Политические элита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Первый случай всегда более малочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, использует все преимущества, которые она дает, и управляет вторым в форме, которая, в зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, факторы существования и роль политических элит………………………………………………………………………………4
2. Системы формирования политической элиты……………...8
3.ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ…………………………………….11
4. Состав политической элиты………………….…………………...14
5. Политические элита в России…………………………………….17
5.1 Особенности политических элит в России……………………………17
5.2 Структура политических элит в России……………………………….18
5.3 Российская провинция и властвующие политические элиты……...20
5.4 Процесс формирования властвующей политической элиты России………………………………………………………………………….21
Заключение…..………………………………………………………………….23
библиографический список……………………………

Работа содержит 1 файл

Политическая элита в постсоветской России.docx

— 49.79 Кб (Скачать)

 

 

3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

 

Социальное предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые  она выполняет. Они многообразны, сложны, и разумеется, связаны с  большей ответственностью. Последние  обстоятельство заставляет задуматься  над вопросом: на чем основываются и чем, регламентируются функции  политической элиты? Казалось бы, ответ  простой: содержание и границы функции,  выполняемых политической элитой,  определяется конституцией страны. Так  и происходит в странах с легитимным существованием политической власти, где политическая ситуация  характеризуется  стабильностью. Однако в реальной жизни  случаи расхождения между конституциями  и реальной властью  очень не редки. Так происходит как минимум в двух  случаях. Во-первых, когда политическая ситуация в стране  основательно меняется (переходные периоды), но эти перемены еще  не отражены в конституции. Во-вторых, возможны  отступления от конституции. Например, в конституции СССР  провозглашалась, что власть  принадлежит советам, однако реальная политическая картина  этого не подтверждала.

Отмеченные обстоятельства важно учитывалась при  изучении конкретных функций, выполняемых  политической элитой. Этих функций достаточно много.  Наиболее из существенных: стратегическая, коммуникативная,  организаторская, интегративная.

На первом месте среди  названных функций стоит  стратегическая функция. Его содержание заключается  в разработке стратегии и тактики  развития общества,  определение  политической программы действий.  Она проявляется в генерировании  новых идей,  отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении  стратегического  направления общественного развития, в выработке концепции  назревших реформ.

Стратегическая функция  в полной мере  может быть реализована  на высшем уровне политической элиты - парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника президента.

Успешная реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого  к выработке политического курса  страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения  в принимаемых  политических решениях.  Речь идет от следующей важнейшей функции политической элиты - коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение  и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же   слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение  видеть особенности настроений  различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения  в общественном мнении по различным  животрепещущим вопросам.

В целях налаживания тесных контактов  с различными социальными  группами  в каждом государстве  политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми,  поездки по стране и т.д.

Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных  политических элит  наиболее эффективными будут те,  которые в большей  мере способны  обеспечить поддержку  своих программ массами.

Выработанный стратегический курс воплощается в системе различных  политических мероприятий. К ним  относятся:

- законодательные (принятие  законов и др. законодательных  актов парламентом, правительством);

- мобилизующие (различные  формы воздействие на общественное  сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);

- регулирующие (распределение  и перераспределение ресурсов  материальных, людских, финансовых);

- координирующие (координация  центральных и региональных действий);

- контролирующие;

- корректирующие и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СОСТАВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ЭЛИТЫ

 

Вопрос этот важный не только для анализа характера нынешней власти, но и для выявления ее перспектив. Для того чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала  посмотреть на состав общественного  движения, которое на протяжении последних  лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом демократическом  потоке доминировали представители  следующих социально-политических групп:

1. Интеллигенты, которые  благодаря своей профессиональной  деятельности особенно остро  чувствовали репрессивный характер  старого режима, осознавали его  бесперспективность.

2. Имевшиеся во всех  других массовых слоях общества  приверженцы демократических ценностей  и национального возрождения,  т.е. идейные противники коммунистического  режима.

3. Люди в той или  иной мере пострадавшие от  прежнего режима, причем не только  репрессированные, диссиденты и  политзаключенные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению,  была искалечена, исковеркана тоталитаризмом.

4. Некоторые интеллектуалы  из партийной элиты. Именно  они, имея доступ к СМИ, смогли  нанести первые ощутимые удары  по официальной мифологии.

5. Демократически, реформистски, рыночно ориентированные представители  хозяйственной элиты.

