Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопрос обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Содержание

1. Сущность политической власти, ее объекты, субъекты и функции.

2. Ресурсы власти, принципы и нормы организации.

3. Проблемы легитимности власти.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

    Политическая  власть сама по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения  и возможностей субъекта и объекта  этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых  реализуется политическая власть. Она  пользуется этими ресурсами в  целях убеждения, поощрения и  наказания подвластных. Среди них  экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.  

    Экономические ресурсы

    Экономические ресурсы. Распространяя свое воздействие  на все сферы жизнедеятельности  общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие  в них ресурсы. Одной из важнейших  среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный  переворот, или демократическая  процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные  избирательные кампании в различных  странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты  заинтересованы в поддержке частных  лиц. Процедура восхождения на престол  превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших  финансовых ресурсов. Революционный  же путь требует огромных экономических  ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше - для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.

    Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических  программ требуют огромных экономических  средств. В центре внимания властвующих  находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: "Новый  курс" (Ф. Рузвельт), "Новые рубежи" (Дж. Кеннеди), "Война против бедности" (Л.Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно — программа экономического подъема  США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным  критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и  легитимность находятся в прямо  пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.

    В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности.

    Содержание  аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.

    Таким образом, огромные экономические ресурсы  нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для  ее поддержания. Роль экономических  ресурсов этим не ограничивается. 
 
Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и междуна- родного характера. С помощью экономических средств, в частно- сти средств государственного регулирования общественных про- цессов, политическая власть может сделать многое:

    • заставить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда  это необходимо);

    * стимулировать структурную перестройку  хозяйства в целях практического  освоения достижений НТР;

    • стимулировать инвестиции в национальную экономику;

    • не допустить монополизации хозяйственных  отраслей одной или двумя компаниями;

    • предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз  за границу;

    • замедлить темпы инфляции и существенно  сократить безработицу и т.д. 
 
Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны. При этом налоги - это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала. Налоги не случайно называют настоящим "экономическим чудом": с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это - результат налоговой политики. Дело в том, что несколько десятилетий назад власти установили на корпорации налог, который был существенно ниже, чем налог на крупные единоличные фирмы. Не случайно о США нередко говорят "Америка инкорпорейтед", подчеркивая тем самым преобладание корпоративной формы капитала. Важными экономическими ресурсами, которыми располагает политическая власть, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно- технического прогресса и многое другое. Здесь же отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие "экономическая власть". Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на поли- тическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использо- вания принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования. 
 
В свою очередь, широко известны злоупотребления властью, продажность и коррупция среди политических деятелей. В мировой печати приводятся все новые многочисленные факты такого рода скандалов. Сравнительно недавно мир узнал о подкупе ряда высокопоставленных представителей правящей партии Японии (ЛДП). Сумма взятки составила 30 млн йен. В Париже подал в отставку министр Бернар Тапи. Причина - обвинение в получении взятки в 13млн франков. В получении взяток заподо- зрены лидер греческих социалистов Андреас Папандреу и некоторые члены его кабинета. Особо богатыми оказались некото- рые главы бывших социалистических стран. Например, сокровища Чаушеску, по некоторым оценкам, составляли сумму в 5 млрд дол. К этому следует добавить ювелирные изделия и украшения, бесследно исчезнувшие в дни революции. (МурадянАА. Двуликий Янус. Введение в политологию. М., 1994. С. 62-63). 
 
В государствах с развитыми демократическими режимами сделано достаточно много, чтобы предотвратить подобного рода преступления. Что же касается международной сферы, то требование, запрещающее людям, находящимся на государственной службе, принимать какие-либо дары от иностранцев, зафик- сировано в конституциях ряда стран. Например, в Конституции США отмечается: "... ни одно лицо, занимающее какую-нибудь оплачиваемую или почетную должность на службе Соединенных Штатов, не может без согласия Конгресса принять тот или иной дар, вознаграждение, должность или титул от какого-либо короля, принца или иностранного государства". (Конституция США, статья 9). В Англии существуют законодательные нормы, запрещающие членам правительства путешествовать за счет принимающей стороны. Министры не имеют права принимать награды от иностранных правительств. Им запрещено сочетать государственную деятельность с пребыванием в советах директоров каких-либо фирм. 
 
