Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Утопические идеи занимали умы философов и политиков разных времен. Все они пытались найти панацею от общественных и государственных болезней своего времени и способ создать идеальное государство и общество.

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

     Авторитаризм

     Другой  весьма широко распространенный тип  режима индустриальной эпохи − авторитарный. Общие признаки всех авторитарных режимов в целом сводятся к следующим:

           1.Автократизм (самовластие) одного человека или небольшой группы лиц (монарх, пожизненный президент в странах Африки, военная хунта или олигархическая группа в странах Латинской Америки).

           2. Неограниченность власти и ее неподконтрольность гражданам: может править и с помощью законов, но принимает, трактует и использует их по собственному усмотрению.

           3. Монополия на власть и осуществление политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

           4.Опора власти на силовые методы; при этом без необходимости может и не прибегать к массовым репрессиям, но всегда имеет в своем распоряжении средства, необходимые для подавления массового недовольства.

           5. Отказ от тотального контроля над обществом, ограниченное вмешательство или невмешательство в частную сферу или в экономику.

           6.Рекрутирование политической элиты путем кооптации или назначения сверху, а не с помощью свободных выборов.

     По  своему политическому смыслу он является переходным от тоталитаризма к демократии и чаще всего встречается сегодня в странах “Второго” и  Третьего мира” (Азия, Африка, Латинская Америка), где не достигнут должный уровень социально-экономического развития, требуется ускоренное осуществление преобразований в условиях неготовности к ним большинства общества, а институты демократии, как правило, слабы и неустойчивы. Кроме того, достаточно долгое существование режимов подобного типа в странах этой географической зоны некоторые современные исследователи объясняют особенностями их национальной культуры и веками складывавшихся политических традиций.

     Причинами воспроизводства авторитаризма  являются: а) сохранение традиционного  типа общества с ориентацией на привычные  и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) воспроизводство клиентальных отношений в социальной структуре развивающихся обществ; в) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих, что равно отсутствию ориентаций населения на активное воздействие на политическую систему; г) значительное влияние религиозных норм (прежде всего ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; д) экономическая отсталость; е) неразвитость гражданского общества; ж) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

     Различают несколько типов авторитарных режимов: военный, конкурентной олигархии, популистско-мобилизационный, авторитаризм развития.9

     Многие современные конфуцианские и мусульманские государства, соединив передовые индустриальные технологии с традициями национальной культуры, утвердили у себя вместо  “рыночной демократии”  авторитарную модель. При этом то, что воспринимается в странах Запада как диктатура и произвол, может выглядеть в глазах их населения как “правление лучших и мудрейших”, а нарушения прав человека и произвольное вмешательство в частную сферу − как справедливое наказание людей, попирающих религиозные нормы.10

     Демократия.

     Неоднозначность феномена демократии определяется длительной эволюцией ее исторических форм. Самой же первой исторической формой демократии, по мнению антропологов и этнографов, была родовая.

     Основными признаками родовой демократии являлись следующие:

     1)Она  существовала в замкнутых родовых коллективах и не распространялась на племенной уровень.

     2)Отсутствовали  разделение управленческого и исполнительского труда, не было специализированного аппарата управления и принуждения.

     3)Власть вождей и старейшин опиралась не на институты принуждения, а на традиции и моральный авторитет.

     Следующей исторической формой демократии была т.н. рабовладельческая афинская. Начало ей положили знаменитые реформы архонта (верховного правителя) Солона, которые он осуществил в VI в. до н э., перераспределив земельные владения от аристократии в пользу широких слоев свободных граждан и закрепив их право собственности законом.  Следующая историческая форма демократии – демократия классического либерализма, которая утвердилась в Новое время в результате религиозной Реформации, свержения абсолютистско-монархических форм правления в результате буржуазных революций XVI-XVIII в.в. 

     Торжество либеральной демократии связано  с утверждением принципов гражданского общества, конституционных форм правления, идей народного суверенитета и неотъемлемых прав граждан.

     Основные принципы демократии классического либерализма таковы: отделение индивида от общества и государства, разграничение государства и гражданского общества, уважение прав меньшинства, правление на основе законов и минимальное вмешательство государства в экономику и т.д. Практически все вышеперечисленное входит в число характеристик современного либерализма как политической идеологии.

       На основе этих принципов формируется современная модель т.н. либеральной демократии, основными характеристиками которой являются:

           1) Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида перед законами государства.

           2) Формальный характер: свобода понимается не как активное участие граждан в политике, а как отсутствие принуждения и ограничений в индивидуальной деятельности.

           3) Парламентаризм, преобладание представительных форм в олитике (т.е. парламент выступает как высший выразитель воли всего народа).

           4) Ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, как следствие − его невмешательство в частную сферу и в экономику.

           5) Ограничение власти большинства над меньшинством: гарантия неотъемлемых прав меньшинства и отдельной личности.

     Демократия − явление многогранное, и является сочетанием элементов прямого народовластия в форме голосования, референдума и участия в работе органов самоуправления, народного представительства  (в форме выборных институтов власти), опирается на согласование и баланс интересов разнообразных социальных групп и на законодательное закрепление индивидуальныхправ и свобод личности. 

     Все это – так называемые сущностные признаки демократии и без них ее нет.11 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы:

         1.Бирюков С.В. Политология. Учебное пособие. 2004.Томск. 228с.

         2.Карева В.В. «Судьба «Утопии» Томаса Мора», 1996г.

         3.Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебное пособие.1997.

         4.Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону. 2000.459с.

         5.Мор Т. «Утопия» –М., 1978г

         6.Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.560 с.

         7.Торопкин А.И. История политических и правовых учений. Нижний Новгород – 2005 с. 38

         8.Шалак А.В. Политология Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003 225с. 

       

Информация о работе Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Политический режим