Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Первый случай всегда более малочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, использует все преимущества, которые она дает, и управляет вторым в форме, которая, в зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, факторы существования и роль политических элит………………………………………………………………………………4
2. Системы формирования политической элиты……………...8
3.ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ…………………………………….11
4. Состав политической элиты………………….…………………...14
5. Политические элита в России…………………………………….17
5.1 Особенности политических элит в России……………………………17
5.2 Структура политических элит в России……………………………….18
5.3 Российская провинция и властвующие политические элиты……...20
5.4 Процесс формирования властвующей политической элиты России………………………………………………………………………….21
Заключение…..………………………………………………………………….23
библиографический список……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, факторы
2. Системы формирования политической элиты……………...8
3.ФУНКЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ………………………………
4. Состав политической элиты………………….…………………...14
5. Политические элита в России…………………………………….17
5.1 Особенности политических элит в России……………………………17
5.2 Структура политических элит в России……………………………….18
5.3 Российская провинция и
5.4 Процесс формирования
Заключение…..……………………………………………
библиографический список…………………………………………………...24
ВВЕДЕНИЕ
Любое общество представлено управляющими и управляемыми, то есть теми, кто осуществляет в стране политическую власть, и теми, по отношению к кому эта власть осуществляться. Первый случай всегда более малочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, использует все преимущества, которые она дает, и управляет вторым в форме, которая, в зависимости от сложившейся политической обстановки, более или менее законна, демократична и обеспечивает классу правящих все необходимые для его нормального существования условия.
Прослеживая исторические аналогии,
нетрудно заметить, что современные
властвующие политические элиты
сродни привилегированными кастами. В
случаях с кастами, привилегированный
правящий класс ограничен числом
семейств, и факт рождения в одном
из них является единственным критерием
приближенности к правящий элите. Правящие
классы всегда стремятся стать
1. ФАКТОРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ
В мировой социологической и политологической литературе существует множество определений элиты, накопившихся с конца XIX века, когда это понятие впервые было применено для описания и характеристики тех социальных групп, которые занимают высшее положение в системе социальной иерархии вообще или какого-то конкретного общества в частности.
Слово «элита» (от фр. - elite) означает «лучшее», «отборное», «избранное» 1.Политическая элита- это относительно немногочисленный слой людей, занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита есть
властвующая часть общества, правящий
слой. Данным понятием обозначаются группы
лиц, имеющих высокое положение
в обществе, активных в политической
и иных сферах деятельности, обладающих
авторитетом, влиянием, богатством. В
основном это профессиональные политики
высокого ранга, наделенные властными
функциями и полномочиями. Это
также высшие государственные служащие,
подготовленные к участию в разработке
и реализации политических программ,
к выработке и осуществлению
стратегии общественного
Характерными чертами политической элиты являются следующие:
- это небольшая, достаточно
самостоятельная социальная
- высокий социальный статус;
- значительный объем
- непосредственное участие в осуществлении власти;
- организаторские способности и талант2.
Существование политической элиты обусловлено следующими факторами:
- психологическими и
- законом разделения труда,
который требует
- высокой социальной
- широкими возможностями
использования управленческой
- практической невозможностью
осуществления всеобъемлющего
- политической пассивностью
широких масс населения,
Политическая элита не
простая сумма лиц, силой случая
оказавшихся наделенными
Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т.д. отражают ее функции:
1. элиты играют важнейшую
роль в определении
2. элиты призваны формировать
политические цели своей
3. элиты регулируют деятельность
по политическому
4. элиты являются основным
резервом руководящих кадров, центром
набора и расстановки
Последние несколько лет России пытаются навязать классическую теорию либеральной демократии, одним из «отцов-основателей» которой был Дж. Локк. По Локку государство выступает лишь как инструмент для обслуживания общества, то есть права человека естественны и из них вытекает, так называемый, «общественный договор», призванный исправить неопределенность естественного права. И лишь после учреждения «общественного договора» основывается государство, для опеки над народом, но в силу естественного права народ выше учрежденного закона, и, следовательно, имеется закон-опекун в лице государства и народ, учредивший этот закон через «общественный договор», являющийся в тоже время и учредителем и подопечным. Так как народ выше государства, то в первую очередь государства имеются обязанности, а не права. Это сентенция напрямую касается властвующих политических элит, которые имеют определенные законом обязательства (в первую очередь), а не права на власть.
