Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:54, реферат

Описание работы

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Они охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.43 Кб (Скачать)

   По качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.:

  • "глубоко" и "неглубоко укорененные" в сознании людей конфликты;
  • конфликты "с нулевой суммой" (позиции сторон противоположны, победа одной из них оборачивается поражением другой) и "не с нулевой суммой" (существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия);
  • антагонистические и неантагонистические, разрешение которых связано с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно - сохранением противоборствующих субъектов и т.д.

   С точки зрения публичности и конкуренции сторон:

  • открытые (выраженные явно, внешне фиксируемые формы взаимодействия конфликтующих субъектов)
  • закрытые конфликты (доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий)

   По временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон:

  • долговременные
  • кратковременные конфликты

   В соотнесении со строением и организацией режима правления:

  • вертикальные (характеризующие взаимодействия субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.)
  • горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.)

   По причинам возникновения:

  • конфликты интересов. Возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ресурсов (размеры налогов, социального обеспечения, ассигнования и т.п.). Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых станах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является "торг" по поводу дележа экономического "пирога"; этот тип конфликтов наиболее легко поддается урегулированию, т.к здесь всегда можно найти компромиссное решение.
  • конфликты ценностей связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем: они требуют больше усилий по урегулированию, т.к. компромисс по поводу таких ценностей, как "свобода", "равенство", "терпимость" труднодостижим, или невозможен.
  • конфликты идентификации обусловлены этнолингвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной общностью и т.п. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
 
 
 
 

5.Управление политическими конфликтами 

   В современной политической науке  первостепенное внимание уделяется  поиску форм и способов контроля над  протеканием конфликтов, выработке  эффективных технологий управления ими. В большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами  с целью их урегулирования. При  этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как  одна из сторон, так и, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

   Но  кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования  конкурентных взаимоотношений опирается  на решение ряда универсальных задач:

  • воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такое состояние, которое значительно увеличивает социальную цену за его урегулирование;
  • вывести все теневые, латентные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;
  • минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

   Эти универсальные цели, лежащие в  основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой - либо на урегулирование (предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта; достигаемый компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений), либо на разрешение спорных ситуаций (предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий)3.

   Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы  и методы деятельности субъекта управления, можно отнести: степень открытости политической системы; уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность  внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности широких  социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического  поведения групп и граждан  и их способность к самоограничению  своих властных притязаний и т.д.

   Для выработки технологий контроля за конфликтом особенно важен учет субъектом управления не общих факторов его протекания, а специфики целей, выбираемых в  соответствии с особенностями этапа  его формирования и развития. Как  правило, в науке выделяются этапы  возникновения, развития и окончания  политических конфликтов. В то же время  особенности поведения субъекта управления конфликтом могут, как определяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику каждого  этапа в целом, так и зависеть от более узких, специализированных целей, которые он ставит перед собой  на каждом этапе в отдельности. Поэтому  в науке могут разрабатываться  технологические модели поведения  лидеров, правительств, государств и  прочих субъектов управления конфликтами  не только применительно к этапам их протекания, но и касающиеся отдельных сторон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов. 
 

         6.Антикризисная нестабильность 

   Почему  именно сейчас мир  сотрясают политические конфликты?  

   Сначала только можно перечислить. События в Молдавии. Рост протестных настроений в Грузии. Столкновения в Таиланде. Массовые беспорядки в Венгрии в связи со сменой премьера. Отставка правительства Чехии. И даже такая экзотика, как изменение конституции Северной Кореи (ожидается, что депутаты тамошнего парламента намерены серьезно реформировать систему власти) и отмена конституции Фиджи, что сопровождается опять же беспорядками. Которые сопутствуют и индийским выборам в парламент.Всё это произошло совсем не давно.

   Конечно это всё хочеться отнести к  последствиям Мирового финансового кризиса. Хотелось бы поиронизировать по этому поводу, предложить экстравагантную конспирологическую или псевдонаучную версию (например, про влияние солнечной активности), но реальность банальней: да, это кризис. Хотя, конечно, не все так просто.

   Совершенно  просто связываются с кризисом события в Чехии и Венгрии. Это - страны, в наибольшей степени (если брать ЕС) пострадавшие от кризиса, и недовольство правительством в этой ситуации, как и стремление оппонентов правительства (как это было в Чехии) воспользоваться случаем, и давнего недруга свалить - налицо и доказательств не требует. Взять Венгрию (о Чехии мы писали не раз, повторяться не будем), новое правительство которой прямо называют "антикризисным". Новый премьер говорит о необходимости восстановить экономический рост, "разорвать порочный круг" в экономике, сделать эффективной антикризисную программу, которая в Венгрии, конечно же, есть, да не дает особых плодов, и вообще - повысить доверие к власти у общества. Пока известно, что новое правительство намерено поднять на 5 процентов НДС и одновременно отменить или снизить ряд других чувствительных налогов. Сам премьер признает, что его реформы будут очень болезненными, что стране нанесен серьезный удар, и что спад продлится и весь будущий год. Вспомним, что в США уверенно прогнозируют рост уже во второй половине этого года, так что страны вроде Венгрии, с их недоперестроенной на капиталистические рельсы экономикой, похоже, вступили в стадию глубокой рецессии. Внешний долг Венгрии превышает 100 миллиардов долларов, гасить его нечем, а главное, непонятно, как выправлять последствия курса, навязанного прежнему правительству Евросоюзом. Правительство было склонно увеличивать социальные расходы, ЕС требовал их сокращения ради вхождения в еврозону, правительство, чтобы угодить всем, занимало деньги за рубежом, отсюда и долг, а население все равно недовольно, и евро в стране так и не ввели вдобавок (ввели бы - инфляция была бы куда меньше).

