Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:05, контрольная работа
Людям свойственно отмечать время по каким-то наиболее ярким, запоминающимся событиям. "Век пара" — говорим мы о девятнадцатом столетии. "Век атома", "век космоса" — о нашем, двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны, прежде всего, с достижениями науки и техники, то предыдущий, XVIII век, мы чаще всего называем "веком Просвещения". Иначе говоря, для XVIII столетия самым характерным моментом оказывается "эпоха Просвещения" — явление не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни.
# Введение………………………………………………………………………………...3
1. Политические учения французских просветителей…..................................4
1.1. Политическое учение Вольтера………………………………………… 6
1.2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве…………………………...9
1.3. Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо…………………………………..15
2. Политические воззрения русских просветителей……………………………24
2.1. Политические взгляды Александра Николаевича Радищева………….....24
2.2. Политические взгляды Дениса Ивановича Фонвизина…………………..27
2.3. Политические взгляды Николая Новикова……………………………….31
2.4. Политические взгляды В. Н. Татищева…………………………………...39
3. Историческое значение идей просветительства XVIII в…………………….45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………........49
3. Историческое
значение идей
Толчком
к переходу к эпохе Просвещения
во всех странах является отказ от
феодального образа жизни, переход
к более демократичному строю. В
чем же проявляется его
Цель Просвещения — сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.
Равенство
— вот что привнесло
По
мнению многих мыслителей, Просвещение
— это главный двигатель
К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) писал, что «Просвещение — это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.
Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений — появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие — появление в эпоху Просвещения новой формы веры — деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.
Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, — это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712—1778), мало верили в его возможность.
Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. Вслед за философами, признавшими в основе мироздания триаду идей — «истина», «добро», «красота»,— представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры связывали с разумом, нравственно-этическим началом или искусством. В науке об обществе XVIII в. культура впервые выступила в качестве основы теоретических концепций понимания истории развития человечества. Она стала средством отбора и группировки исторических явлений, их осмысления.
Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.
Философия, наука и искусство вышли из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию, как возвращение человеку его естественных природных прав, с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы. Значительные явления более поздней европейской культуры не могут быть поняты без учета последствий Французской революции. Казалось, наступило время разума, но это суждение быстро переросло в свою противоположность. Неудачные попытки построить общество и государство на началах разума, насилие, революционные войны, перешедшие в войны Первой империи, поколебали веру в просветительские идеи.
Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.
Новые
буржуазные отношения мало отвечали
идеалам просветителей. В духовной
атмосфере испуга, смятения, разочарования
складывалась антипросветительская реакция.
Культурная жизнь конца века отражала
эти настроения общества.
Российское просветительство XVIII века — явление сложное и неоднозначное. Наверное, духовные поиски просветителей, их осторожные попытки заменить традиционную веру упованиями на силу человеческого разума не могут и не должны служить ныне примером для подражания. Уж больно дискредитировал себя "свободный человеческий разум" за последние два века. И в то же время, столь страстное желание просветителей объединить усилия всех жителей Российского государства, найти нечто общее для всех, помочь России стать истинной великой державой заслуживают искреннего внимания. Ибо они старались для "пользы Отечества".
«Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек,
ввек удивление всем!»
Список литературы
1. Блюмин Г. Юность Татищева. Л., 1986.
2. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в 18 в. – М.: Наука,
1977.
3. Дейч Г. М. В.Н.Татищев. Свердловск, 1962.
4. Исаев И.А.
История политических и
19-20вв. - М., 1995.
5. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. - М., 19963
6. Кузнецов В.Н. Ф.М Вольтер.-М.: Мысль, 1978.
7. Радищев А.Н.
Путешествие из Петербурга в Москву.-М.,1974
«Контрольная работа выполнена
мной совершенно
«14»декабря 2009г