Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Утопические идеи занимали умы философов и политиков разных времен. Все они пытались найти панацею от общественных и государственных болезней своего времени и способ создать идеальное государство и общество.

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

     НОУ Сибирский институт бизнеса, управления и психологии

     юридический факультет 
 
 

     Контрольная работа 

     По  дисциплине

     Политология  

     Вариант № 4 
 
 
 
 
 

     Выполнила:  студентка гр 216гп                                                                                                                                  Ульянова А.М.

     № зачетной книжки 04-134

                                                                                                                             Проверил:

                                                                    
 
 
 
 

     Красноярск 2011

     Вариант № 4.

     1)Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн.

     Утопические идеи занимали умы философов и  политиков разных времен. Все они  пытались найти панацею от общественных и государственных болезней своего времени и способ создать идеальное  государство и общество.

     Для начала необходимо определить, почему их идеи называют утопическими.

     Толковый  словарь русского языка Кузнецова Н.И. дает определение утопизма как построение планов социального переустройства без учёта реальной действительности и в полном отрыве от объективных закономерностей общественного развития. По словарю синонимов утопизм аналогичен невозможности и несбыточности.1 

     Социалистический  утопизм (утопический социализм) –  обобщённое название идей и учений, соответствующих стремлению создания общества подлинной свободы и  социального равенства.

     Социалистический  идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания  создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем.

     Впервые мечта о «золотом веке» возникает  уже на начальных стадиях развития антагонистического общества как протест  против эксплуатации, основанный на воспоминании о бесклассовом обществе первобытного коммунизма. В подобном ключе создавались  утопические произведения рабовладельческой  эпохи - Лао-цзы, Эвгемера, Ямбула.

     Важнейший вклад в идеи утопического социализма внесли древнегреческие философы и  мыслители (важнейшая из дошедших до нас здесь является утопия классового рабовладельческого коммунизма Платона), а также социальное учение раннего христианства с его проповедью равенства и братства, не зависящего от происхождения и имущественного положения.

     Идеи  социального равенства находят  своё воплощение в литературной форме  в произведениях выдающихся мыслителей XVI-XVII вв. Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Первый из них, создатель термина  «утопия», уже видел причину всех социальных бедствий в частной собственности. Помимо коммунистических преобразований в сфере потребления он требовал такого же изменения и сферы производства. А создатель жизнерадостного  «Города Солнца» Кампанелла помимо прочего являлся активнейшим деятелем борьбы итальянского народа против завоевания своей родины испанцами.

     Новым этапом в развитие идей социализма внесли великие социалисты начала XIX века – Анри де Сен-Симон, Роберт Оуэн, Шарль Фурье. Они уже не только указывают на противоречия и язвы капиталистического общества, но и  определяют чёткие пути к их преодолению  на основе экономических, социальных, политических и духовных процессов. Они ищут способы на основе достижений, созданных капитализмом, преодолеть его и ликвидировать антагонистические  общественные порядки. Практическая же деятельность Роберта Оуэна впервые показала столь наглядно, что незыблемые, казалось бы, законы капиталистического развития – не единственно возможные и эффективные, что эффективное производство или биржа не обязательно должны строиться на человеческой крови и костях.

     Не  остаётся в стороне от социалистических тенденций общественного развития и наша страна. В Восточной Европе утопический социализм оказывается  тесно слитым с крестьянским социализмом. Среди ярких представителей русского социализма можно перечислить А. Герцена, Н. Огарёва, В. Белинского, М. Петрашевского, П. Лаврова, П. Ткачева.

     Стоит углубиться в некоторые идеи мыслителей с тем, чтоб понять сущность.

     Написанная  в 1516г. «Весьма полезная, а также  и занимательная, поистине золотая  книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове  Утопия», или сокращенно «Утопия» обессмертила Томаса Мора. Он первым вводит понятие утопия. В своих произведениях Мор предложил совершенно новые для его эпохи демократические начала организации государственной власти, поставил и решил с гуманистических позиций правовые проблемы. Его проект идеального государства вызывает и ныне острые столкновения мнений ученых различных стран. Учение Т.Мора об идеальном государстве возникло в эпоху, когда противоречия буржуазных общественных отношений уже начинали сказываться, несмотря на сохранение основ феодализма, но вопрос о правильном устройстве общества еще не мог быть тогда решен в силу отсутствия капиталистического производства и порождаемого им промышленного пролетариата.

     Оригинальность  Мора как мыслителя эпохи Возрождения - в том, что он ищет путь к совершенной  этике в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства.

     Все, что противоречит благу большинства, объявляется аморальным. Автор "Утопии" не мыслит другого пути к решению морально-этических проблем нежели через уничтожение частной собственности и переустройство всего общества на коммунистических началах. Именно это подразумевается Мором, когда он говорит об упразднении власти золота и отмене денег. Уничтожив собственность и деньги, утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья.

