Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:01, реферат
Феномен власти - важнейшая и самая древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где есть любые стойкие объединения людей (семья, племя, государство), тесно связана с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, обеспечивает его развитие, единство, управляемость, служит важным фактором организованности и упорядоченности социума.
Форма государственного правления - это способ организации государственной власти, обусловленный принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.
Форма правления
представляет собой структуру высших
органов государственной
Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:
Понятие формы
государства раскрывает особенности
организации государственной
Таким образом,
во-первых форма правления - это организация государственно
Основным в
понятии формы правления
орма правления - это способ организации государственной власти, порядок образования и деятельности государственных органов, компетенция и взаимосвязь между собой, а также взаимоотношения с населением страны (степень участия населения в их формировании).
Известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия - это такая форма правления, при которой верховную власть в государстве полностью или частично осуществляет одно лицо (фараон, король, шах, царь, император), которая приобретает ее на основе кровнородственных наследования или по жизненного избрания.
Монархия имеет следующие признаки:
Сегодня в мире существует примерно 30 монархий. их разновидности:
1) абсолютная
монархия - это форма правления,
при которой государственная
власть сосредоточена в руках
единоличного главы
2) ограничена (конституционная) монархия - это форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - монарху (или кабинета министров), судебная - судам, которые избираются или назначаются.
В дуалистических монархиях власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность перед ним. Такая монархия предусматривает двухпалатный парламент, нижняя палата которого избирается населением, а верхняя - назначается монархом. Сегодня такая форма правления встречается редко: Иордания, Марокко, Непал.
В парламентских монархиях (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Япония) монарх юридически является главой государства, но участия в управлении государством фактически не принимает. В его руках сохраняются незначительные полномочия
Форма правления - это способ организации государственной власти, порядок образования и деятельности государственных органов, компетенция почетного характера (право помилования, представительство государства в международных отношениях), а фактическая государственная власть осуществляется парламентом и правительством. Главная отличительная черта парламентской монархии - парламент формирует правительство, правительство подотчетно парламенту. Глава государства не имеет права вето по отношению к законопроектам (Япония), или фактически не использует его (Великобритания). [11; 176]
Республика - это такая форма правления, при которой государственная власть в государстве принадлежит представительным выборным органам и осуществляется ими.
Республика имеет следующие признаки:
Большинство современных государств - республики.
Рассматривают
аристократические и
В демократических республиках формальное право участвовать в выборах органов власти принадлежит всему населению страны, то есть всем гражданам, достигшим определенного возраста, не признаны судом недееспособными или их право не ограничено по основаниям, предусмотренным законом.
Известно три вида демократических республик:
1) в парламентских республиках (Индия, Италия, Австрия, Германия, Турция, Ирландия):
2) в президентских республиках (США, Бразилия, Мексика, Аргентина, Нигерия):
3) в смешанной
(президентско-парламентской)
Теория права различает простую и сложную формы государственного устройства.
Простаое (унитарное) государство - единственное государство, не имеет внутри обособленных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Иначе говоря, унитарными являются государства, отдельные составляющие которых не имеют своего суверенитета, всех признаков государственности (например, области Украины, графства в Англии).
Признаки унитарного государства:
Сегодня унитарная форма государства является наиболее распространенной. Около 150 из почти 200 государств по своему устройству остаются унитарными (Италия, Франция, Япония, Болгария, Венгрия, Греция, Польша). При этом некоторые унитарные государства (Испания, Украина, Финляндия, Португалия) включают автономные образования. Относительно Украины, то с точки зрения существования в ее составе АРК, ее можно считать унитарным государством с элементами федерализма.
Сложное государство формируется из отдельных государственных образований, имеющих суверенитет и все признаки государственности. К такой форме государства относятся: федерация, конфедерация, а по утверждению некоторых авторов еще и империя.
1) федерация
- союзное государство,
Признаки федерации:
• наличие нескольких правовых систем, из которых одна система (федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;
• наличие двух
уровней государственной
Федерации могут быть:
• территориальными - США, Германия, Бразилия;
• национальными - Индия;
• смешанными - Россия.
Сегодня в мире существует 24 федеративных государства, большинство из которых - крупные и средние по территории и численности населения.
2) конфедерация
- это временное объединение
В настоящее время конфедерацией является Швейцария, которая при этом фактически склоняется к федеративной форме государственного устройства. Черты конфедерации имеет также Европейский Союз. 3) Империя - это принудительно образована, обычно через завоевания одного народа другим, сложное государство, части которой полностью зависят от верховной власти.
Государственно-правовой режим - это совокупность средств и способов реализации государственной власти. Различают демократический и недемократический режим.
Признаками демократического режима являются:
• реальность прав и свобод граждан. Возможность защиты прав личности через судебную систему;
• формирование органов власти путем свободных и всеобщих выборов. Непосредственное участие населения в управлении государством (выборы, референдумы);
• существование различных политических партий и общественных объединений, представляющих интересы различных частей населения;
• разделение государственной власти;
• учет интересов как большинства, так и меньшинства (например, решение вопросов национальных меньшинств). [6; 415]
Разновидностями демократического режима является:
• либеральный
(представители слишком
• радикальный (представители за решительные изменения);
• консервативный (защитники старого).
Такой вид государственного
режима типичен для государств Западной,
Северной и Центральной Европы, Южной
Америки. Отдельные параметры
Недемократические режимы делятся на;
• тоталитарные;
• авторитарные.
Тоталитарный
режим - совокупность таких средств
и способов реализации государственной
власти, при которых вся
• власть на всех уровнях формируется закрыто одним лицом или несколькими людьми из правящей верхушки, не контролируется населением;
• отсутствует какая-либо возможность для свободного выявления и учета интересов всех групп населения. Маленькие вольности немедленно подавляются всеми средствами, вплоть до прямого насилия;
• существует однопартийная система, запрет на существование оппозиции;
• грубое вмешательство в личную жизнь человека и гражданина;
• примат государства над правом;