 
Социальные ресурсы

    Социальные  ресурсы частично совпадают с  экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим  ресурсом, вместе с тем характеризуют  и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

    Силовые ресурсы

    Силовые ресурсы. Этот вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения  обороны страны, охраны внутреннего  порядка, в том числе обеспечения  безопасности политической власти, недопущения  каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это — армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принад- лежащая им Техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как пока- зывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и поли- тических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз "наводили порядок" в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конститу- ционного порядка. 
 
Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и довольно высоко оплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата.

    С понятием "силовые ресурсы" нередко  связывают понятие "военная власть". Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При  этом военные контролируют все структуры  власти либо заменяют ее собой. Специфика  военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских  структур. В данном случае возникает  полицейское государство. Социальные ресурсы. Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку  существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное  место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокоопла- чиваемые должности, которые уже  сами по себе обеспечивают высокую  оплату, во-вторых, система разного  рода привилегий. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство  населения: здесь широкая система  страхования, высокий уровень пенсион- ного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных  организаций и т.д.

    Информационные  ресурсы

    Информационные  ресурсы. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид  ресурсов, которыми располагает политическая власть в современ- ных условиях практически во всех странах мира. Однако "молодость" не означает малую  эффективность или второстепенную роль. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически  каждая семья имеет телевизор  и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как в период становления  политической "власти, так и в  период ее функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет  специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую  или существующую легально). Поэтому  не исключено, что СМИ могут (по крайней  мере, в какой-то своей части) стать  антиресурсом политической власти. Чтобы  СМИ стали действительными ресур- сами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень  велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное  законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов  сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех оди- наково по продолжительности.

    Нередко СМИ называют "четвертой властью" (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их действительные возможности и силу воздействия  на общественное мнение. Нельзя, например, недооценивать роль выступлений  В. Жириновского по телевидению и  радио в неожиданном успехе возглавляемой  им партии на выборах 12 декабря 1993 г. 
 
Юридические ресурсы

    К юридическим ресурсам можно отнести  всякого рода инструкции, мероприятия  по уточнению и разъяснению законодательства, постанов ления и указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные  постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов власти существенно возрастает в  переходных политических режимах, когда  реалии жизни часто выходят за рамки достаточно инерционного законодательства. 
 
Административно-силовые ресурсы

    Административно-силовыми ресурсами власти являются: система  подбора кадров, обладающих особыми  профессиональными качествами, оснащение  властных учреждений техникой по мировым  стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества  силовых структур, профилактика коррупции. 
 
Культурно-информационные ресурсы

    Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и  распространения становятся приоритетными. К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих  обществу информационно-культурный плюрализм, сюда же включается система мер, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению  террористов и всякого рода экстремистских элементов. 
 
Организационные ресурсы

    Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных  организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение  приказа до исполнителя и обеспечение  надежного контроля. Одновременно они  должны использоваться рационально, блокировать  естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному самовоспроизводству.

    Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. В  российской политической науке доминирующим является подход, при котором ресурсы  общества подразделяются на два вида: 1) материально-экономические и 2) духовно-информационные, каждый из которых дает возможность, с одной стороны, возвысить политических агентов в потенциальном статусе  и ранге, а с другой - увеличить  их мобилизующую силу и давление. 

    3. Проблемы легитимности  власти.   

      Слово "легитимность" происходит  от латинского "legitimus" - законный. Легитимность - это качество взаимоотношений  власти и подвластных, которое  выражается в добровольном признании  ценности власти, в ее праве  управлять. Легитимность обусловлена  способностью власти формировать  и поддерживать убеждение в  оптимальности существующих политических  институтов.   

Информация о работе Политическая власть