Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 16:54, реферат
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Они охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).
По качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.:
С точки зрения публичности и конкуренции сторон:
По временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон:
В соотнесении со строением и организацией режима правления:
По причинам возникновения:
5.Управление
политическими конфликтами
В
современной политической науке
первостепенное внимание уделяется
поиску форм и способов контроля над
протеканием конфликтов, выработке
эффективных технологий управления
ими. В большинстве случаев
Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотношений опирается на решение ряда универсальных задач:
Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой - либо на урегулирование (предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта; достигаемый компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений), либо на разрешение спорных ситуаций (предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий)3.
Для
управления конфликтами политический
субъект должен учитывать наиболее
принципиальные внешние и внутренние
факторы их формирования и протекания.
К характеристикам, влияющим на формы
и методы деятельности субъекта управления,
можно отнести: степень открытости
политической системы; уровень сплоченности
конфликтующих групп и
Для
выработки технологий контроля за конфликтом
особенно важен учет субъектом управления
не общих факторов его протекания,
а специфики целей, выбираемых в
соответствии с особенностями этапа
его формирования и развития. Как
правило, в науке выделяются этапы
возникновения, развития и окончания
политических конфликтов. В то же время
особенности поведения субъекта
управления конфликтом могут, как определяться
постановкой комплексных задач,
учитывающих специфику каждого
этапа в целом, так и зависеть
от более узких, специализированных
целей, которые он ставит перед собой
на каждом этапе в отдельности. Поэтому
в науке могут разрабатываться
технологические модели поведения
лидеров, правительств, государств и
прочих субъектов управления конфликтами
не только применительно к этапам
их протекания, но и касающиеся отдельных
сторон или аспектов их деятельности внутри
каждого из этапов.
6.Антикризисная нестабильность
Почему
именно сейчас мир
сотрясают политические
конфликты?
Сначала только можно перечислить. События в Молдавии. Рост протестных настроений в Грузии. Столкновения в Таиланде. Массовые беспорядки в Венгрии в связи со сменой премьера. Отставка правительства Чехии. И даже такая экзотика, как изменение конституции Северной Кореи (ожидается, что депутаты тамошнего парламента намерены серьезно реформировать систему власти) и отмена конституции Фиджи, что сопровождается опять же беспорядками. Которые сопутствуют и индийским выборам в парламент.Всё это произошло совсем не давно.
Конечно это всё хочеться отнести к последствиям Мирового финансового кризиса. Хотелось бы поиронизировать по этому поводу, предложить экстравагантную конспирологическую или псевдонаучную версию (например, про влияние солнечной активности), но реальность банальней: да, это кризис. Хотя, конечно, не все так просто.
Совершенно просто связываются с кризисом события в Чехии и Венгрии. Это - страны, в наибольшей степени (если брать ЕС) пострадавшие от кризиса, и недовольство правительством в этой ситуации, как и стремление оппонентов правительства (как это было в Чехии) воспользоваться случаем, и давнего недруга свалить - налицо и доказательств не требует. Взять Венгрию (о Чехии мы писали не раз, повторяться не будем), новое правительство которой прямо называют "антикризисным". Новый премьер говорит о необходимости восстановить экономический рост, "разорвать порочный круг" в экономике, сделать эффективной антикризисную программу, которая в Венгрии, конечно же, есть, да не дает особых плодов, и вообще - повысить доверие к власти у общества. Пока известно, что новое правительство намерено поднять на 5 процентов НДС и одновременно отменить или снизить ряд других чувствительных налогов. Сам премьер признает, что его реформы будут очень болезненными, что стране нанесен серьезный удар, и что спад продлится и весь будущий год. Вспомним, что в США уверенно прогнозируют рост уже во второй половине этого года, так что страны вроде Венгрии, с их недоперестроенной на капиталистические рельсы экономикой, похоже, вступили в стадию глубокой рецессии. Внешний долг Венгрии превышает 100 миллиардов долларов, гасить его нечем, а главное, непонятно, как выправлять последствия курса, навязанного прежнему правительству Евросоюзом. Правительство было склонно увеличивать социальные расходы, ЕС требовал их сокращения ради вхождения в еврозону, правительство, чтобы угодить всем, занимало деньги за рубежом, отсюда и долг, а население все равно недовольно, и евро в стране так и не ввели вдобавок (ввели бы - инфляция была бы куда меньше).