Согласно взглядам Локка, народ вправе отменять или изменять законы, если он найдет, что они противоречат возложенным на них функциям, потому что вся власть данная опекуну-закону ограничена интересами народа, и если этими интересами пренебрегают, то опекуну необходимо передать власть тому, ни в чем не будет им противоречить.
Но существуют и другие представления
о государстве (на примере России),
берущих начало из обществ, развивающихся
и развивавшихся на коллективных
началах и рассматривающих
Нельзя также забывать, что власть государства исторична: она усиливается в зависимости от вида решаемых задач. (Власть - способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета или насилия.) Функции и роль государства в различных сферах общественной жизни изменяются постоянно. Но необходимо заметить, что государство утратило свой сакральный характер, теперь оно должно постоянно подтверждать свой авторитет, свою необходимость и приносимую пользу своими делами, соответствующими его основной функции - защите прав личности. При таком взгляде на государство утверждается приемлемая процедура ответственности за выполнение налагаемых властью обязательств, проявляющаяся в периодических опросах граждан об их отношениях к смене или оставлении опекуна. (Кстати, у Дж. Локка под «сменой опекуна» понималась революция.) В наше время опекуны представляться в виде основных субъектов политического процесса - партий (группами с общими политическими взглядами, целями и интересами), а сменой опекуна обычно являются выборы.
2.СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
В формировании политических элит большое значение имеют системы ее рекрутирования. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (людей осуществляющих отбор), мотивы его действий. Различают две системы рекрутирования элит:
1. система гильдий;
2. антрепренерская система (предпринимательская) 3.
В чистом виде они встречаются
довольно редко. В системе гильдий
при отборе вероятных кандидатов
акцент делается на их политических предпочтениях.
Строго следовании правилам и предписаниям
класса, организаций. Антрепренерская
система характерна для демократических
государств, система гильдий - в авторитарных
и тоталитарных государствах, хотя
ее элементы широко применяются и
в демократических
Для системы гильдий характерны
закрытость, отбор претендентов на
более высокие посты из нижестоящих
слоев самой элиты, постепенное
продвижение по ступенькам служебной
иерархии. Результатом этого является
наличие высоких требований для
занятия должностей (партийность, возраст,
стаж работы, образование, характеристика
руководства, отношения в коллективе
и т.д.). Небольшой, закрытый круг селектората
- в него входят лишь члены руководящего
органа (бюро, совета и т.д.) или вопрос
решает один руководитель - глава правительства,
фирмы и т.д. Конкуренции между
кандидатами не предполагается, поскольку
система власти строго формализована,
иерархична и кандидаты имеют
представление о скорости своего
карьерного продвижения. Тенденция
к воспроизводству уже
Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Она ориентируется на индивидуальные качества кандидата, его творческие возможности, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Ей характерны открытость, рекрутирование политических элит на основе демократических выборов, в ходе которых предоставляются широкие возможности для представителей различных социальных групп претендовать на занятие политических постов. Контроль за деятельностью правящих элит на основе принципа разделения властей и со стороны общественности. Широкий круг селектората, который может включать в себя всех избирателей страны. Высокая конкурентность между лицами, претендующими на занятие политических должностей. Незначительное количество формальных требований к ним. Первостепенная значимость личных качеств претендента, его способности убедить массы в ценности выдвигаемых им идей, программных установок
И привлечь их на свою сторону. Отсюда большая возможность для молодых инициативных людей, не затративших много времени на прохождение различных ступеней служебной иерархии. Создание необходимых условий для свободного обсуждения любых вопросов, что обеспечивает поиск наиболее оптимального варианта решения стоящих перед государством и обществом проблем.
Обе системы имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Антрепренерская система
открыта для молодых лидеров
и инноваций. Однако она чревата
большой вероятностью риска в
политике и непрофессионализма, слабой
предсказуемостью в политике, склонностью
лидеров к увлечению внешними
эффектами. В целом же антрепренерская
система рекрутирования элит хорошо
приспособлена к динамизму
К числу сильных сторон
системы гильдий относится