Политические идеи просветителей XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Людям свойственно отмечать время по каким-то наиболее ярким, запоминающимся событиям. "Век пара" — говорим мы о девятнадцатом столетии. "Век атома", "век космоса" — о нашем, двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны, прежде всего, с достижениями науки и техники, то предыдущий, XVIII век, мы чаще всего называем "веком Просвещения". Иначе говоря, для XVIII столетия самым характерным моментом оказывается "эпоха Просвещения" — явление не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни.

Содержание

# Введение………………………………………………………………………………...3
1. Политические учения французских просветителей…..................................4
1.1. Политическое учение Вольтера………………………………………… 6
1.2. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве…………………………...9
1.3. Политический радикализм Ж.-Ж. Руссо…………………………………..15
2. Политические воззрения русских просветителей……………………………24
2.1. Политические взгляды Александра Николаевича Радищева………….....24
2.2. Политические взгляды Дениса Ивановича Фонвизина…………………..27
2.3. Политические взгляды Николая Новикова……………………………….31
2.4. Политические взгляды В. Н. Татищева…………………………………...39
3. Историческое значение идей просветительства XVIII в…………………….45
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы…………………………………………………………........49

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ 

    СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

    ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА 
 

    Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине «Политология»

    ТЕМА: «Политические идеи просветителей XVIII в.» 

  
 
 
 

      

      
 
 
 
 
 
 

    Архангельск

        2009

    СОДЕРЖАНИЕ

          Стр.

  • Введение………………………………………………………………………………...3
  • 1. Политические  учения французских просветителей…..................................4

      1.1. Политическое учение Вольтера…………………………………………  6

      1.2. Учение Ш. Монтескье о государстве  и праве…………………………...9

      1.3. Политический радикализм Ж.-Ж.  Руссо…………………………………..15

    2. Политические  воззрения русских просветителей……………………………24

      2.1. Политические взгляды Александра  Николаевича Радищева………….....24

      2.2. Политические взгляды Дениса  Ивановича Фонвизина…………………..27

      2.3. Политические взгляды Николая  Новикова……………………………….31

      2.4. Политические взгляды В. Н.  Татищева…………………………………...39

    3. Историческое  значение идей просветительства  XVIII в…………………….45

    Заключение……………………………………………………………………….48

    Список  литературы…………………………………………………………........49 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

         Людям свойственно отмечать время по каким-то наиболее ярким, запоминающимся событиям. "Век пара" — говорим мы о девятнадцатом столетии. "Век атома", "век космоса" — о нашем, двадцатом. Но если эти два века в нашем обыденном сознании связаны, прежде всего, с достижениями науки и техники, то предыдущий, XVIII век, мы чаще всего называем "веком Просвещения". Иначе говоря, для XVIII столетия самым характерным моментом оказывается "эпоха Просвещения" — явление не столько научно-технической, сколько общественно-политической и культурной жизни. Этот факт говорит о многом: об огромном влиянии идей Просвещения на современников, о постоянном интересе к ним последующих поколений, об их остроте и важности в сегодняшние дни.

         Нет, не зря человечество таким образом  запечатлело в своей исторической памяти XVIII век. В самом деле, идеи просвещения, необходимости развития науки стали в восемнадцатом столетии одними из главных в общественном сознании многих народов христианской цивилизации. С ними связывался прогресс общества, ибо предполагалось, что только образованные люди способны изменить мир к лучшему, что само распространение знания, образованности уже может привести человечество к созиданию лучшего, чем есть, образа жизни, при котором восторжествуют справедливость, свобода, равенство.

         Эпоха Просвещения имеет свою определенную протяженность во времени и пространстве. Началась она раньше всего во Франции, во второй четверти XVIII века, а затем получила распространение в Англии, Германии, России и других странах Старого и Нового Света. Французское же Просвещение оказалось и самым ярким, дав миру интереснейших мыслителей, и самым влиятельным, став непосредственной подготовкой Великой французской революции. 
     

    1. Политические  учения французских просветителей 

         Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.

         Причин  тому было несколько.

         Экономические причины, обусловившие остроту идейной  борьбы в период подготовки и проведения Великой французской революции 1789—1794 гг., коренились в особенностях капиталистического развития страны. К началу XVIII в. Франция становится одним из крупнейших центров европейской торговли. Ее промышленность, благодаря оживленным связям с другими странами, начинает развиваться ускоренными темпами. В то же время во Франции сохранялись многочисленные пережитки крепостнических отношений (сеньориальные владения, остатки серважа и др.), которые препятствовали расширению внутреннего рынка. В середине XVIII в. Франция оказалась как бы средоточием социально-экономических противоречий между отжившим феодальным строем и набиравшим силу капитализмом.

         Основной  политической причиной обострения идейной  борьбы накануне революции явилась  сложившаяся во французском обществе расстановка классовых сил. Восходящей буржуазии противостояла абсолютная монархия, которая достигла зенита своего могущества. Для завоевания политической власти буржуазия была вынуждена объединяться с народными массами.

         Поднимая  народ на борьбу с абсолютистским режимом, французская буржуазия  выступала во главе третьего сословия, к которому принадлежали тогда все непривилегированные слои населения (буржуа, крестьяне, рабочие, городская беднота и др.). Широкое участие трудящихся масс в революционном движении обеспечило ему небывалый размах, подталкивало буржуазию к проведению радикальных общественных преобразований, а также способствовало более глубокому, по сравнению с эпохой предшествующих буржуазных переворотов, размежеванию позиций в самом антифеодальном лагере.

         Среди причин идеологического порядка, обусловивших ход идейной борьбы в предреволюционной  Франции, решающую роль сыграло то, что в религиозных войнах, охвативших страну на рубеже XVI–XVII вв., победу одержал католицизм. Католическая реакция, перейдя в наступление, разжигала у верующих религиозную нетерпимость и фанатизм. В этих условиях борьба французской буржуазии с теологическим мировоззрением приобрела непримиримый характер и была доведена до полного отрицания христианства.

         Программу антифеодального движения во Франции  разрабатывали представители различных политических направлений: просветители, революционные демократы и др.

         Просветительство  как идейное движение представляет собой закономерную ступень в развитии политической идеологии. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю, когда в стране еще не сложилась революционная ситуация. Просветительские учения выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса феодального строя из просветительства выделилось революционно-демократическое направление политической мысли.

         Интересы  социальных низов нашли отражение в идеологии социализма, представители которого продолжили разработку проектов организации государства и законов, основанных на общественной собственности. 
     
     
     
     

    1.1. Политическое  учение  Вольтера 

         Общепризнанным  лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Аруэ, 1694 – 1778 гг.). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия.

         Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По возвращении на родину им были написаны “Философские письма” (первоначальное название – “Письма об англичанах”), стяжавшие ему европейскую известность. В “Письмах” он пропагандировал передовые английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. “Философские письма” явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них положения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах.

         Вольтер был сторонником философии деизма. “Христианство и разум не могут  существовать одновременно”, – писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным (“черни”, а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда – известное изречение Вольтера:

         “Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать”.

         Усвоив  принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие непримиримой борьбы с католической реакцией. Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг: “Раздавите гадину!”.

         Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др. Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность. Вольтер сводил свободу к независимости граждан от произвола: “Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов”.

         Намеченная  Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству. Что же касается помещичьих крестьян, то их следовало, по мнению Вольтера, освобождать лишь с согласия владельца и притом за выкуп. В этой части учения, как ни в какой другой, проявилось его стремление к компромиссу с дворянством.

         Политическую  организацию будущего “царства разума” Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно – управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (“мы все в равной степени люди”), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. “В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой – бедных, которые служат”.

         Теоретически  он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима  на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

         Грядущие  преобразования в обществе философ  связывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь направить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатериной II.

         Отношение Вольтера к революции было типичным для французских просветителей XVIII в. Оправдание предшествующих революций (например, казни английского короля Карла I), мечты о свержении тиранов у просветителей сочетались с рассуждениями о нежелательности кровопролития, о пагубных последствиях гражданской войны и т.п. В идеологии либеральной буржуазии к этим соображениям прибавляется страх перед выступлениями трудящихся масс. “Когда чернь примется философствовать, – утверждал Вольтер, – все погибло”. Просветители возлагали надежды на постепенные реформы сверху.

         Историческое  место Вольтера как мыслителя  определяется тем, что он наметил  программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные Идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

         Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для  последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители. 
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Политические идеи просветителей XVIII в