Вторая категория стран из "списка нестабильности" - это просто бедные страны. Бедность всегда провоцирует социальное недовольство, однако, кризис добавляет красок в картину, служит детонатором. Трудно было бы утверждать, что население Грузии, Молдавии или Индии в самом деле что-то такое в плане кризиса чувствуют. Ситуация была плохой всегда, сейчас она еще хуже, только и всего, но - давит сама атмосфера, сам информационный фон, давит - и провоцирует.
Если говорить чуть подробнее, Молдавия боролась с бедностью простым азиатским способом - люди уезжали на заработки в Россию. Теперь в России много не заработаешь, гастарбайтеры возвращаются, эта масса людей становится своего рода средой для роста недовольства. Много писали конспирологического о роли Румынии, о происках спецслужб - тех самых, что якобы организовали и оранжевую революцию, и революцию роз... Может, и так, судить не беремся. Но факт, что это разразилось именно сейчас, говорит о многом. Не было бы кризиса - не вывела бы оппозиция на улицы столько сторонников хотя бы потому, что людям днем вообще-то на работу надо ходить. То же самое с Грузией - с особенностями, конечно. Грузинская экономика испытывает проблемы столько, сколько существует. Сейчас они, конечно, стали острее, а тут еще явное нежелание новой администрации США поддерживать своего бывшего союзника на прежнем уровне. С одной стороны, оппозиция чувствует слабину Саакашвили, и кто прежде был его сторонником, уже не сторонник, а кто всегда был против - так и вовсе воспрянул духом. С другой стороны, все понимают, что страна фактически в блокаде (со стороны России, теперь уже и со стороны Запада), и что экономика в таком режиме долго не протянет. Конечно, смена президента совершенно ничего нового не привнесет. Новый президент вряд ли будет рваться наладить отношения с Россией хотя бы потому, что оппозиция активно спекулирует на неудачах Саакашвили в ходе последней войны, и сменщику Саакашвили в любом случае придется играть мускулами. А для Запада этот человек будет более чужд, чем нынешний президент (куда уж быть ближе к Западу, чем Саакашвили, это просто невозможно), так что Грузия абсолютно ничего не выиграет. Но это - с точки зрения нормальной логики. Логика поведения людей, загнанных в угол, несколько иная: они склонны менять, лишь бы что-то менять.4
С Индией вообще интересно. Разобраться в сплетениях политических течений этой страны со стороны совершенно невозможно, и причин для беспорядков на выборах, в том числе таких причин, которых европеец просто не поймет, может быть миллион. Но корень зла опять же в том, что Индия беспросветно бедна. Несмотря на свой имидж страны программистов, несмотря на значительный прогресс в технологиях, на умение (относительное) организовать бизнес-процессы - народ плодов этих усилий просто не видит. Как не видит он и кризиса. Но о кризисе все говорят, и кто-то считает, что их беды усугубились, другие спрашивают - "кризис - это шанс для динамичных экономик, где же результаты?" В общем, дополнительный стимул к брожению умов.
Совершенно
иначе ситуация складывается в таких
веселых местах, как Северная Корея
и Фиджи. Я не удивлюсь, если узнаю,
что большинство населения
То,
что может произойти в Корее,
уже происходит на Фиджи. Глава ЦБ
то ли уволен, то ли просто взят под
стражу. Новый глава заявил о девальвации
валюты на 20 процентов ради повышения
конкурентоспособности
Общий вывод таков. В бедности в современном мире жить долго нельзя. А кризис заставляет людей двигаться. Возможно, режим на Фиджи просуществовал бы еще энное количество лет, и недовольство выстрелило бы по какому-то пустяковому поводу, и сказанное верно и для Таиланда.