Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:09, контрольная работа
Цель. Обычно словом “коммуникация” обозначают обычно два явления социальной жизни: во-первых, межличностное общение, во-вторых, передачу информации. Эти два явления очень близки: общение людей – это всегда передача какой-то информации, а передача информации, несмотря на совершенство технических систем, имеет смысл лишь тогда, когда ее получателем является человек.
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1 Представление о современных средствах массовой информации
§1 Виды средств массовой информации (СМИ)………………………….5
§2 Функции СМИ…………………………………………………………..9
§3.Методы влияния на человеческое сознание…………………………..9
Глава II. Рациональное и эмоциональное влияние СМИ
§1 Использование рекламы в качестве метода внушения……………..14
§2 Рациональность и эмоциональность…………………………………14
Заключение. …………………………………………………………..……..16
Приложение 1…………………………………………………………………16
Приложение 2…………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………18
Для воздействия на аудиторию используются определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.
Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.
Во-первых,
дезинформация подается, как правило,
из разных источников и западает в подсознание
человека, а во-вторых, дезинформация используется
в момент принятия какого-либо важного
решения, и когда будет известна правда
- цель дезинформации уже будет достигнута.
Таким образом, этот метод довольно эффективен.
Но метод дезинформации является откровенно
“грубым” и нечасто используется в современных
СМИ.
Метод семантического манипулирования.
Предполагает
тщательный отбор и специальную
компоновку понятий, вызывающих либо позитивные,
либо негативные ассоциации, что позволяет
влиять на восприятие информации (мы -
борцы за независимость, процветание России,
они - оккупанты, поработители народа;
за нами все прогрессивное человечество,
простой народ, за ними - олигархи, бандиты,
чиновники). Поскольку метод основан на
определенных ассоциациях, он позволяет
легко повлиять на человека в силу его
привычек и убеждений. Когда утаить информацию
невозможно, часто используется метод
отвлечения. Общество не терпит информационного
вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию
от одной информации, необходимо переключить
ее внимание на другую, поданную в максимально
сенсационном виде. Цель новой информации
– создать отвлекающую альтернативу и
снизить актуальность предыдущей информации.
Но внушение бывает не только преднамеренным, но и непреднамеренным.
Так, например, в 1995г. фонд Эйберта опубликовал результаты социологического опроса российских офицеров. По их мнению, нашими главными врагами были Прибалтика и Афганистан, а лучшими друзьями - Белоруссия и Казахстан. В Латвии эти данные широко обсуждались, поскольку были поняты так, что война уже объявлена, если русский офицер утверждает, что Латвия - его главный враг. В данном случае это - непреднамеренное внушение.
Формирование стереотипов.
Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.
Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение.
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”.
Большинство
исследователей указывают на связь
стереотипов с гигантским влиянием
СМИ, формирующих отношение к
миру, на поведение, воспроизводящее
поступки “героев”, созданных прессой,
радио или телевидением. Так, например,
в настоящее время неким
СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.
“Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности”.
Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был “закреплен” миф об ограниченном введении советских войск в Афганистан.
Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение.
Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.
Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения всякого выбора информационную ловушку.
Посредством практически полной монополии на информацию, СМИ действуют в соответствии со своими интересами, то есть привлекают аудиторию и определенным образом навязывают ей свою позицию. Ведь, в принципе, каждый телевизионный канал, радио и печатное издание имеют свою специфику и направлены на привлечение определенной аудитории, и влияют на взгляды, на мнение аудитории.
Таким образом, можно сказать, что политические коммуникации представляют собой особый вид социальных коммуникаций. Это, с одной стороны, та особая форма межличностного общения, которая возникает в ходе политической деятельности, а с другой – это тот процесс движения информации, который обеспечивает воспроизводство политической жизни, политической системы, политики как особой сферы общества. Человек, стремящийся к тому, чтобы его голос был услышан власть имущими, и уж тем более человек, желающий добиться определенных успехов в политике, должен иметь хотя бы самое общее представление об особенностях, значении и функциях коммуникативных процессов в политической сфере.[1]
В следующей главе я
Глава II. Рациональное и эмоциональное влияние СМИ
§1 Использование рекламы в качестве метода внушения
Реклама - оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п. [4]
Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Например, реклама в США играет жизненно важную роль как стимулятор экономического роста. Ее можно считать так же развлекательной стороной американской жизни, а многие из творений специалистов по рекламе относятся к подлинным произведениям искусства.
Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество людей.
В то же самое время не вся реклама эффективна и оказывает желательное воздействие на человека.
§2 Рациональность и эмоциональность.
У
человека существует система установок,
стереотипов, через которые можно и нужно
формировать образ, причем, в совокупности
с изобразительно-выразительными средствами
языка. Реклама достигнет цели лишь в том
случае, если при её создании будут учитываться
особенности человеческой психики. Общепринятой
моделью восприятия рекламы принято считать
AIDMA model, подразумевающую следующую цепочку
“Внимание-Интерес-Желание-
Прежде всего, реклама должна привлечь внимание потенциального Потребителя, которое может быть как произвольным, так и непроизвольным.
Первое возникает тогда, когда предмет замечен как бы случайно, без намеренного указания на него со стороны. Поэтому для такого привлечения внимания часто используются яркие, запечатлевающиеся в сознании образы, ассоциации. Второе - требует определенного напряжения, связанного с тем, что человек сознательно хочет что-то увидеть.
Далее реклама должна
Если реклама привлекает эмоционально, то, чтобы заставить человека задержать на ней свое внимание, она должна заинтересовать его своим содержанием, вызвать ту или иную реакцию. Хорошая реклама не только сформирует в сознании потребителя рекламный образ, но и пробудит в нем желание воспользоваться ею, т.е. последовать неким ненавязчивым “советам”. Это, в конечном счёте, и есть её главная задача.
Воздействие рекламы зависит и от содержащейся в ней оценки рекламируемой продукции, и от аргументации в её пользу. Если такой оценки и аргументации потребитель не обнаруживает, то и влияние рекламы значительно ослабевает.
И как только человек осознает, что рекламируемая продукция или услуга - это именно то, что ему нужно, он принимает решение, за которым и следует действие. Однако человек не всегда может рационально объяснить причину совершения покупки.
Реклама внедряет в сознание людей этот рекламный образ, который в дальнейшем становится стереотипом, через который легче воздействовать на потребителей. Творческие подходы могут быть разными. Например, при рекламе товаров массового спроса, как правило, используют эмоциональные мотивы, для изделий промышленного назначения — рациональные.
Эффективность и сила рекламы заключается в том, насколько ясно будет для человека представление о внешнем виде и содержании рекламируемого товара. Он представляет собой совокупность рекламного текста, графического изображения, слогана, и т.д. Если эти элементы рекламы тщательно проработаны и существуют во взаимосвязи, представляя одно целое, то вероятнее всего, что эта реклама может стать эффективной.
Таким
образом, можно выделить 2 типа влияния
СМИ на сознание человека: эмоциональное
и рациональное. И если первое возникает
тогда, когда предмет замечен как бы случайно,
без намеренного указания на него со стороны,
то второе требует определенного напряжения,
т.к. человек сознательно хочет что-либо
увидеть.
III Заключение.
Таким
образом, можно сказать, что политические
коммуникации представляют собой два
явления социальной жизни. Это, с одной
стороны, та особая форма межличностного
общения, которая возникает в ходе политической
деятельности, а с другой – это тот процесс
движения информации, который обеспечивает
воспроизводство политической жизни,
политической системы, политики как особой
сферы общества. Эти два явления очень
близки: общение людей – это всегда передача
какой-то информации, а передача информации,
несмотря на совершенство технических
систем, имеет смысл лишь тогда, когда
ее получателем является человек.
Ведь
человек, стремящийся к тому, чтобы его
голос был услышан власть имущими, и уж
тем более человек, желающий добиться
определенных успехов в политике, должен
иметь хотя бы самое общее представление
об особенностях, значении и функциях
коммуникативных процессов в политической
сфере, которые я постаралась рассмотреть
в данной работе.
Приложение 1
Проведенный опрос, направленный на выяснение степени доверия к радио, показывает, что процент опрашиваемых, доверяющих определенному радио, довольно высок.
Респондентов попросили назвать радиостанции, к информационным передачам которых они относятся с доверием. Опрос показал, что наибольшим доверием россиян пользуется информация семи радиостанций (данные в % от числа опрошенных):