Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

Утопические идеи занимали умы философов и политиков разных времен. Все они пытались найти панацею от общественных и государственных болезней своего времени и способ создать идеальное государство и общество.

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

     Другим, не менее известным социалистом-утопистом  Франции был Шарль Фурье (1772—1832). Он был выходцем из богатой купеческой семьи, при этом сам был торговым агентом (посредником). . Основные его работы: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всемирного единства (1838), «Новый промышленный и общественный мир».

     Наряду  с критикой капиталистических порядков и особенно монополий, Ш. Фурье, видимо, впервые составляет таблицу развития человеческого общества, включающую 32 периода.

     Будущее общество Ш. Фурье представлял как  справедливое и гармоничное, состоящее  из ассоциаций, созданных без принуждения, на основе широкого удовлетворения всех разумных потребностей человека. Социальная гармония приведет к установлению всеобщего  единства, исчезновению войн, нищеты и  несправедливости. Причем основным видом  труда в новом обществе Ш. Фурье  видел земледелие, а промышленности отводил второстепенную роль. Труд в новом обществе превратится  из тяжелой повинности в наслаждение, в естественную потребность. А главными стимулами к труду будут соревнование, самолюбие и (в малой мере) материальный интерес. Что интересно, Ш. Фурье  считал, что каждый человек должен работать на самых разных работах  по 2—3 часа в день, чтобы труд не стал однообразным. Распределение благ в будущем обществе Фурье видел так: по капиталу распределяют 30 % продукции, по труду — 45 % продукции, по таланту — 25 %.

     Основой будущего общественного строя Фурье  считал земледелие.

     Промышленности  отводилось подчиненное место. Это  большой недостаток проекта.

     Фурье, потому что ведущей отраслью социалистического  производства выступает крупная  машинная индустрия. В концепции  Фурье проявляются элементы физиократизма, под частым влиянием которого он находился.

     Будущее общество по плану Фурье должно распадаться  на отдельные общины численностью 2000 человек. Каждая община будет работать на определенном участке земли и  определять, что и как она будет  производить. В общине сохраняется  частная собственность и капитал. Часть продукта, произведенного здесь, будет разделено между капиталистами. Такое положение не будет приносить  вреда, т.к. капиталисты станут рабочими, а рабочие капиталистами.

     Таким образом, Фурье ошибочно предполагал, что без революции различия между  классами исчезнут. Он предполагал, что  между людьми будут происходить  соревнования, что увеличит производительность труда.

     Наиболее  известным представителем утопического социализма в Англии в тот период был Роберт Оуэн (1771—1858). Р. Оуэн выступил с резкой критикой капиталистических порядков, которые порождают только бедность. Худшим явлением капитализма Р. Оуэн считал «троицу зол»:

     частная собственность;

     религия;

     брак  на основе собственности (брак по расчету).

     Он  исследовал базовые экономические  категории (труд, стоимость, капитал  и т.д.) капитализма и нового общества и пришел к выводу, что целью  нового общества является постоянное совершенствование мира и обеспечение всему человеческому роду счастливого будущего. Источником всех материальных и духовных ценностей нового общества Р. Оуэн считал труд. Именно он определил принцип: от каждого по способностям, каждому по труду.

     Постепенно  он пришел к определенным выводам  о причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основным из них являются частная собственность и деньги. Он полагал, что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины, в которых средства производятся всем, а материальные блага распределяются по потребностям.

     В середине 20-х гг. 19 в. он попытался  построить общину в США. В штате Индиана была создана колония "Новая гармония". Оуэн тотчас же отправился в Америку и купил у сектантов десять тысяч десятин земли, чрезвычайно плодородной и находящейся на берегу судоходной реки в штате Индиана. Здесь были обжитые дома со всеми удобствами, распаханные и засеянные поля, прекрасные фруктовые сады и виноградники. На призыв Оуэна откликнулись тысяча человек, желавших стать членами новой колонии. Это были люди самых разнообразных взглядов, вкусов, привычек, стремлений. Были тут и выдающиеся ученые, и педагоги, и богатые филантропы, проникнувшиеся искренней любовью к страдающему человечеству. Пришли сюда и любопытные, которых прельщала новизна дела; приплелись бедняки, не знавшие, куда преклонить голову; явились и лентяи, хотевшие прожить счастливо без труда; и пройдохи, которые рассчитывали извлечь для себя выгоды из этой новой и необычной затеи.