     Всей  своей книгой Мор утверждает ту истину, что переустройству подлежит прежде всего порочная общественная система, поскольку источником нравственной испорченности людей (в том числе  и самой гордыне, осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из частной собственности, без упразднения  которой невозможна и справедливая социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и "единственным, какое по праву может притязать называться государством". 2

     В отличие от некоторых древних  утопий, например государства Платона, главное внимание уделявших общественному  потреблению и провозглашавших  общность потребления, Т. Мор основное значение придавал поиску справедливой системы организации производства. В Утопии изобилие всех материальных благ. Прежде всего в Утопии нет  частной собственности, а производительный труд обязателен для всех.

     Основной  хозяйственной единицей Утопии является семья. При ближайшем же рассмотрении, однако, оказывается, что семья у  утопийцев необычная и формируется  она не только по принципу родства. Главный признак утопийской семьи  заключается в ее профессиональной принадлежности к определенному  виду ремесла. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом.3

     Т. Мор неоднократно подчеркивает, что  отношения в семье строго патриархальные, "во главе хозяйства стоит старейший.

     Жены  услуживают мужьям, дети - родителям  и вообще младшие - старшим". Кроме  того, в Утопии распространено почитание  предков.

     Главной производственной ячейкой в сельском хозяйстве Утопии является большая  община, насчитывающая не менее 40 человек - мужчин и женщин и еще двух приписанных  рабов. Во главе такого сельского "семейства" стоят "почтенные в летах" распорядитель  и распорядительница.

     Отсутствие  частной собственности позволяет  Т. Мору строить производственные отношения  в Утопии по новому принципу: на основе сотрудничества и взаимной помощи граждан, свободных от эксплуатации, - в этом его величайшая заслуга.

     Итак, по мысли Мора, Утопия представляет собой бесклассовое общество, состоящее  из свободных от эксплуатации большинства. Однако, проектируя справедливое общество, Мор оказался недостаточно последовательным, допустив в Утопии существование  рабов. Рабы на острове - бесправная категория  населения, обремененного тяжелой  трудовой повинностью. Наличие рабов  в Утопии в значительной мере, по-видимому, было обусловлено низким уровнем  современной Мору техники производства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда. В этом, несомненно, проявилась слабая сторона утопической концепции.

     Еще одним видным мыслителем эпохи Возрождения  стал Томмазо Кампанелла. Кроме ряда незначительных философских произведений он написал произведение "Город Солнца" (Civitas Solis), развивая идеи Томаса Мора. В названии своего произведения он припрятал критику разрекламированного Средневековьем сочинения блаженного Августина "О граде божьем" (De Civitate Dei). В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидировано частную собственность; труд - общая повинность и главнейшая потребность человека; в нем "нет места негодяям и тунеядцам". Все солярии "принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве... А тот, кто знает большее число искусств и ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла... считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими... Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины". "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое - у них общее". Монах Кампанелла пишет, что солярии "на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц". Пары же для воспроизводства населения подбирает само государство. Вся власть в Городе Солнца находится в руках духовной аристократии во главе самым мудрым философом, своеобразным первосвященником, "которого на нашем языке мы бы назвали Метафизиком".

     Социалистические  принципы идеального общества влекут за собой и изменение характера  политического строя. В Городе Солнца установлено равенство мужчин и  женщин, имеет место демократическая  организация государственной власти. Все граждане, достигшие 20-летнего  возраста, составляют Большой Совет, на собраниях которого они решают вопросы контроля за действиями должностных  лиц и их смещения.4

     В трудах Мора и Кампанеллы не говорится  о путях преобразования существующего  общественно-политического строя  в идеальное государство, основанное на общественной собственности и  действующее в интересах народа. Однако, несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий этих мыслителей, в их произведениях нашли яркое  выражение мечты народных низов  о лучшем будущем.

     Первым  поистине крупным и очень известным  представителем утопического социализма был граф де Сен-Симон (1760—1825, Франция). В своих многочисленных работах  Сен-Симон исследовал не только экономические, но и социологические процессы.

     Движущей  силой развития общества Сен-Симон  объявил нравственное просвещение  людей, а сам процесс развития человеческого общества ставил в  зависимость от уровня человеческих знаний.

     Его наиболее известное высказывание - Понятие о чести — наиболее сильный стимул нравственности, чем  всякие уложения о наказаниях.

     Особое  место в работах Сен-Симона занимала критика капиталистического общества, главными пороками которого он считал анархию (неуправляемость) производства и потребления, конкуренцию и  обнищание народных масс.

     Будущий строй Сен-Симон представлял как  промышленно-научную систему, в которой  на смену конкуренции придет четкая организация производства и сознательный труд всех для блага всех. Вся  энергия в новом обществе будет  направлена на развитие науки, промышленности, искусства. А охрана порядка станет общественной функцией. Однако Сен-Симон  допускал в новом обществе существование  частной собственности, но она должна быть усовершенствована, и отвечать интересам всего народа.

     Сен-Симон доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма.5 Основными чертами "промышленной системы" Сен-Симон считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения "по способностям", государственное планирование промышленного производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Сен-Симон не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов". В "промышленной системе" буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Однако Сен-Симон стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении "Новое христианство" он прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений". Идеалистические основы мировоззрения Сен-Симона делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозная концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "промышленной системы" моральными требованиями новой религии с её лозунгом "все люди — братья".

Информация о работе Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Политический режим