Политические конфликты: механизмы возникновения и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

Содержание

1. Введение.

2. Общая теория конфликта:

а) Участники конфликта.

б) Основные стадии развития конфликта.

в) Функции социального конфликта.

3. Политические конфликты:

а) Причины возникновения и типология политических конфликтов.

б) Основные способы разрешения политических конфликтов.

4. Заключение.

5. Литература.

Работа содержит 1 файл

полит социолог печать.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

6. Документальное  оформление всех достигнутых  договоренностей.

7. Выполнение  всех принятых взаимных обязательств.

      При любом варианте разрешения конфликта  социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени.

Функции социального конфликта.

      Рассмотрим  некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.

1. Конфликт  разрешает противоречия и тем  самым способствует обществен-ному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт предотвращает более серьезные, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В  обществе конфликт выполняет  функции стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт  многократно увеличивает интенсивность  связей и отношений,

стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. «В  состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития».

5. Конфликт  способствует получению информации  об окружающей социальной среде.

6. Внешний  конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы.

7. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым

способствует  сбалансированному решению возникающих  проблем.

Конфликт  несет в себе негативные функции, когда:

-  ведет  к беспорядку и нестабильности;

-  общество  не в состоянии обеспечить  мир и порядок;

-  борьба  ведется насильственными методами;

-  следствием конфликта являются материальные и моральные потери;

-  возникает  угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных  конфликтов и, в

частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической

несовместимости людей.

3. Политические конфликты.

      Предметом политического конфликта всегда является власть. В своей предметной деятельности люди обращены к миру вещей, который они перерабатывают, комбинируют, преобразуют. Находясь в контакте как члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она, в свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина этой пирамиды и является политической властью.

      Важнейшей функцией политической власти является установление

общеобязательных  норм общественной жизни и контроль за их соблюдением. Эти функции уже по самому своему существу нацелены на создание и поддержание общественного порядка, следовательно, и условий для урегулирования подрывающих  этот порядок конфликтов.

      Со  времен распада родоплеменной организации  общественной жизни воплощением высшей власти в обществе стало государство. В марксистской теории общественного развития возникновение государства объясняется тем, что в результате разложения первобытных общин образовались антагонистические классы, которые находятся в состоянии перманентного конфликта друг с другом. Государство — продукт этой борьбы: оно возникает как сила, способная подавить борьбу угнетенного класса против угнетателей и тем самым не допустить, чтобы классовый конфликт разрушил общество. Маркс определял государство как аппарат насилия, находящийся в руках господствующего класса и используемый им для удержания в повиновении угнетенных масс. Он, таким образом, подчеркивал классовый характер государственной власти, ее функцию охраны интересов господствующего класса; главная задача государства с этой точки зрения состоит в насильственном разрешении межклассовых конфликтов в пользу господствующего класса. Но конкретные государства бывают разными, и конфликты в них протекают тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково направление развития власти. Важнейшим моментом здесь является отношение власти к обществу.

      Политический конфликт – один из видов социального конфликта, столкновение политических субъектов по поводу властных отношений (борьба за власть и властные полномочия).

      Одна  из особенностей политического конфликта  состоит в том, что он

непосредственно или опосредованно затрагивает  интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты и таким образом становятся субъектами политического конфликта. Следовательно, политический конфликт- это организованный, институциональный конфликт. 
 

Причины возникновения и типология политических конфликтов. Политические конфликты в обществе можно разделить на 2 основных вида:

1. Горизонтальные политические конфликты. В них борьба за власть и

властные  полномочия ведется в рамках существующего  режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом). Цели и причины возникновения этих конфликтов- совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.

      В демократической политической системе  горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство носит открытый характер: парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.

      Тоталитарный  режим власти не признает никаких  политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота.

2. Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по линии «власть – общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть – общество». Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за

место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). Примерами являются конфликты между Центром и регионами в современной России.

      Статусно-ролевые  конфликты возникают не только по вертикали «верхи» -«низы», но и по горизонтали – между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии).

б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения

существующего политического строя или радикального изменения политического курса. Все многообразие причин возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным:

1. Ущемление  базовых социально-экономических  и политических потребностей  и интересов значительной части населения страны.

2. Различия  в оценках, ценностных ориентациях,  целях, представлениях по

поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур). Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.

     Объективные факторы:

- кризис  естественного социально-экономического развития общества;

- трудности,  связанные с радикальным реформированием  социально-политической системы общества;

- результат  непредвиденных обстоятельств (стихийное  бедствие, мировой

финансовый  кризис, внешние войны и т. д.).

     Субъективные факторы:

- явные  просчеты в социально-экономической  политике (некомпетентность);

- нежелание  правящей элиты учитывать коренные  интересы п потребности

подвластных классов и социальных слоев;

-  осознание  (восприятие) подвластными социальными  слоями и классами

существующей  политической системы распределения  ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной.

      Каковы  бы ни были причины ущемления базовых  потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты.

      Как виды политических конфликтов, выделяют также конфликты ценностей и конфликты интересов. В конфликте ценностей противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.)

      Одной из разновидностей политического конфликта  является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры. Например, борьба тоталитарной политической культуры с либерально-демократической в российском обществе.

      Различают политические конфликты по признаку объективности:

- подлинный,  вызванный объективными противоречиями;

- случайный,  условный, еще не осознаваемый участниками;

- смещенный,  лишь косвенно связанный с  объективными противоречиями;

- приписанный,  указывающий на субъекты, не находящиеся  в конфликте;

- ложный, не имеющий реальных причин.

      В грязной политике, как правило, идет подмена реальных, объективно

обусловленных конфликтов ложными, смещенными, неверно приписанными и другими. Как и социальные конфликты, политические бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объектив-ными, насильственными, мирными и происходят на уровне Центра, региона, отдельного города и района. 
 

Основные  способы разрешения политических конфликтов.

      Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законода-тельно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

Информация о работе Политические конфликты: механизмы возникновения и способы их разрешения