6. Прагматики во всех  звеньях властных и управленческих  структур, которым все равно, каким  богам молиться, лишь бы служить,  а точнее - править. Это, используя  выражение Яковлева, «демократы  по обстоятельствам».

7. Аутсайдеры-карьеристы  из самых различных социальных  групп, стремившиеся использовать  демократическое движение как  социальный «лифт».

Но не все представители  перечисленных категорий смогли войти в новую элиту. Выходцы  из первых трех групп оказались в  целом слишком непрактичными, для  того чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза  то, что новые политики так или  иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально  были связаны со старой верхушкой, втянуты  в орбиту ее влияния. И более того, высокий удельный вес в новой  элите «реформаторов» и «прагматиков»  позволяет говорить о рождении новой  элиты в недрах старой и, следовательно, о сильной зависимости новой  от старой элиты.

Социальный «лифт»  поднял на вершину тех, кто еще вчера  был далек от рычагов власти. Этот «лифт» вывел и тех, кто занимал  мало престижные этажи властной и  бюрократической пирамиды, а также  привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний  облик элиты. Она приобрела с  помощью прессы и телевидения  новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно.

Главное, однако, в том, что  политическая власть нынешней элиты  еще только складывается. Группировки, находящиеся в ее границах, слабо  оформлены внутренними связями. В лучшем случае в этих группировках доминируют непрочные персональные отношения, в худшем - они разрываются  внутренними противоречиями, борьбой  между лидерами за главенство. Как  уже отмечалось, относительная сплоченность, целостность, единство - неотъемлемые свойства любой правящей элиты. Верхние  же эшелоны нынешней власти в целом  характеризуются рыхлостью, дезинтегрированностью (разъединением). Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ними идет крайне ожесточенная конкуренция, борьба не столько за доминирование, сколько за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные союзы, отколы и расколы и т.д. - все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического «Я».

В настоящее время в  состав п.э. России входят: высшие руководящие  кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых  пользуются огромным авторитетом. Но в  состав элиты входят не только лица и группы, непосредственно участвующие  в управлении, но наиболее влиятельные  экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей  влиятельных лиц, хотя они вроде  бы непосредственно не участвуют  в принятии решений и в реализации политики. В состав п.э. входят также  те представители правящего класса, которые формально не связаны  с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений. Они не могут оказывать прямую (моральную и материальную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главными действующими лицами политического процесса.

 

 

 

 

 

 

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА  В РОССИИ

5.1 Особенности политических  элит в России

 

Говоря о российской властвующей  политической элите, в первую очередь  нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны «российских реформаторов», по природе и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.

Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой  привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной  демократии, тогда как, в настоящий  момент существует ярко выраженная потребность  в новом пути развития политических отношений.

В данный момент в Росси государственная  власть характеризуется тремя основными  признаками:

- первое - власть неделимая и не смещаемая (фактически можно сказать наследственная);

- второе - власть полностью автономна, а также полностью неподконтрольна обществу;

- третье - традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются  принципы либеральной демократии, которая  превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы - это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

5.2 Структура политических  элит в России

 

Политическая властвующая элита  Российской Федерации состоит из целого ряда группировок. При этом что  характерно, мировоззренческие основания  этих групп особой роли не играют, в  реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют  все партии, что делает их выглядящими  на одно лицо и мало отличимыми друг от друга. Например, по данным Российского  Института Социальных Исследований за 1995 год, около 70% жителей Саратовской  области не имеет представления  о различиях между такими политическими партиями как ЛДПР и «Держава», что достаточно точно отражает картину по всей стране. Это подтверждают и другие опросы в провинции, где в последнее время преобладают, хотя еще и не ярко выраженные «великодержавные» и националистические тенденции во взглядах населения. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений.

Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:

- бывшая партноменклатура  (КПСС);

- бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия);

- бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

- бывшие комсомольские работники;

- работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты - интеллигенции.

Указанные выше группы, как часть  властвующей элиты, обладают рядом  свойственных ей признаков:

- наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой;

- деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти;

- обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне;

- обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

- тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация);

Эта градация, как уже говорилось, основана на исследованиях в провинции, но, опять же,  она достаточно репрезентативна  и для всей политической элиты  Российской Федерации.4

В целом же, в политической структуре  России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с другом - это политические элиты и электорат столичных городов и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

Информация о работе Политические элита в России