Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

1.Политическая власть: понятие, источники и механизм осуществления.
2.Функции, формы и методы осуществления политической власти.
3юВласть и властные отношения. Проблемы разделения властей.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

      Все большее распространение получает такой тип власти, как этнократия, хотя она обычно выступает в закамуфлированной форме. Ее проявления – этноограниченность, этноэгоизм и этнофобизм – реально существуют в ряде государств мира, в том числе в том или ином виде в странах СНГ. Опасность такой формы власти проявляется не столько в том, что все ключевые позиции в политике и экономике сосредоточиваются в руках лиц одной национальности, сколько в том, что возрастает напряженность между народами, что ведет к скрытой или открытой конфронтации, повышению миграции, росту недоверия на этнической почве и серьезному, а иногда и резкому ухудшению ситуации в регионе.

      Продолжает существовать возможность и теократических форм власти, когда власть сосредоточена в руках религиозной верхушки или у политических лидеров, руководствующихся религиозными постулатами. Теократические государства существовали в древнее время, в средневековье , в Новое время. Установление теократических режимов сопровождается усилением религиозной регламентации всех сторон общественной и личной жизни, что выражается в придании религиозным праздникам статуса государственных, осуществлении судопроизводства на основе требований религии, участии служителей религиозных культов в политической борьбе.

      Получает распространение и такая форма власти, как технократия, когда осуществление функций государства происходит с позиций производства, экономики, без должного учета политических и социальных требований. Один из просчетов идеологов перестройки и сменивших их неолибералов состоял в том, что во все звенья государственной и общественно-политической власти пришли специалисты народного хозяйства, которые, зная многое по вопросам организации производства, как правило, не умели руководствоваться потребностями общественного развития, плохо знали человеческую психологию, выполняли свои функции в силу долга, а иногда и карьеризма в силу данного поручения, а не личного понимания значения политической работы.

      Стоит сказать и о такой форме (типе) власти, как охлократия, которая апеллирует к популистским настроениям в наиболее примитивных и вместе с тем массовидных их проявлениях. Этот тип власти отличается изменчивостью политического курса, упрощенчеством при решении сложных общественных проблем, постоянным обращениям к люмпенизированным слоям населения, прибегает к провокациям для возбуждения массовых страстей. История свидетельствует, что чем больше и чем дольше власти злоупотребляют этими методами, тем печальнее и зловещее завершают свой путь политические лидеры, обращавшиеся за содействием и поддержкой к этим слоям общества.

    Понятия  власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.

    Конечно, указанные понятия — очень  близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно  необходимы, общественно значимы, обе  они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.

    Можно говорить, что государственная власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме  того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

    Признаки, отличающие государственную власть:  
• официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;  
• структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;  
• общеобязательный характер ее решений;  
• наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб в целях осуществления законных функций власти;  
• возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;  
• обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

    Государственная власть обладает верховенством. Это  означает, что:  
а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;  
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

    Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством  в обществе, опирается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

    С понятием «государственная власть»  непосредственно связаны понятия  «институты власти» и «органы  государственной власти».  
Институт власти означает комплекс учреждений, организаций; созданный не естественно-природным образом, а специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и имеющий возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.  
Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в комплексе специально учреждаемых государственных органов. 

    Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

    Государственным органом может быть одно должностное  лицо (например, президент) или известным  образом организованная группа должностных  лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

    Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.

    Итак, государственная власть — это:  
• право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;  
• система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

• лица, облеченные соответствующими властными  полномочиями. 
 

      №3 Власть и властные отношения. Проблемы разделения властей

      В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

      1) Руководство – деятельность, состоящая  в определении общих направлений  деятельности подчиненных определенному  лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);

      2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих  проблем, относящихся к конкретным  сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах;

      3) Координация – деятельность специальных  учреждений и лиц по обеспечению  согласованной работы различных  институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);

      4) Организация предполагает поддержание  иерархического порядка и принуждение  властных учреждений следовать  определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;

      5) Контроль – осуществляемое либо  самой руководящей инстанцией (президент,  правительство), либо специальными  координирующими или контрольными  органами (администрация, личные  представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

        Вместе с тем следует помнить,  что вычленение вышеперечисленных  форм власти является искусственным,  и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления.

     В рамках теории «разделения властей» был сформулирован и обоснован  одноименный правовой принцип, который  получил законодательное закрепление  в качестве одной из основ конституционного строя (впервые в Конституции  США 1787 г.) и был претворен на практике.

     Различают два аспекта разделения властей: юридический и политический. Первый предполагает его формально –  юридическое закрепление, второй –  фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

     Разделение  властей – явление многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные  черты. Приведенное выше высказывание Ш.Монтескье выражает его вторую направленность – против сосредоточения всей власти «в одном и том же лице или учреждении». В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.

      Смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия».

     Разделение  властей преследует и другую цель – определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это – дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная. Поэтому вряд ли можно рассматривать проведение разделения властей как только организационно-техническую операцию.

     Российскому государству на протяжении всей его  истории принцип «разделения  властей» был чужд. Он отвергался самодержавной  природой власти монарха. Этот принцип  не был воспринят в эпоху советской  власти, поскольку она мыслилась  и строилась как носительница формального «полновластия» Советов.

     К признанию идеи «разделения властей» привел поиск путей преодоления  политического режима в СССР лишь во второй половине 80-х годов.

     Однако  только введение института президента в СССР и РСФСР, а также провозглашение суверенитета РФ повлекло за собой конституционное закрепление этого принципа организации государственной власти в России.

     Наконец, Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10).

     Сама  по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной  власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами. Положение ст.10 относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией (п. «н» ч.1 ст.72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принцип разделения властей для органов государственной власти субъектов Федерации будет раскрыт в федеральном законе. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно в соответствии со ст.10 Конституции и данным Федеральным законом. Согласно Конституции России (ст.11) государственную власть в России осуществляет Президент, представительный орган (Федеральное Собрание), Правительство и суды РФ.

     Перечень  федеральных органов государственной  власти, данный в ч.1 ст.11, является исчерпывающим, то есть не допускается его расширение без изменения гл.1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл.1, для изменения которой согласно ст.135 Конституции должна быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Политическая власть