     Все члены этой общины имели право  на одинаковую пищу, одежду, на одинаковое жилище и воспитание детей и все  получали право на одни и те же выгоды. Но дружелюбных отношений между  членами общины не образовалось. Было много обид, жалоб и ссор. Члены  колонии разбились на отдельные  кружки. Более воспитанные и утонченные держались в стороне, не желая сближаться с более грубыми людьми. К труду многие относились с явным презрением, работая как бы поневоле. Оуэн говорил, что нужно с крайней терпимостью относиться к людям, одержимым болезненной ленью, что те, кто уклоняются от труда, заслуживают сожаления. Однако людей, страдающих болезненной ленью, в общине было очень много. Недаром же многие шли в колонию только затем, чтобы пожить сытой, довольной жизнью без труда и без забот. Люди, искренне проникнутые взглядами Оуэна, работали, но их стал тяготить труд: не затем они шли сюда, чтобы работать на бездельников. В этой общине «совершенного равенства» жизнь ничем не отличалась от жизни окружающего их мира; здесь, как и там, были люди трудолюбивые и лентяи, и одни работали на других.

     Наконец несогласия и ссоры между членами  колонии привели к тому, что  она окончательно распалась. «Новая Гармония» погибла. И погибла  потому, что для жизни, основанной на новых началах, нужны и новые  люди, не зараженные привычками и предрассудками старого мира, буржуазного общества. Таких людей неоткуда было взять. Колония погибла, потому что ее члены  принесли с собой из окружающего  мира все дурные наклонности, соперничество  и дух вражды, нетерпимость и любовь к праздности. Эксперимент провалился.

     В итоге, можно сказать, что политическими  идеями утопического социализма двигало  желание создать справедливое общество, найти пути дальнейшего исторического  развития. Утописты породили много  идей о равенстве, справедливости и свободе.

     В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют  факт рождения социалистического идеала историческими условиями. На всем историческом пути мыслители в поиске корня  зла и пути решения политических проблем от Томаса Мора с его фантастическим произведением до Роберта Оуэна  с фактом создания колонии - утопии. 

     2)Политический режим.

     При рассмотрении политической системы  какого-либо государства и общества не следует ограничиваться лишь тем, что заявляет о себе само государство, поскольку часто существуют весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства  и реальными процессами, происходящими  в нем за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие  политического режима.6

     В политической литературе чаще всего  выделяются три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.7

     В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский политолог М. Дюверже. 

     Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решения, одной или нескольких структур давления». Французский политолог Ж.-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в понятие  «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства.

     Данное понимание сущности политического режима на долгое время утвердилось и стало общепризнанным в европейской науке. Обобщив эти и другие имеющиеся определения, мы можем заключить, что политический режим − это совокупность средств и способов осуществления политической власти в обществе, т.е. то, как и с помощью чего она осуществляется. Данная категория, таким образом, прежде всего, характеризует то, как устроена и функционирует политическая власть, а также то, как ее деятельность влияет на политическую жизнь общества.

       Политический режим не следует смешивать с формой правления, которая определяется в зависимости от того, кому принадлежит власть в обществе: одному человеку  (монархия), небольшой группе лиц (аристократия, или ее современная «искаженная» форма − олигархия) или обладающему правом выбирать народному большинству (республика).

