Политические и правовые учения в Древнем мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Во всемирной истории политических и правовых учений сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Содержание

Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока…………3
§ 1. У истоков политико-правовой мысли ……………………………........3
§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и
Древнего Китая............................................................................................................5
Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции……….....………..6
Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме…………………………………….……………12
§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве …………………………….13
§ 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………….20
§ 3. Учение римских юристов о праве…….....…………………………….22

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

       Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства..

       Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Идеальное государство  Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.

       Понимая изменения и смену различных  общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла, Платон говорит о соотношении пяти видов государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) пяти видам душевного склада людей.

       Мыслители древней Греции  внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государство и право. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выделяющееся место в истории политико-правовых учений.

       Кроме образцового государства, правитель  которого руководствуется истинным знанием, Платон выделяет здесь еще три вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делятся надвое: законная монархия – это царская власть, противозаконная – тирания; законная власть неимущих – аристократическая, незаконная – олигархия; далее демократия с законами и без законов. Итого, вместе с истинным правлением, всего семь форм государства.

       Политика  – это согласно Платону, царское  искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, правление должно осуществляться через законы, начертанные по мере сил сведующими людьми.

       Заметным  влиянием пиифогорейской цифровой мистики  и религиозно-мифологических верований отмечен последний труд Платона – «Законы».

       В «Законах» в зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом  и серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь.

       Дальнейшее  развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика - Аристотеля.

       Аристотель  предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как  наука у него тесно связана  с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

       Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

       Аристотель  различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием  уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

       Основным  итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность.

       Государство, по Аристотелю, - продукт естественного  развития. В этом отношении оно  подобно таким естественно возникшим  первичным общениям, как семья  и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. В политическом общении все другие формы общения достигают своей цели и завершения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.

       Кризис  древнегреческой государственности  отчетливо проявился в учениях  о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а  затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.

             Социальная и политико-правовая проблематика освещается Аристотелем  с позиций идеального понимания  полиса-города-государства как политического  общения свободных и равных людей.

       Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. Из неправильных форм государства тирания – наихудшая.

       Аристотель  говорит о большом числе рабов  в лучшем государстве. В связи  с освящением темы войны Аристотель подробно останавливается на проблеме рабства. Военное дело подчеркивает он нужно не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство. В целом право Аристотель называет «политическим правом», которое делит на естественное и условное.

       Полибий, видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода, характеризует смену государственных  форм как кругооборот в рамках определенного замкнутого цикла. Политико-правовая мысль этого периода нашла  свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

       По  своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического  учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным  законам, без участия богов.

       Этика - связующее звено между его  физическими и политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

       Главная цель государственной власти и основания  политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности.

       Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется  судьбой. Судьба как управляющее  и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

       В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

       Отталкиваясь  от универсального характера естественного  закона стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

       Учение  стоиков оказало сильное влияние  на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.

       Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

       Историю возникновения государственности  и последующей смены государственных  форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы».  Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

       Полибий полагает, что «совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой  соединяются особенности царства, аристократии, демократии».

       Обычаи  и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

       Мы  видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики. 

       Глава 3. Общая характеристика основных направлений  политической и правовой мысли в Древнем  Риме 

       История древнеримской политической и правовой мысли  охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни  Древнего  Рима.  Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754  -510 гг. до н.э.), республиканский (509 - 28  гг.  до  н. э.),  императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Причем  единая  Римская империя в 395 году н. э. была  окончательно  разделена на  Западную (столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь)  империи,  и последняя (Восточно-римская, Византийская  империя)  просуществовала до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения  в  Древнем  Риме  развивались на протяжении его долгой истории в условиях  острой  борьбы между  различными  слоями  населения  -   патрициями   и   плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.

       В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самостоятельными субъектами политической и правовой  жизни  и  оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую власть развертывалась внутри  привилегированного  меньшинства.

       Хотя  движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и самостоятельных политико-правовых  концепций и программ,  однако  они, нанося чувствительные  удары по  устоям  рабовладельческого  строя, несомненно, оказывали влияние на развитие  политической  и правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том внимании к «проблеме рабов», которая характерна для ведущих теорий  Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего христианства.

       Древнеримская политико-правовая мысль находилась  под  заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию  были  направлены  римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и  особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления  были  использованы при составлении важного источника древнеримского права -  знаменитых 3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были  приняты  в 451 году до н. з., две последние составлены и приняты в  45О  -  449 гг. до н.э.).

       Значительное  влияние на древнеримских  авторов  оказали,  кроме того, взгляды  Сократа, Платона,  Аристотеля,  эпикурейцев,  стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.

       Так, материалистические воззрения Демокрита  и  Зпикура,  представления Демокрита о прогрессивном развитии людей  от  первоначального естественного состояния до создания упорядоченной  политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о  договорном  характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме «О природе вещей».

       В своих теоретических построениях  римские  авторы  использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о  формах  государства,  о  смешанной форме правления и т. д.

       Однако  следует  иметь  в  виду,  что  римские  авторы  не  ограничивались лишь простым заимствованием  положений  своих  предшественников, а применяли  их творчески  и  развивали  дальше  с  учетом специфических социально-политических условий и задач римской действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила  свое  дальнейшее  развитие  и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами) при создании, по существу, новой концепции -  понятия юридического лица (правовой личности, персоны).

Информация о работе Политические и правовые учения в Древнем мире