   Вторая  категория стран из "списка нестабильности" - это просто бедные страны. Бедность всегда провоцирует социальное недовольство, однако, кризис добавляет красок в  картину, служит детонатором. Трудно было бы утверждать, что население Грузии, Молдавии или Индии в самом  деле что-то такое в плане кризиса  чувствуют. Ситуация была плохой всегда, сейчас она еще хуже, только и  всего, но - давит сама атмосфера, сам  информационный фон, давит - и провоцирует.

   Если  говорить чуть подробнее, Молдавия боролась с бедностью простым азиатским  способом - люди уезжали на заработки  в Россию. Теперь в России много  не заработаешь, гастарбайтеры возвращаются, эта масса людей становится своего рода средой для роста недовольства. Много писали конспирологического  о роли Румынии, о происках спецслужб - тех самых, что якобы организовали и оранжевую революцию, и революцию  роз... Может, и так, судить не беремся. Но факт, что это разразилось именно сейчас, говорит о многом. Не было бы кризиса - не вывела бы оппозиция  на улицы столько сторонников хотя бы потому, что людям днем вообще-то на работу надо ходить. То же самое с Грузией - с особенностями, конечно. Грузинская экономика испытывает проблемы столько, сколько существует. Сейчас они, конечно, стали острее, а тут еще явное нежелание новой администрации США поддерживать своего бывшего союзника на прежнем уровне. С одной стороны, оппозиция чувствует слабину Саакашвили, и кто прежде был его сторонником, уже не сторонник, а кто всегда был против - так и вовсе воспрянул духом. С другой стороны, все понимают, что страна фактически в блокаде (со стороны России, теперь уже и со стороны Запада), и что экономика в таком режиме долго не протянет. Конечно, смена президента совершенно ничего нового не привнесет. Новый президент вряд ли будет рваться наладить отношения с Россией хотя бы потому, что оппозиция активно спекулирует на неудачах Саакашвили в ходе последней войны, и сменщику Саакашвили в любом случае придется играть мускулами. А для Запада этот человек будет более чужд, чем нынешний президент (куда уж быть ближе к Западу, чем Саакашвили, это просто невозможно), так что Грузия абсолютно ничего не выиграет. Но это - с точки зрения нормальной логики. Логика поведения людей, загнанных в угол, несколько иная: они склонны менять, лишь бы что-то менять.4

   С Индией вообще интересно. Разобраться  в сплетениях политических течений  этой страны со стороны совершенно невозможно, и причин для беспорядков  на выборах, в том числе таких  причин, которых европеец просто не поймет, может быть миллион. Но корень зла опять же в том, что Индия  беспросветно бедна. Несмотря на свой имидж страны программистов, несмотря на значительный прогресс в технологиях, на умение (относительное) организовать бизнес-процессы - народ плодов этих усилий просто не видит. Как не видит  он и кризиса. Но о кризисе все  говорят, и кто-то считает, что их беды усугубились, другие спрашивают - "кризис - это шанс для динамичных экономик, где же результаты?" В общем, дополнительный стимул к брожению умов.

   Совершенно  иначе ситуация складывается в таких  веселых местах, как Северная Корея  и Фиджи. Я не удивлюсь, если узнаю, что большинство населения Кореи  даже не подозревают о существовании  кризиса. Но то население, привыкшее  одеваться во власяницы и кушать один раз в день, а то - элита. Экономика  Северной Кореи, если она вообще существует как экономика, не может вечно  пребывать в состоянии коллапса. Мы не знаем, что задумали элиты этой страны, но то, что они смотрят  на Китай, и каждый день думают - "вот  почему мы так не можем?" - не вызывает сомнений. Самое смешное, что Северной Корее с их дисциплиной и массой народа, готовых работать за тарелку  супа, для экономического рывка нужно  год-два. Через три года страну будет  не узнать, и никакой Китай с  ними не сравнится. Китай огромен, даже при его деньгах люди в селах  ведут более чем скромную жизнь, Корея куда меньше, и позитив в  экономике быстро скажется на каждом. Возможно, северокорейские элиты  всерьез воспринимают кризис как  шанс для рывка, и готовы подвинуть  того, кто этому рывку мешает.

   То, что может произойти в Корее, уже происходит на Фиджи. Глава ЦБ то ли уволен, то ли просто взят под  стражу. Новый глава заявил о девальвации  валюты на 20 процентов ради повышения  конкурентоспособности экспорта  и роста туризма. Будучи типичным таким застойным раем со счастливыми, но голозадыми гражданами, Фиджи за мишурой пальм тщательно скрывает свои проблемы. Но они есть, как и  в Таиланде. Если вы думаете, что  десятки тысяч мужчин Таиланда делали себе операции и превращались в женщин от хорошей жизни, как и женщины  шли в индустрию секс-туризма  от избытка чувств, вы глубоко заблуждаетесь.

   Общий вывод таков. В бедности в современном  мире жить долго нельзя. А кризис заставляет людей двигаться. Возможно, режим на Фиджи просуществовал бы еще энное количество лет, и недовольство выстрелило бы по какому-то пустяковому  поводу, и сказанное верно и  для Таиланда.

Информация о работе Политические конфликты