Политическая власть. Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:01, реферат

Описание работы

Феномен власти - важнейшая и самая древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где есть любые стойкие объединения людей (семья, племя, государство), тесно связана с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, обеспечивает его развитие, единство, управляемость, служит важным фактором организованности и упорядоченности социума.

Работа содержит 1 файл

политическая власть, формы правления.doc

— 195.50 Кб (Скачать)
  • первая - заключается в усилении процессов демократизации;
  • вторая - проявляется в росте факторов легитимации;
  • третья - четкое разделение власти по горизонтали и вертикали, ее перераспределение между центром и регионами;
  • четвертая - свидетельствует о негативных процессах нарастания конфликтов между ветвями власти
  • пятая-усиление темпов бюрократизации властных структур;
  • шестая - происходят функциональные изменения во властных структурах под давлением глобализационных процессов.

                                    2.  Формы правления

 

            Форма государственного правления - это способ организации государственной власти, обусловленный принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.

Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение  компетенции между ними.

Категория «форма государственного правления» дает возможность  уяснить:

    • Как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
    • Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
    • Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
    • Насколько организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. [1]

Понятие формы  государства раскрывает особенности  организации государственной власти. Составными элементами формы государства является форма правления, форма государственного устройства, форма государственно-правового режима. То есть, форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, во-первых форма правления - это организация государственной власти и ее устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней, а, во-вторых, форма правления - это комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуется ее формальным источником, структура и правовое положение высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), а также установлен порядок взаимоотношений между ними.

Основным в  понятии формы правления является организация верховной власти государства  и порядок ее образования. Главным, определяющим признаком является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве)

орма правления - это способ организации государственной  власти, порядок образования и  деятельности государственных органов, компетенция и взаимосвязь между собой, а также взаимоотношения с населением страны (степень участия населения в их формировании).

Известны две  формы правления: монархия и республика.

Монархия - это  такая форма правления, при которой  верховную власть в государстве полностью или частично осуществляет одно лицо (фараон, король, шах, царь, император), которая приобретает ее на основе кровнородственных наследования или по жизненного избрания.

Монархия имеет  следующие признаки:

    • власть главы государства существует исторически и не делегируется ему народом;
    • власть монарха осуществляется бессрочно и передается, как правило, по наследству;
    • монарх не несет ответственности за свои решения.

Сегодня в мире существует примерно 30 монархий. их разновидности:

1) абсолютная  монархия - это форма правления,  при которой государственная  власть сосредоточена в руках  единоличного главы государства  (монарха). Например, Оман, Саудовская  Аравия, Кувейт.

2) ограничена (конституционная)  монархия - это форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - монарху (или кабинета министров), судебная - судам, которые избираются или назначаются.

В дуалистических монархиях власть делится между  парламентом и монархом. Парламент  принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность перед ним. Такая монархия предусматривает двухпалатный парламент, нижняя палата которого избирается населением, а верхняя - назначается монархом. Сегодня такая форма правления встречается редко: Иордания, Марокко, Непал.

В парламентских  монархиях (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония) монарх юридически является главой государства, но участия в управлении государством фактически не принимает. В его руках сохраняются незначительные полномочия

Форма правления - это способ организации государственной власти, порядок образования и деятельности государственных органов, компетенция почетного характера (право помилования, представительство государства в международных отношениях), а фактическая государственная власть осуществляется парламентом и правительством. Главная отличительная черта парламентской монархии - парламент формирует правительство, правительство подотчетно парламенту. Глава государства не имеет права вето по отношению к законопроектам (Япония), или фактически не использует его (Великобритания). [11; 176]

Республика - это  такая форма правления, при которой  государственная власть в государстве принадлежит представительным выборным органам и осуществляется ими.

Республика  имеет следующие признаки:

    • власть главы и высших государственных органов делегируется им народом;
    • полномочия главы ограничены определенным сроком;
    • глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность. [1]

Большинство современных  государств - республики.

Рассматривают аристократические и демократические  республики. В аристократической  республике формальное право избирать и быть избранным принадлежит лишь высшим слоям (например, рабовладельческие республики в Древних Афинах, Древнем Риме).

В демократических  республиках формальное право участвовать  в выборах органов власти принадлежит  всему населению страны, то есть всем гражданам, достигшим определенного возраста, не признаны судом недееспособными или их право не ограничено по основаниям, предусмотренным законом.

Известно три  вида демократических республик:

1) в парламентских  республиках (Индия, Италия, Австрия,  Германия, Турция, Ирландия):

    • президент избирается парламентом;
    • правительство формируется из представителей партий, имеющих большинство в парламенте;
    • правительство подотчетно парламенту;
    • парламент может выразить правительству недоверие, что влечет за собой его отставку. [11; 215]

2) в президентских  республиках (США, Бразилия, Мексика,  Аргентина, Нигерия):

    • президент избирается всенародно или коллегией выборщиков;
    • президент с главой государства и главой правительства;
    • правительство несет ответственность перед президентом;
    • президент имеет право отлагательного вето и другие права (например, право распустить парламент). [11; 230]

3) в смешанной  (президентско-парламентской) республике  есть элементы как президентской,  так и парламентской форм правления  (Украина, Франция, Беларусь, Перу).