     Характер политического режима определяется целым рядом показателей. Среди них важнейшими являются: 

     1) Характер отношений между государством и обществом, между государством и отдельными сферами общественной жизни  (экономической,политической, частной). При этом возможны три основных варианта отношений: государство поглощает общество  (тоталитарныйрежим), допускает определенную его автономию, не вмешиваясь в экономику и частную жизнь граждан (авторитарный), устанавливает с ним отношения партнерства и взаимоконтроля (демократия).

     2) Характер и уровень участия граждан в политике. Характер соответственно может быть: принудительным (при тоталитарном режиме), добровольным и свободным (при демократии). Уровень участия может быть всеобщим в установленных государством формах (например, пионеры и комсомольцы в СССР, “Гитлерюгенд” в фашисткой Германии − все это имеет место при тоталитарном режиме), может быть  сознательно ограничен государством  (авторитарный режим),  наконец, может являться формально неограниченным (при демократии).

     3)Характер средств, используемых государственной властью в управлении: здесь возможны либо преимущественная ориентация на закон  (демократия), либо преимущественная ставка на силовые методы (авторитаризм и тоталитаризм).

     4)Характер и способы формирования политической власти и элиты − возможны узурпация и монополизация власти узкой группой лиц (например, олигархия или военная хунта), организацией (например, ленинская “партия нового типа”) или отдельным человеком (например, монарх или вождь-диктатор), либо получение власти в открытой конкурентной борьбе посредством выборов (демократия).8

     Рассмотрим далее особенности отдельных типов политических режимов.

     Тоталитарный режим.

     Основоположником термина  “тоталитаризм” является итальянский философ − неокантианец Д. Джентиле. Он считал, что важнейшей задачей государства является претворение в жизнь национальной судьбы или национального предназначения, и для этого его власть должна быть абсолютной и всепоглощающей, т.е. тоталитарной. У Джентиле данное понятие позаимствовали итальянские фашисты во главе с Б. Муссолини, которые в одной из своих первых программ в 1919 г. определили в качестве цели партии построение “тоталитарного государства”.

       Основные же общие признаки тоталитарного режима были определены в сочинении Фридриха и Бжезинского:

           1) Официальная идеология, которая должна признаваться всеми.

           2) Монополия на средства массовой информации.

           3) Монополия на все средства вооруженной борьбы.

           4) Система террористического полицейского контроля.

           5) Централизованная система управления экономикой.

     Последующие поколения исследователей добавили к вышеназванным еще несколько признаков тоталитаризма как явления:

           1)Чрезмерное огосударствление общественной жизни.

           2) Правовое закрепление роли руководящей партии.

           3)Осуществление насильственного господства власти над человеком с помощью партийных и государственных авторитарно-бюрократических институтов.

           4) Принудительная мобилизация населения для реализации программы тотального переустройства общества.

     Следует отметить, что все вышеназванные  признаки в той или иной степени присутствовали во всех тоталитарных режимах. При этом наряду со сходством, существовали и определенные различия, отличающие друг от друга различные типы тоталитарных режимов. Согласно самой распространенной классификации, в зависимости от господствующей идеологии все они делились на праворадикальные  (фашистские и национал-социалистические) и левоэкстремистские  (сталинский и маоистский). При этом в рамках трех основных моделей тоталитаризма  (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия. Собственно тоталитаризм  “в чистом виде”, при котором действительно удалось достичь тотального контроля за политической, экономической и духовной сферами жизни общества, существовал лишь в СССР до середины 1950-х годов. В рамках же итальянского фашизма и германского национал-социализма эти цели провозглашались, но так и не были достигнуты. Так, и Муссолини, и Гитлер смогли достичь тотального контроля над политической жизнью общества, но не упразднили полностью ни рыночную экономику, ни автономию духовной сферы и частной жизни граждан (Италия при Муссолини оставалась католической и монархической, а Германия и при Гитлере сохраняла индивидуалистический “буржуазный дух”).

Информация о работе Политические идеи социального утопизма Томаса Мора, Томаза Компанелло, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Политический режим