Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Первый случай всегда более малочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, использует все преимущества, которые она дает, и управляет вторым в форме, которая, в зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, факторы существования и роль политических элит………………………………………………………………………………4
2. Системы формирования политической элиты……………...8
3.ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ…………………………………….11
4. Состав политической элиты………………….…………………...14
5. Политические элита в России…………………………………….17
5.1 Особенности политических элит в России……………………………17
5.2 Структура политических элит в России……………………………….18
5.3 Российская провинция и властвующие политические элиты……...20
5.4 Процесс формирования властвующей политической элиты России………………………………………………………………………….21
Заключение…..………………………………………………………………….23
библиографический список……………………………
3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Социальное предназначение
политической элиты отражается, прежде
всего, в тех функциях, которые
она выполняет. Они многообразны,
сложны, и разумеется, связаны с
большей ответственностью. Последние
обстоятельство заставляет задуматься
над вопросом: на чем основываются
и чем, регламентируются функции
политической элиты? Казалось бы, ответ
простой: содержание и границы функции,
выполняемых политической элитой,
определяется конституцией страны. Так
и происходит в странах с легитимным
существованием политической власти,
где политическая ситуация характеризуется
стабильностью. Однако в реальной жизни
случаи расхождения между
Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при изучении конкретных функций, выполняемых политической элитой. Этих функций достаточно много. Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная, организаторская, интегративная.
На первом месте среди
названных функций стоит стратегическая
функция. Его содержание заключается
в разработке стратегии и тактики
развития общества, определение
политической программы действий.
Она проявляется в
Стратегическая функция в полной мере может быть реализована на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.
Успешная реализация стратегической
функции политической элиты определяется
не только качественным кадровым составом
«мозгового штаба», привлекаемого
к выработке политического
В целях налаживания тесных контактов с различными социальными группами в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми, поездки по стране и т.д.
Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те, которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.
Выработанный стратегический
курс воплощается в системе
- законодательные (принятие
законов и др. законодательных
актов парламентом,
- мобилизующие (различные
формы воздействие на
- регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);
- координирующие (координация
центральных и региональных
- контролирующие;
- корректирующие и другие.
4. СОСТАВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Вопрос этот важный не только
для анализа характера нынешней
власти, но и для выявления ее
перспектив. Для того чтобы ответить
на данный вопрос, нужно сначала
посмотреть на состав общественного
движения, которое на протяжении последних
лет боролось с советским (коммунистическим)
режимом. В этом демократическом
потоке доминировали представители
следующих социально-
1. Интеллигенты, которые
благодаря своей
2. Имевшиеся во всех
других массовых слоях
3. Люди в той или иной мере пострадавшие от прежнего режима, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаключенные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была искалечена, исковеркана тоталитаризмом.
4. Некоторые интеллектуалы
из партийной элиты. Именно
они, имея доступ к СМИ,
5. Демократически, реформистски,
рыночно ориентированные
6. Прагматики во всех
звеньях властных и
7. Аутсайдеры-карьеристы
из самых различных социальных
групп, стремившиеся
Но не все представители перечисленных категорий смогли войти в новую элиту. Выходцы из первых трех групп оказались в целом слишком непрактичными, для того чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально были связаны со старой верхушкой, втянуты в орбиту ее влияния. И более того, высокий удельный вес в новой элите «реформаторов» и «прагматиков» позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах старой и, следовательно, о сильной зависимости новой от старой элиты.
Социальный «лифт» поднял на вершину тех, кто еще вчера был далек от рычагов власти. Этот «лифт» вывел и тех, кто занимал мало престижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний облик элиты. Она приобрела с помощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно.
Главное, однако, в том, что политическая власть нынешней элиты еще только складывается. Группировки, находящиеся в ее границах, слабо оформлены внутренними связями. В лучшем случае в этих группировках доминируют непрочные персональные отношения, в худшем - они разрываются внутренними противоречиями, борьбой между лидерами за главенство. Как уже отмечалось, относительная сплоченность, целостность, единство - неотъемлемые свойства любой правящей элиты. Верхние же эшелоны нынешней власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрированностью (разъединением). Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ними идет крайне ожесточенная конкуренция, борьба не столько за доминирование, сколько за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные союзы, отколы и расколы и т.д. - все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического «Я».
В настоящее время в
состав п.э. России входят: высшие руководящие
кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы,
представители артистического мира,
духовенства), суждения и мнения которых
пользуются огромным авторитетом. Но в
состав элиты входят не только лица
и группы, непосредственно участвующие
в управлении, но наиболее влиятельные
экономические и
5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В РОССИИ
Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны «российских реформаторов», по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.
В данный момент в Росси государственная
власть характеризуется тремя
- первое - власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);
- второе - власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;
- третье - традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются принципы либеральной демократии, которая превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы - это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.
Политическая властвующая
Современные властвующие политические
элиты России состоят в основном
из следующих социально-
- бывшая партноменклатура (КПСС);
- бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);
- бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;
- бывшие комсомольские работники;
- работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты - интеллигенции.
Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:
- наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;
- деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;
- обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;
- обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.
- тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);
Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же, она достаточно репрезентативна и для всей политической элиты Российской Федерации.4
В целом же, в политической структуре России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом - это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.