Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:01, реферат
Феномен власти - важнейшая и самая древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. Существует множество определений и моделей власти. Правда, ни одно из них не является универсальным. Власть является одной из фундаментальных основ политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где есть любые стойкие объединения людей (семья, племя, государство), тесно связана с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, обеспечивает его развитие, единство, управляемость, служит важным фактором организованности и упорядоченности социума.
Субъектом политической власти может быть целый народ, государственный орган, отдельный индивид, наделенный властью. Непосредственными субъектами политической власти являются политические институты и их органы, которые хранят и осуществляют руководство различными сферами жизни, располагают средства власти, выбирают цели и способы их реализации.
Объектом политической власти есть все то, на что (или на кого) направлены властные отношения. Это может быть общество в целом, то есть народ, и каждый гражданин в частности. В демократическом обществе народ одновременно выступает и субъектом, и объектом власти.
Весомость наличия политической власти объясняется выполнением ею широкого спектра важных для общества функций. К ним относятся:
Эффективность (результативность) власти основывается на результатах реализации всех замыслов, платформ, программ, ее способности эффективно управлять всеми сферами общественной жизни, достигать политических целей оптимальными средствами. Однако, сразу же возникает проблема установления универсального критерия, по которому можно объективно определить эффективность политической власти.
При характеристике эффективности политической власти необходимо учесть следующие факторы:
Каждая власть, если она хочет быть эффективной, должна опираться на соответствующие ресурсы. Ресурсы являются основными элементами власти, которые определяются как средства, с помощью которых субъект обладает способностью влиять на других субъектов.
Политтеория тория богата разнообразными объяснениямие и пониманием ресурсов власти. В частности, Э. Этциони выделяет принудительные, нормативные ресурсы и ресурсы, которые дают выгоду. О. Тоффлер отмечает утилитарные, принудительне и нормативные ресурсы. X. Лассуэл и Е. Кеплен насчитывают восемь видов основных ресурсов власти: сама власть, богатство, уважение, умение, образование, положение, моральный долг, любовь. Р. Даль к ресурсам политической власти относит богатство, свободное время, информацию, социальное положение, харизму, легитимность, поддержку и т.д.. Итак, авторы по-разному подходят к определению ресурсов власти, включая сюда материальные, духовные, ментальные, информационные виды, которые расширяют возможности субъекта власти.
Кроме этого, С. Бекерек и Е. Лолер выделяют "внутренние" и "внешние" ресурсы, а Д. Ронг акцентирует на "коллективных" ресурсах (солидарность, поддержка общественности и т.д.). Выделяют еще "общие ресурсы власти" и "конкретные ресурсы власти". К первым относятся средства, которые контролируются субъектом и всегда могут использоваться им для воздействия на объект. Ко вторым - те ресурсы, которые нужны для подчинения объекта в конкрегний время. Часть теоретиков отмечает такой необходимом условии, как "способность мобилизовать ресурсы" и соответственно их использовать. Ресурсами власти могут использоваться поощрения и наказания.
Понятие
"ресурсы власти" можно отнести
к любым средствам, которые
используются субъектом для
Ресурсами власти могут быть поощрения и наказания.
Распространенной в современной политической науке является классификация ресурсов по важнейшим сферам жизнедеятельности, согласно которой выделяют:
Специфическим ресурсом власти выступает сам человек, что позволяет выделить такой вид ресурсов политической власти, как демографический.
Легитимность власти - это состояние, при котором способ формирования и деятельности политической власти совпадает с имеющимися в обществе нормами и ценностями, а результаты деятельности соответствуют социальным ожиданиям, которые признает народ. Иначе говоря, это добровольное признание власти гражданами, доверие к ней с их стороны, признание справедливой, прогрессивной. Соответственно, легитимация - это процесс признания власти правомочной, утверждение ее легитимности.
