Политическая власть. Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:01, реферат

Описание работы

Феномен власти - важнейшая и самая древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где есть любые стойкие объединения людей (семья, племя, государство), тесно связана с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, обеспечивает его развитие, единство, управляемость, служит важным фактором организованности и упорядоченности социума.

Работа содержит 1 файл

политическая власть, формы правления.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феномен власти - важнейшая и самая древняя  проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где есть любые стойкие объединения людей (семья, племя, государство), тесно связана с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, обеспечивает его развитие, единство, управляемость, служит важным фактором организованности и упорядоченности социума. Отношения власти наблюдаем в семье, в школе, на работе, в армии, в политической организации. Важным фактором появления власти является психологический, сущность которого заключается в том, что некоторые люди по своей природе склонны к доминированию над другими людьми. И одновременно есть люди, которые чувствуют себя комфортно и спокойно, когда ими управляют.

Власть, представляет собой необходимый механизм регулирования жизни общества, обеспечения его единства. Власть является главным элементом, который связывает все политическое в обществе в единую политическую систему и который определяет содержание понятия "политика". Поскольку политика находит свое выражение в руководстве, управлении, организации, принуждении и в других явлениях, направленных на упорядочение жизни общества, то власть как содержательный составной элемент всем им имманентно присуща. Нет политики без власти и власти без политики. Именно вокруг власти, политической власти, выраженных в ней политических интересов, потребностей и разворачивается политическая жизнедеятельность. Она структурируется, организуется в определенную систему, а именно - в политическую систему общества. Власть является одним из стержней, вокруг которого формируется целостность политической системы. От сущности, содержания, механизма функционирования власти зависят характер и направленность политической системы.

 

 

 

 

 

                                      1. Политическая власть.

 

Поскольку категория власти является многозначной, а также исходной и определяющей в государственно-политической сфере, рассмотрим содержание существующих концепций власти. Последовательность изложения их свидетельствует определенной мере о историческую последовательность исследования власти в мировой политологии.

 Поведенческая концепция власти. Политический бихевиоризм (от англ. Behaviour - поведение) сводится к попытке манипулировать поведением на уровне отдельного человека ради стабильности политической системы). Власть рассматривается как исходное начало, которым детерминируются все политические действия лица. Исходя из этого, определяются такие подходы к определению власти:

  1. Власть как "воля к власти". На этом построена "силовая модель" политического процесса.
  2. Политические отношения рассматриваются как рынок власти. Согласно этому разрабатывается "рыночная модель" политического процесса, за которой власть продается и покупается по правилам рынка, где действуют спрос и предложение, стремление к выгоде, конкуренция продавцов и покупателей.
  3. Связь рынка власти и власти государства. При таком подходе государство рассматривается как структура, упорядочивающая власть, определяет правила политической игры, укрощает рыночную стихию власти.
  4. Политический рынок как соревнования субъектов власти. На этой основе строится "игровая модель" политического процесса. В ее толковании политический мир рассматривается как театр, поле игры, где успех власти зависит от способностей, силы, гибкости субъекта, способности его перевоплощаться, настаивать и др..[1]

   Наиболее выдающимися представителями бихевиоризма является Ч. Мегриам, Г.Лассуэл, Дж. Кэтлин, Ж. Бюрдо, А. Лаксело, Ф. Гегель и др..

 Реляционистская концепция власти.  Власть предстает как отношения между лицами, которые позволяют одному индивиду или группе их изменять поведение другого индивида или группы. Здесь основное внимание фокусируется на ролевых отношениях, / подчеркивается асимметричность властных отношений между субъектом и объектом власти.

 Реляционистские  трактовка власти рассматриваются  в трех основных вариантах  теорий: "сопротивления" (психологический  акцент в системе властеотношений), "обмена ресурсами" (социологический  акцент), "распределения зон влияния" (политический акцент).

  • Теория "сопротивления" (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.). Основное внимание уделяет классификации различных форм и степеней сопротивления в системе властных отношений, сопротивления, подвластного давлению со стороны субъекта власти.
  • Теория "обмена ресурсами" (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс и др..) За основу анализа властных отношений берет неравное распределение ресурсов между обладателем и подвластным. Стремление подвластного до получения определенных благ обусловливает наличие власти у того, кто такие блага имеет. Итак, власть является функцией зависимости индивида от распределения ресурсов.
  • Д. Ронг, автор теории "распределения зон влияния", считает, что в системе властных отношений лица постоянно меняются ролями - обладатель власти и ее объект. [4]

  Системная концепция власти. Основным понятием системной концепции власти есть политическая система. Существует три подхода к определению понятия:

  • макроподход - власть как свойство или атрибут макрос-ных систем (Т. Парсонс, Д. Истон). Она является способом организации, посредником в политической системе, условием ее выживания, средством принятия решений и распределения ценностей;
  • мезоподход - власть на уровне конкретных систем - семьи, производственных групп, организаций (М. Крозье, К. Дойч, Н. Луман). Власть анализируется в соотношении с подсистемами общества, с его организационными структурами;
  • микроподход - власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (Т. Кларк, М. Роджерс). Субъектом власти является прежде лицо, действия которого являются определяющими в рамках определенной социальной системы. Обращением к анализу вертикального и горизонтального срезов власти утверждается, что роль индивида в обществе, в микросистема определяет его власть. [8]

 Телеологическая концепция власти. Власть - это достижение определенных целей, получения запланированных результатов.