    • президент избирается всенародно, но он не возглавляет правительство;
    • правительство назначается президентом, но с согласия парламента и подотчетен президенту и подконтрольным парламенту; Формы государственного устройства - это территориальная организация государства, характер взаимодействия между ее составными частями и государством в целом.

Теория права  различает простую и сложную  формы государственного устройства.

Простаое (унитарное) государство - единственное государство, не имеет внутри обособленных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Иначе говоря, унитарными являются государства, отдельные составляющие которых не имеют своего суверенитета, всех признаков государственности (например, области Украины, графства в Англии).

Признаки унитарного государства:

    • наличие единого центра и единой системы органов власти и управления;
    • наличие единой системы права, единой конституции, единой денежной системы, единого гражданства; [3; 340]

Сегодня унитарная  форма государства является наиболее распространенной. Около 150 из почти 200 государств по своему устройству остаются унитарными (Италия, Франция, Япония, Болгария, Венгрия, Греция, Польша). При этом некоторые унитарные государства (Испания, Украина, Финляндия, Португалия) включают автономные образования. Относительно Украины, то с точки зрения существования в ее составе АРК, ее можно считать унитарным государством с элементами федерализма.

Сложное государство формируется из отдельных государственных образований, имеющих суверенитет и все признаки государственности. К такой форме государства относятся: федерация, конфедерация, а по утверждению некоторых авторов еще и империя.

1) федерация  - союзное государство, состоящее  из государств-членов государственно  подобных образований (субъектов  федерации). Федерация создается на добровольных началах, в основном согласно заключенным соответствующими соглашениями. Например, Российская Федерация, США, Канада, Мексика, Нигерия.

Признаки федерации:

• наличие нескольких правовых систем, из которых одна система (федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

• наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства  в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и частью внутреннего  суверенитета. Власти субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.

Федерации могут  быть:

• территориальными - США, Германия, Бразилия;

• национальными - Индия;

• смешанными - Россия.

Сегодня в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых - крупные и средние по территории и численности населения.

2) конфедерация - это временное объединение самостоятельных  государств для достижения конкретной  цели, преимущественно внешнеполитической  или военной (например, завоевание  независимости). В конфедерации нет единой (или двойной) системы органов, законодательства, территории, суверенитета, гражданства, единой денежной системы (финансовая система конфедерации формируется из взносов ее членов). Это неустойчивая форма объединения, которая со временем либо распадается, либо превращается в федерацию. Например, США как конфедерация была утверждена законодательно в 1781 г., а в 1787 г. на ее основании было образовано федерацию (закрепленная Конституцией США, действующей до сих пор). Например, Германский союз в 1815-1866 pp.

В настоящее  время конфедерацией является Швейцария, которая при этом фактически склоняется к федеративной форме государственного устройства. Черты конфедерации имеет  также Европейский Союз. 3) Империя - это принудительно образована, обычно через завоевания одного народа другим, сложное государство, части которой полностью зависят от верховной власти.

Государственно-правовой режим - это совокупность средств  и способов реализации государственной  власти. Различают демократический  и недемократический режим.

Признаками  демократического режима являются:

• реальность прав и свобод граждан. Возможность защиты прав личности через судебную систему;

• формирование органов власти путем свободных  и всеобщих выборов. Непосредственное участие населения в управлении государством (выборы, референдумы);

• существование  различных политических партий и  общественных объединений, представляющих интересы различных частей населения;

• разделение государственной  власти;

• учет интересов  как большинства, так и меньшинства (например, решение вопросов национальных меньшинств). [6; 415]

Разновидностями демократического режима является:

• либеральный (представители слишком снисходительны)

• радикальный (представители за решительные изменения);

• консервативный (защитники старого).

Такой вид государственного режима типичен для государств Западной, Северной и Центральной Европы, Южной  Америки. Отдельные параметры демократического режима были достигнуты постсоветскими странами.

Недемократические режимы делятся на;

• тоталитарные;

• авторитарные.

Тоталитарный  режим - совокупность таких средств  и способов реализации государственной  власти, при которых вся жизнедеятельность  общества и каждого отдельного человека абсолютно регламентирована:

• власть на всех уровнях формируется закрыто одним лицом или несколькими людьми из правящей верхушки, не контролируется населением;

• отсутствует  какая-либо возможность для свободного выявления и учета интересов  всех групп населения. Маленькие  вольности немедленно подавляются  всеми средствами, вплоть до прямого насилия;

• существует однопартийная  система, запрет на существование оппозиции;

• грубое вмешательство  в личную жизнь человека и гражданина;

• примат государства  над правом;

Информация о работе Политическая власть. Формы правления