двойственный характер, и она в первую очередь базируется на его собственном личном опыте и преследует задачу указать средства для достижения намеченных целей, независимо является ли эти цели положительными, или наоборот носят негативный характер. В материалах дошедших нам от Макиавелли остается немало того, что действительно заслуживает осуждения, но в этом он является выражением своего века, неким зеркалом отражающим истинную суть тогдашней реальности. Подобная интеллектуальная честность в вопросах, касающихся политической бесчестности, едва ли была бы возможна в какое-либо иное время и в какой-либо иной стране среди людей, обязанных своим теоретическим образованием софистам, а практической выучке - войнам мелких государств, которые в Италии эпохи Возрождения составляли политическое окружение индивидуального гения. Его учение о праве и государстве не перестает быть актуальным и в наше время, и это является непреложным фактом, который трудно подвергнуть сомнению. Сочинения Макиавелли заложили основание в начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение независило от теологических догм и было основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни. В центре внимания Макиавелли — реальная способность правительства повелевать подданными. В своих книгах он изложил свои  мысли, примеры практического опыта и результаты анализа принявшие форму практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. 
 
 

Политические  мысли Н. Макиавелли

     "Природа  создала людей таким образом,  — писал Макиавелли, — что  люди могут желать всего, но  не могут всего достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы,  подозрительны и никогда не  довольствуются своей долей. Поэтому  в политике всегда следует  рассчитывать на худшее, а не  на доброе и идеальное.

     Государство рассматривалось Макиавелли как  систему взаимоотношений между  правительством и подданными, опирающееся  на страх или любовь последних. Государство  незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает  в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психологии впервые осмыслены как  важный факт политики.

     Целью государства и основой его  прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности  государства. По его учению, блага  свободы наилучшим образом обеспечены в республике. граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о  частных, так и об общественных интересах. Его рассуждения о природе человеческой натуры дополняют исследованием общественной психологии социальных групп, борющихся за влияние в государстве.

     Макиавелли  стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и  рассудительнее государя. Если единоличный  правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новые  учреждения, то народ лучше сохраняет  учрежденный строй.

     Макиавелли  все же считал аристократию неизбежной и необходимой составляющей общества и государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники.

     Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и аристократии суть его республиканских идей состояла в том, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на эти интересы другой его части.

     Вместе  с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению. "Дворянами именуются те, кто  праздно живет на доходы со своих  огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы  необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных".

     Макиавелли  дал точную и реалистичную картину  нравов и мотивов поведения деятелей своей эпохи, представил политическую жизнь Италии без лицемерия, свойственного  политикам во все времена, назвал вещи своими именами. Когда власти обычно прибегали к лицемерию для того, чтобы сокрыть порочную суть тех или иных политических действий, Макиавелли их откровенно показывал только затем, дабы представить эти пороки как скрытые добродетели. Он ввел в общественный обиход новую систему ценностей, в которой политическая власть, направленная на укрепление государства, становится высшим благом. 
 
 
 
 
 
 
 

Политические взгляды Н. Макиавелли

По Макиавелли главной целью является национальное государство, отвечающее широко понимаемым общественным интересам. Во времена  Макиавелли таким могло быть только национальное государство, возникающее  на развалинах феодальной раздробленности, на преодолении частных, партикулярных  интересов феодальных властителе и  нобилитета независимых городов - республик.

 Предлагаемые  им средства преодоления феодальной  монархи должны были вести,  по мысли флорентийского секретаря,  к спасению отечества, а спасение  он видел только в сильной  центральной власти, способной оградит  страну от чужеземного нашествия. 

Подчинение политической морали высшим требованиям государственного интереса, понимаемого как спасение отечества, наиболее четко сформулировано в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»: «Когда речь идет о спасении родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о  том, что справедливо и что  несправедливо, что милосердно и  что жестоко, что похвально и  что позорно, но необходимо, забыв  обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование и  свободу». Патетическое послесловие

 Государственный  интерес, которому подчинена политическая  деятельность, не сводим у Макиавелли  к пользе и выгоде государя. Это интерес страны понимаемый  прежде всего как интерес народный, общенациональный; конкретно в условиях  Европы и Италии начала XVI в.  речь шла о национальном государстве,  возникающем в борьбе с феодальной  анархией.

