Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:46, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
1.Политическая власть: понятие, источники и механизм осуществления.
2.Функции, формы и методы осуществления политической власти.
3юВласть и властные отношения. Проблемы разделения властей.
Все большее распространение получает такой тип власти, как этнократия, хотя она обычно выступает в закамуфлированной форме. Ее проявления – этноограниченность, этноэгоизм и этнофобизм – реально существуют в ряде государств мира, в том числе в том или ином виде в странах СНГ. Опасность такой формы власти проявляется не столько в том, что все ключевые позиции в политике и экономике сосредоточиваются в руках лиц одной национальности, сколько в том, что возрастает напряженность между народами, что ведет к скрытой или открытой конфронтации, повышению миграции, росту недоверия на этнической почве и серьезному, а иногда и резкому ухудшению ситуации в регионе.
Продолжает существовать возможность и теократических форм власти, когда власть сосредоточена в руках религиозной верхушки или у политических лидеров, руководствующихся религиозными постулатами. Теократические государства существовали в древнее время, в средневековье , в Новое время. Установление теократических режимов сопровождается усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни, что выражается в придании религиозным праздникам статуса государственных, осуществлении судопроизводства на основе требований религии, участии служителей религиозных культов в политической борьбе.
Получает распространение и такая форма власти, как технократия, когда осуществление функций государства происходит с позиций производства, экономики, без должного учета политических и социальных требований. Один из просчетов идеологов перестройки и сменивших их неолибералов состоял в том, что во все звенья государственной и общественно-политической власти пришли специалисты народного хозяйства, которые, зная многое по вопросам организации производства, как правило, не умели руководствоваться потребностями общественного развития, плохо знали человеческую психологию, выполняли свои функции в силу долга, а иногда и карьеризма в силу данного поручения, а не личного понимания значения политической работы.
Стоит сказать и о такой форме (типе) власти, как охлократия, которая апеллирует к популистским настроениям в наиболее примитивных и вместе с тем массовидных их проявлениях. Этот тип власти отличается изменчивостью политического курса, упрощенчеством при решении сложных общественных проблем, постоянным обращениям к люмпенизированным слоям населения, прибегает к провокациям для возбуждения массовых страстей. История свидетельствует, что чем больше и чем дольше власти злоупотребляют этими методами, тем печальнее и зловещее завершают свой путь политические лидеры, обращавшиеся за содействием и поддержкой к этим слоям общества.
Понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.
Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.
Можно говорить, что государственная власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.
Признаки,
отличающие государственную
власть:
• официальный характер, регламентируемый
конституцией, законами;
• структурированность аппарата власти,
т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих
институтов власти;
• общеобязательный характер ее решений;
• наличие права на легитимное принуждение
и использование спецслужб в целях осуществления
законных функций власти;
• возможность отменять постановления
и решения негосударственных политических
организаций;
• обладание рядом исключительных прав,
например, законного изъятия части доходов
граждан и организаций посредством налогообложения.
Государственная
власть обладает верховенством. Это
означает, что:
а) все другие властные силы в обществе
действуют в рамках законов, принимаемых
и контролируемых государственной властью;
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое
пространство на территории страны.
Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
С
понятием «государственная власть»
непосредственно связаны
Институт власти означает комплекс учреждений,
организаций; созданный не естественно-природным
образом, а специально сформированный
людьми для удовлетворения общих (публичных)
потребностей, интересов на основе официальных
политических (публичных) правовых решений,
нормативных актов и имеющий возможность
оказывать властно-управляющее воздействие
на общество, отдельные социальные группы,
отношения и процессы.
Итак, публичная власть, отделившаяся
от общества, получает выражение в комплексе
специально учреждаемых государственных
органов.
Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).
Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.
Итак,
государственная власть — это:
• право, возможность и способность государства
оказывать через государственные органы
и должностных лиц воздействие на судьбы,
отношения и деятельность людей с помощью
различных средств и методов;
• система соответствующих институтов
и государственных органов, принимающих
властные решения;
• лица,
облеченные соответствующими властными
полномочиями.
№3 Власть и властные отношения. Проблемы разделения властей
В
качестве форм осуществления власти,
которые она принимает в
1)
Руководство – деятельность, состоящая
в определении общих
2)
Управление предполагает
3)
Координация – деятельность
4)
Организация предполагает
5)
Контроль – осуществляемое
Вместе с тем следует помнить,
что вычленение
В
рамках теории «разделения властей»
был сформулирован и обоснован
одноименный правовой принцип, который
получил законодательное
Различают
два аспекта разделения властей:
юридический и политический. Первый
предполагает его формально –
юридическое закрепление, второй –
фактическое «разделение
Разделение
властей – явление
Смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия».
Разделение властей преследует и другую цель – определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это – дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно-техническую операцию.
Российскому
государству на протяжении всей его
истории принцип «разделения
властей» был чужд. Он отвергался самодержавной
природой власти монарха. Этот принцип
не был воспринят в эпоху
К признанию идеи «разделения властей» привел поиск путей преодоления политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов.
Однако только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России.
Наконец, Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).
Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами. Положение ст.10 относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией (п. «н» ч.1 ст.72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принцип разделения властей для органов государственной власти субъектов Федерации будет раскрыт в федеральном законе. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст.10 Конституции и данным Федеральным законом. Согласно Конституции России (ст.11) государственную власть в России осуществляет Президент, представительный орган (Федеральное Собрание), Правительство и суды РФ.
Перечень
федеральных органов