Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:54, контрольная работа
Утопические идеи занимали умы философов и политиков разных времен. Все они пытались найти панацею от общественных и государственных болезней своего времени и способ создать идеальное государство и общество.
Авторитаризм
Другой весьма широко распространенный тип режима индустриальной эпохи − авторитарный. Общие признаки всех авторитарных режимов в целом сводятся к следующим:
1.Автократизм (самовластие) одного человека или небольшой группы лиц (монарх, пожизненный президент в странах Африки, военная хунта или олигархическая группа в странах Латинской Америки).
2. Неограниченность власти и ее неподконтрольность гражданам: может править и с помощью законов, но принимает, трактует и использует их по собственному усмотрению.
3. Монополия на власть и осуществление политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.
4.Опора власти на силовые методы; при этом без необходимости может и не прибегать к массовым репрессиям, но всегда имеет в своем распоряжении средства, необходимые для подавления массового недовольства.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, ограниченное вмешательство или невмешательство в частную сферу или в экономику.
6.Рекрутирование политической элиты путем кооптации или назначения сверху, а не с помощью свободных выборов.
По своему политическому смыслу он является переходным от тоталитаризма к демократии и чаще всего встречается сегодня в странах “Второго” и Третьего мира” (Азия, Африка, Латинская Америка), где не достигнут должный уровень социально-экономического развития, требуется ускоренное осуществление преобразований в условиях неготовности к ним большинства общества, а институты демократии, как правило, слабы и неустойчивы. Кроме того, достаточно долгое существование режимов подобного типа в странах этой географической зоны некоторые современные исследователи объясняют особенностями их национальной культуры и веками складывавшихся политических традиций.
Причинами воспроизводства авторитаризма являются: а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; в) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; г) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; д) экономическая отсталость; е) неразвитость гражданского общества; ж) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.
Различают несколько типов авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистско-мобилизационный, авторитаризм развития.9
Многие современные конфуцианские и мусульманские государства, соединив передовые индустриальные технологии с традициями национальной культуры, утвердили у себя вместо “рыночной демократии” авторитарную модель. При этом то, что воспринимается в странах Запада как диктатура и произвол, может выглядеть в глазах их населения как “правление лучших и мудрейших”, а нарушения прав человека и произвольное вмешательство в частную сферу − как справедливое наказание людей, попирающих религиозные нормы.10
Демократия.
Неоднозначность феномена демократии определяется длительной эволюцией ее исторических форм. Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая.
Основными признаками родовой демократии являлись следующие:
1)Она существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень.
2)Отсутствовали разделение управленческого и исполнительского труда, не было специализированного аппарата управления и принуждения.
3)Власть вождей и старейшин опиралась не на институты принуждения, а на традиции и моральный авторитет.
Следующей
исторической формой демократии была
т.н. рабовладельческая афинская. Начало
ей положили знаменитые реформы архонта
(верховного правителя) Солона, которые
он осуществил в VI в. до н э., перераспределив
земельные владения от аристократии в
пользу широких слоев свободных граждан и
закрепив их право собственности законом.
Следующая историческая форма демократии
– демократия классического либерализма,
Торжество либеральной демократии связано с утверждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан.
Основные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии.
На основе этих принципов формируется современная модель т.н. либеральной демократии, основными характеристиками которой являются:
1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства.
2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности.
3) Парламентаризм, преобладание представительных форм в олитике (т.е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа).
4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие − его невмешательство в частную сферу и в экономику.
5) Ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.
Демократия − явление многогранное, и является сочетанием элементов прямого народовластия в форме голосования, референдума и участия в работе органов самоуправления, народного представительства (в форме выборных институтов власти), опирается на согласование и баланс интересов разнообразных социальных групп и на законодательное закрепление индивидуальныхправ и свобод личности.
Все
это – так называемые сущностные
признаки демократии и без них ее нет.11
Список используемой литературы:
1.Бирюков С.В. Политология. Учебное пособие. 2004.Томск. 228с.
2.Карева В.В. «Судьба «Утопии» Томаса Мора», 1996г.
3.Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебное пособие.1997.
4.Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону. 2000.459с.
5.Мор Т. «Утопия» –М., 1978г
6.Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.560 с.
7.Торопкин А.И. История политических и правовых учений. Нижний Новгород – 2005 с. 38
8.Шалак
А.В. Политология Учебное пособие. – Иркутск:
Изд-во БГУЭП, 2003 225с.