Существование классового деления общества Макиавелли принимает как естественное, но своему «государю» он советует считаться с  обоими классами общества и опираться  на них. В условиях того времени «народ», о котором ведет речь флорентийский  секретарь, это не обездоленные низы общества, а средние, буржуазные слои городской республики. Но класс, к  которому

Как упоминалось  выше Макиавелли относится, безусловно и безоговорочно враждебно к феодальной аристократии, служащей главным препятствием к достижению национального единства и к созданию нового абсолютистского государства.

Религию Макиавелли рассматривает с практически-политических позиции.

 Религия рассматриваются  им как явления общественной  жизни, она подчинена законам  возникновения, возвышения и гибели, И  оценивает он религию  с точки зрения их пользы  для политической цели, стоящей  перед обществом. Религия представляется  ему необходимой и единственной  формой общественного сознания, обеспечивающей духовное единство  народа и государства. Государственным  интересом, общественной пользой  определяется его отношение к  различным формам религиозного  культа. Не отвергая этических  принципов христианства, он в  то же время показывает, что  они не соблюдаются в современной  ему европейской, и особенно  итальянской, действительности. Макиавелли не только раскрывает общественную функцию религии в классовом обществе; он настаивает на ее необходимости для укрепления государства, но религия эта, по его убеждению, должна носить совершенно иной характер; она, по примеру древнего язычества, должна воспитывать мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе. В язычестве его привлекают «великолепие жертвоприношений», торжественность и пышность обрядов. Но главное - религия древних воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии души, в силе тела и во всем, что делает человека могущественным». Достоинство язычества, а вместе с тем и той идеальной, с точки зрения Макиавелли, религии, которая всего более отвечает интересам укрепления государства, он считает то, что «древняя религия боготворила только людей, покрытых земной славой, как, например, полководцев и правителей государств»; его привлекают обряды, сопровождавшиеся «кровопролитием и жестокостями», потому что подобный культ возбуждал храбрость, приводил к тому, что древние были в своих поступках «более жестоки, чем мы».

Макиавелли единственный мыслитель Эпохи Возрождения, который  сумел достаточно определенно постичь  смысл основных тенденций той  эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и  изложить их таким образом, что они  становились не просто высказываниями, максимами и афоризмами, а самым  активным способом воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти  требования, но стремился к преобразованию. 

 Макиавелли  впервые в истории отделил  политику от морали и религии  и сделал её автономной, самостоятельной  дисциплиной, с присущими ей  законами и принципами, отличающимися  от законов морали и религии.  Политика, согласно Макиавелли, есть  символ веры человека, и поэтому  занимает господствующее положение  в мировоззрении. Политическая  идеология Макиавелли направлена  на достижение определённой политической  цели - формирование коллективной  воли, с помощью которой можно  создать могучее, единое государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Учение  Н. Макиавелли о государстве  и политике

Макиавелли считается  одним из основоположников науки  политологии. В его произведениях  политика рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории.

Прогрессивное по методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток  эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления  государственной власти, способы  и приемы политической деятельности.

В произведениях  Макиавелли политика противопоставлялась  общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства  он исследовал как такую сферу  проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами.

Поступки основателей  государств, завоевателей, узурпаторов  престола, создателей законов, политических деятелей должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.

В политике единственным критерием оценки действий правителя государства являлись укрепление власти, расширение границ государства. При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти.

Лучше убить, чем  грозить, — грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и  расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население. Лучше быть скупым, чем щедрым, —  щедрый обирает многих, чтобы одарить  немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, — любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмотрению государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него.

Информация о работе Политические мысли Н. Макиавелли