Однако условия, при которых власть признается правомочным, зависят от исторической эпохи, событий или страны. В современных демократических обществах власть становится легитимной через признание ее народом с помощью установленных законом демократических процедур - выборов. Однако, в основном в прошлом, власть получала статус легитимности через наследование ее главой государства от своих предков.
Макс Вебер выделил три основных типа легитимности власти: традиционная, легальная, харизматичная.
Традиционная власть базируется на обычаях повиноваться властям, вере в невозмутимость установленного порядка. Традиционные нормы в обществе рассматриваются как нерушимые; неподчинение им приводит к применению установленных обществом санкций. Однако эти санкции касаются не только подчиненных, но и правителей.
Легальная власть основывается на законопослушности, признании добровольно установленных норм, регулирующих отношения властвования и подчинения. Этот тип легитимности характерен для современных демократических стран, где добровольно установленные нормы - это конституция, на которой базируется рациональная модель властвования.
Харизматическая власть базируется на вере подчиненных в чрезвычайные способности и величие личности своего политического лидера ("харизма" от греческого - Божий дар, исключительный талант). Такой лидер уверен, что выполняет важную миссию, и поэтому требует от подчиненных беспрекословного повиновения. Поэтому такой тип легитимации власти может привести к установлению диктатуры.
Американский политолог Д. Истон, анализируя современные политические системы, несколько иначе установил типы легитимности политической власти.
Первый тип легитимности он назвал идеологической легитимностью. Она базируется на убежденности людей в правильности ценностей и принципов, на которые ссылается власть, а также в том, что эта власть сама их соблюдает. Структурная легитимность присутствует в обществе, где есть уважение людей к механизмам и норм системы власти. Персоналистской (личностная) легитимность основывается на моральном одобрении народом лиц, находящихся у власти. На первый взгляд, этот тип легитимности очень похож на харизматичный (по М. Веберу). Однако персоналистской легитимность - это не только психологическое восприятие или поддержка политического лидера, политической элиты. Это прежде рациональное осмысление деятельности политической власти в целом и политического лидера в частности.
На практике одновременно действует не один, а несколько факторов легитимации власти, на основании которых и признают ее правомочность.
Приобретенная власть нуждается в отработке механизма ее реализации. Механизм власти имеет следующую структуру:
1) наличие партнеров (не
менее двух), которые принимают
участие во властных
2) волеизъявление властелина относительно подвластного в форме правового акта, где указываются санкции на случай его подчинения;
3) обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;
4) социальные нормы,
Эти элементы составляют основу властных отношений. Именно они могут показать развитость или слабость власти, стабильность ее или нестабильность. Неразвитость или отсутствие того или иного элемента приводит к расхлябанности власти, а впоследствии - и к распаду ее.
Оптимальность
действия механизма власти
1) авторитет,
2) право,
3) насилие.
Кроме этих, основных, также организационные, идеологические и другие средства воздействия.
Авторитет
является необходимым
Авторитет
- одна из основных форм
Согласно формы
проявления в различных сферах общества
различают авторитет
Гарантиями
авторитета есть традиции, моральные
нормы, законность или харизма
самого политического лидера. Авторитет
может быть усилен вознагражден
Право - основной
способ осуществления
Функционирования власти в обществе связано с разделением общественного труда на управленческую и исполнительскую по вертикали, построением властных отношений в форме общественной пирамиды, при которой низшие слои пирамиды передают вверх определенную часть своей свободы, а властная верхушка должна учитывать эту волю при принятии политических решений.
Игнорирование властной верхушкой интересов низших слоев приводит к отчуждению власти от народа, превращение ее в деспотию или тиранию. Одновременно это служит основой для смены власти. И именно в этом - исходные положения теории народного суверенитета, которые лежат в основе современной, представительной демократии.
Поэтому важными средствами против утверждения тирании и диктатуры является:
а) разграничение
и независимость трех ветвей
власти - законодательной,
б) децентрализация власти.
Политическая наука акцентирует на таких новых тенденциях развития политической власти: