Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопрос обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Содержание

1. Сущность политической власти, ее объекты, субъекты и функции.

2. Ресурсы власти, принципы и нормы организации.

3. Проблемы легитимности власти.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.docx

— 48.16 Кб (Скачать)
align="justify">      Легитимность и легальность (законность) власти - несовпадающие понятия.  Если легальность означает юридическое  обоснование власти, ее соответствие  правовым нормам (юридическая характеристика), то легитимность - доверие и оправдание  власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже  непопулярные, но обеспечивающая  их выполнение - легальна. В то  же время она может: быть  нелегитимна, не приниматься народом.    

      Типы легитимности власти: 

     Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка. Различают четыре вида традиционной власти:  

     Патриархализм - полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой "чистый" вид традиционной власти, свойственный родовым отношениях.   

     Патримониализм - определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.   

     Султанизм - разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.  

     Феодализм - отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.  

     Харизматический (от греческого "charisma" - благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.  

     Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия. 

    Легитимность  имеет свои степени, но никогда не доходит до единодушия граждан в  одобрении режима. Сирота Н.М. считает, что в мире нет ни одной страны, где все граждане воспринимают существующий в ней режим как абсолютно  легитимный. В любом обществе есть оппоненты режима, протестные субкультуры, аполитичные слои и большинство  граждан, в той или иной степени  убежденных в легитимности власти.

    Понятие легитимности имеет три измерения:

    1) народная легитимность, или признание  обществом правомочности правящей  элиты; она может основываться  на традициях, идеологии, конституции,  выборах;

    2) «внешняя» легитимность, или признание  режима и его правящих групп  со стороны других государств, международных организаций и  влиятельных кругов, формирующих  общественное мнение;

    3) «легитимность для себя», т.  е. правители сами выдвигают  некий комплекс соображений, которыми  оправдывают свою власть и  действия по ее удержанию. 

    Важное  место в функционировании власти занимают проблемы ее делегитимации, т. е. утраты доверия к власти, лишения  ее общественной поддержки. Легитимность власти ослабевает вследствие ее неэффективности, неспособности оградить общество от преступности, коррумпированности, приверженности силовым методам разрешения противоречий, давлению на средства массовой информации, бюрократизации и других факторов.

    Легитимность  политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка  обществом власти, демонстрация доверия  являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан  в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому  любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать  доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные  документы: указы, постановления, законодательные  акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его  органы, общественный строй, политический режим, реализуемые политические и  экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это  могут быть политические движения в  поддержку власти, негосударственные  организации, преследующие такую же цель.

    Можно сказать, что в каждой стране есть система обеспечения легитимности власти. Структурными составляющими  этой системы являются органы легитимации  политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия  народа к существующей политической системе. Это органы государственной  власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть); органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации); силовые структуры (органы насилия).

    К способам легитимации относится  убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения); не исключена также  и возможность применения силы.  

Информация о работе Политическая власть