 Инструменталистская концепция власти. Представители этого подхода рассматривают власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения.

 Структурно-функциональная концепция. Власть предстает как особый вид отношений между подчиненными и руководителями. Именно общество устроено иерархически. Оно дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. А роль личности в политической системе четко определена - поддержание существующей системы.

 Конфликтная концепция власти. Представители ее рассматривают власть как возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

 Психологическая концепция власти. Истоки власти трактуются как, коренящиеся в сознании и подсознании людей, а стремление к власти рассматривается как проявление, сублимация подавленного либидо, представляет собой трансформированное ощущение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или психическую энергию вообще (Карл Густав Юнг). Стремление к власти выполняет функции субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Психо-аналитики акцентируют внимание на таких механизмах, как командование и подчинения.

 Марксистская концепция власти. В работе "Немецкая идеология" К. Маркс и Ф. Энгельс привели понятие "социальная власть" и определили основные черты ее: классовый характер в классовом обществе; отношения господства и подчинения; обусловленность социального господства имущественными отношениями. В последующих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что главное место в системе социальной власти занимает государственная, политическая власть. [9]

 Следовательно,  указанные подходы к изучению власти свидетельствуют о большом интересе в мире к проблеме власти, о чрезвычайной сложности ее.

Понимание политической власти основывается на общесоциологическом определении власти.

Власть - это реальная способность субъекта социальной жизни (социума) осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств - авторитета, права, насилия и т.п.. Власть всоциологическом понятии предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без собственных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.

Политическая  власть - реальная способность социальной общности, индивида к выявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса и сложившихся политических потребностей.

Политическая власть имеет ряд отличий. В отличие от нравственной, семейной власти политическая власть носит не лично-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Для политической власти имеет значение не столько интересы частного лица, сколько общие интересы всех групп и социальных слоев общества. Существует немало определений понятия "политическая власть" как в отечественной так и в зарубежной литературе.

В наиболее узком  виде политическую власть можно отметить как реальную способность индивида, группы людей к выявлению своей воли в политике на основе сознательного политического интереса. Политической властью являются всякие основы на покорение власти одной группы по отношению к другой группе людей, если это взаимодействие носит политический характер. В основе политической власти лежит неравенство политическое, а также политических статусов. Право принимать ответственное политическое решение человек получает благодаря своему личному статусу в иерархической структуре общества, когда становится членом правительства, депутатом парламента, лидером партии и т.п. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр "мозговой штаб", а также для преодоления центробежных сил, личного и группового эгоизма. Вот почему история обществ - это история не ликвидации политического неравенства, а поиск и созидания эффективных средств его организации.

В святи с этим целесообразно выделить особенности политической власти:

  • Легальность власти - это ее законность, юридическая правомерность.
  • Верховенство власти - это обязательность выполнения сформулированных ею властных решений всеми членами общества.
  • Влияние власти - это способность, умение субъекта политики осуществлять влияние с определенной целью на поведение социальных групп, организаций или индивидов.
  • Всеобщность власти заключается в ее способности действовать на основе права от имени всего общества.
    • Способность и готовность субъекта власти проявить свою политическую волю;
    • Верховенство власти, обязательность выполнения ее решений;
    • Охват властным действием всего политического пространства;
    • Наличие политических структур, через которые субъект власти осуществляет политическую деятельность;
    • Осмысление политического интереса и политических потребностей;
    • Моноцентричность власти (наличие единого центра принятия решений);
    • Владение и использование комплекса необходимых ресурсов.
    • отношение политической власти к власти государственной[1]

Всякая государственная  власть является политической, но не всякая политическая - государственной: в условиях первиннообщинного устройства уже существовала (по крайней мере, на последнем этапе его развития) политическая власть, но государства не было. Важным признаком возникновения государства является наличие особой группы лиц, в руках которых сосредоточена власть, то есть профессионально занятых управлением общества и использующих для этого социальный аппарат насилия (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

Таким образом  государственная власть - это власть, которая осуществляется посредством  отдельного профессионального аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет у которой есть возможность обратиться к средствам организованного и законодательного институтуйованого насилия. Государственная власть рекомендует собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти, является политической властью в ее наиболее развитом виде.

Отличительные признаки политической власти.

Политическая  власть отличается от всех других форм общественной власти следующими особенностями (признаками):

а) всеобщностью, обязательностью ее решений для всех граждан, организации всякой власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, средств массовой информации и вообще любых заведений даже до ликвидации;

б) Обезличенность. В отличие от частной личной власти, которая существует в небольших группах, политическая власть выступает от имени всего общества и обращается за помощью права ко всем гражданам;

в) монополией на физическое насилие, как внутреннее (право наказания), так и внешнее (право на войну). Политическая власть означает, что господство, подчинение, насилие как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности своей составляет государство. Право на силу подчинения по отношению к возможным действиям граждан изъято у частных лиц или групп и передано государству, в лице которого насилие, господство и т.п. получает законность;

г) разнообразием  ресурсов. Политическая власть и особенно государство использует не только подчинение, насилие, но и другие ресурсы: экономические, социальные, культурно-духовные. [9]

Итак, политическая власть - это публичное и монопольное право осуществлять волю, силу, господство в социальной жизни, т.е. право определенных институтов и учреждений принимать решение, обязательное для всех граждан, опираясь на специфические средства и аппарат власти.

Информация о работе Политическая власть. Формы правления