Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопрос обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Содержание

1. Сущность политической власти, ее объекты, субъекты и функции.

2. Ресурсы власти, принципы и нормы организации.

3. Проблемы легитимности власти.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.docx

— 48.16 Кб (Скачать)

    Помимо  желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект  власти должен быть компетентным, знать  суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет  организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени  наделены всеми этими качествами. 
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. 
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.

    Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение  объекта власти, указываются или  подразумеваются поощрение и  наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит  отношение к нему исполнителей, объекта  — второго важнейшего элемента власти. 
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен. 
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

    Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных  качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств  воздействия, которыми располагает  субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. «Качества объекта  политического властвования определяются прежде всего политической культурой  населения». Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной  средой деспотических режимов. 
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

    Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия  и вероятность подчинения отличают власть от влияния – более широкой, чем власть, категории, характеризующей  как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие  субъекта на объект.

    Политическая  система, будучи компонентом или  подсистемой более общей социальной системы, каковой выступает общество, выполняет по отношению к нему и другим его подсистемам определённые функции. Поэтому анализ политической системы общества должен быть дополнен выяснением её функционального назначения.

    Надо  отметить, что среди политологов  существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видимо, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. Автор, например, разделяет подход, согласно которому в качестве основных функций политической системы признаются следующие: властно-интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная.

    Властно-интеграционная функция политической системы находит своё выражение в интеграции, объединении в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов, как их понимают господствующие экономические и политические силы.

    Целеполагающая  функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества.

    Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политические силы.

    Регулятивная  функция состоит прежде всего в легитимации политики. Когда речь идет о легитимности, имеется в виду прежде всего совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, рассмотрение власти как авторитетной для индивида инстанции. Люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны. Легитимность власти нарушается, если она не способна подчиняться, следовать своим собственным установлениям, нормам. Поэтому важнейшим аспектом власти служит ее легальность, нормативность, выражающаяся в способности оперировать и руководствоваться законами. Легитимная политическая власть упорядочивает общественные отношения, придает «определенность направления деятельности властных структур, постоянно нормативов, привычность типов поведения», она создает комплекс условий, обеспечивающих:

    - последовательность реализации  основных задач политической  власти;

    - согласованность действий элементов  системы управления;

    - наличие эффективных гарантий  и средств поддержания всех  аспектов безопасности в социальной  системе;

    - обеспечение высокой степени  независимости общества от случайных  обстоятельств, при этом ясно, что полная независимость здесь  не может быть достигнута, но  за счет введения эффективных  мер предвидения и защиты масштаба  социальных потерь могут существенно  понижаться;

    - действенность политической власти - ее способность найти способы  решения основных социальных  проблем;

    - эффективность - способность проводить  политику, ориентированную на реальные  результаты.

    Политическая  власть, утверждающая в обществе такие  качества легитимности, как легальность, безопасность, порядок, приобретает  авторитет - люди добровольно передают ей свои властные полномочия, соглашаются  подчиняться, видят в этом выполнение своего морального долга, чувствует  сопричастность властным действиям  и способствуют им.

    Такая власть становится суверенной, обладающей способностью принимать решения, которые  не могут быть пересмотрены никаким  иным органом или организацией, кроме  принявшего их.

    Суверенитет связан с понятиями полноты и  неоспоримости власти, он служит следствием ее дееспособности. И наоборот, именно с нарушением реальной эффективности  политической власти начинается движение к ограничению и потере суверенитета.

    Эта функция находит своё выражение  также в обеспечении политического  участия граждан без принуждения  или в оправдании использования  силы и всех других средств, которыми располагает власть.

      Но политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

    Функции политической власти как инструмента социального управления:

    -- формирование политической системы  общества;

    -- сохранение социальной целостности;

    -- руководство органами власти  и государственным аппаратом  методами и средствами их деятельности;

    -- управление делами общества и  государства с помощью различных  средств и методов;

    -- контроль и целенаправленное  воздействие на различные структуры  общества в интересах власти;

    -- укрепление и поддержка стабильности  существующей системы власти (власть  должна беречь сама себя) во  имя своих интересов и целей  развития всего общества;

    -- реализация потребностей и интересов,  осуществляющих властные функции  социальных групп;

    -- регулирование социальных отношений

    -- поддержание необходимых для  общества пропорций между производством  и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг  друга.

    Вместе  с тем особенностью современного этапа общественного развития является тот факт, ставший очевидным для  многих развитых демократических стран, что добиться удовлетворения своих  групповых интересов, пренебрегая  интересами гражданского общества, невозможно. Это ведет к дестабилизации общества, а значит, влечет за собой угрозу потери власти, перемены в социальном порядке. Поэтому западная политология  сегодня трактует власть как реальную способность выразить общий интерес  через частный интерес социальной группы или класса. Такое понимание  политической власти находит свой отклик и в нашей отечественной политической науке и дает возможность найти  новые ресурсы власти.

    Используя свои возможности, власть должна формировать  политическую систему общества, создавать  оптимальные политические отношения  между государством и обществом, социальными группами, классами, политическими  институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения  и по возможности превращать их в  бесконфликтные и организованные. Таким  образом, политическая власть выполняет  такие общественно значимые функции, как:

    -- поддержание общественного порядка  и стабильности;

    -- выявление, ограничение и разрешение  конфликтов;

    -- достижение общественного согласия (консенсуса);

    -- принуждение во имя социально  значимых целей и сохранения  стабильности;

    -- управление делами общества.

    Власть, как общественное явление, выполняет  организационные, регулятивные и контрольные функции.

    В системном виде можно выделить также  следующие основные функции власти:

    -- анализ политической и общественной  обстановки и конкретных ситуаций;

    -- определение собственной стратегии  и частных, тактических задач; 

    -- репрессивная функция - надзор  и пресечение отклоняющегося  от норм поведения; 

    -- присвоение и распоряжение необходимыми  ресурсами (материальными и духовными  - воля, интеллект, солидарность и  поддержка сторонников и т.д.);

    -- распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен  уступками и преимуществами, награды,  вознаграждения и т.п.);

    -- преобразование политического и  общественного окружения власти  в ее интересах и в интересах  ее политики. 

    2. Ресурсы власти, принципы  и нормы организации.   

      Ресурсы власти - это совокупность  средств, использование которых  обеспечивает влияние на объект  власти в соответствии с целями  субъекта власти. По мере развития  общества ресурсы изменялись. В  примитивных обществах власть  опиралась на авторитет правителя  (вождя, военачальника). Изменение  характера отношений между людьми, переход от кровнородственных  к имущественным отношениям привели  к смене ресурсов власти, которыми  стали богатство и сила.   

      В индустриальных обществах преобладающим  ресурсом властвования становится  организация: бюрократия, партии, движения. Властные отношения в современных  обществах зависят от того, кто  обладает информацией, которая,  при сохранении роли других  ресурсов, становится важнейшим  средством властвования. Отсутствие  информации вызывает человека  ощущения страха, дискомфорта, желание  подчиняться.   

Информация о работе Политическая власть