Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:26, контрольная работа
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
1. Введение.
2. Общая теория конфликта:
а) Участники конфликта.
б) Основные стадии развития конфликта.
в) Функции социального конфликта.
3. Политические конфликты:
а) Причины возникновения и типология политических конфликтов.
б) Основные способы разрешения политических конфликтов.
4. Заключение.
5. Литература.
- обращение в Конституционный суд;
- отставка правительства;
- роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;
- организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.
В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями не удалось.
Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно -ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам. Наглядный пример- война в Чечне. Успешными примерами разрешения подобных конфликтов в России является заключение договоров между Центром и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном. Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются
вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой- оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Конечной целью режимного политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести общество к гражданской войне.
Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и незаконность (нелегитимность) носят взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции, в случае ее победы, приобретают законность (легитимность), а «законные» действия потерпевшей поражение правящей элиты становятся незаконными. Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы:
Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий.
На основании полученных данных появляются возможности:
- составить прогноз возможного развития событий;
- определить
возможные варианты
- разработать
план урегулирования и
тактические и стратегические задачи.
Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий:
1) уменьшить эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях);
2) четко
определить предмет спора и
тем самым локализовать
3) установить нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;
4) организовать диалог между сторонами и открыто информировать о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;
5) отделить
проблемы от субъективной
Если
в результате принятых мер урегулировать
или локализовать конфликт не удалось
и его дальнейшее развитие представляет
угрозу для общества, то властные структуры
должны быть готовыми применить силу или
остановить развитие конфликта угрозой
применения силы.
Существует заявление, которое произносилось на множестве языков руководителями множества стран. Оно звучит примерно так: «Намерения нашей страны – самые мирные». И все же, как мы знаем, другие страны, лихорадочно вооружаясь, угрожают нам. Поэтому мы должны готовиться к обороне от агрессии.
Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во всем мире. Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении мира, но, не доверяя другим странам, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в развивающихся странах приходится по 8 солдат на каждого врага, где заготовлена 51 тысяча ядерных боеголовок, где каждый день 2 миллиарда долларов тратится на вооружение и содержание армии.
Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях – у держав, раскручивающих гонку вооружений, у воюющих с мусульманами боснийских сербов, у скандалящей супружеской четы и т.д. Верно или неверно их восприятие, но участники конфликта ощущают, что выигрыш одной стороны – это проигрыш другой.
Взаимоотношения или отношения в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.
Мир,
в лучшем смысле этого слова, есть
нечто большее, чем просто подавление
открытых конфликтов, больше чем напряженное,
хрупкое, поверхностное спокойствие. Мир
– это результат творчески разрешенного
конфликта, когда стороны преодолевают
то, что казалось им несовместимостью,
и достигают подлинного согласия.
Литература.
1) Козырев Г.И. Введение в конфликтологию., Москва., Владос., 1999.
2) Конфликтология./ Под ред. А.С. Кармина., Санкт-Петербург., 1999.
3) Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1984.
4) Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта. /Социологические исследования, 1993.
5) Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов на Дону.,1996.
6) Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
7) Здравомыслов А.г. социальные конфликты. М., 1996.
8) Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж., 1997.
9) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995.
10) Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.
11) Девид Майерс. Социальная психология, Санкт-Петербург, 1999.
12) Введение в теорию международного конфликта. – М., 1996.
Информация о работе Политические конфликты: механизмы возникновения и способы их разрешения