Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:43, контрольная работа
Власть:
Политическая власть – центральное понятие политологии. Политическое знание вырастало прежде всего из осмысления сущности, направленности, механизма властных отношений в обществе. Давно подмечено, что при отсутствии или при параличе власти не только увеличивается социальная неупорядоченность, но и снижается уровень защищенности человека, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием – способностью действовать в согласии с интересами или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается, таким образом, сопряженной с ее социальной сущностью.
Введение
Политическая власть
Методы власти
Легитимность политической власти:
ее аспекты
Аксиомы власти
Принцип разделения властей
Заключение
Список использованной литературы
Конгресс утверждает государственный бюджет по представлению президента. Законы, принятые конгрессом, подписывает президент, и после этого они вступают в силу (он может их возвращать, наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, проголосовав за него вторично (2/3 голосов в каждой из палат).
Верховный Суд США – высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. Суд состоит из председателя и восьми членов. По конституции США за президентом закреплено право “по совету и с согласия” сената назначать “судей Верховного Суда”. Суд является органом конституционного надзора. Он вправе отменить принятые конгрессом законы или распоряжения президента, если сочтёт их не соответствующими конституции США. Решения Верховного Суда окончательны и принимаются всеми властными органами к исполнению. Таким образом, действующая в США система сдерживания и противовесов не позволяет чрезмерной концентрации власти в одной из её ветвей.
Несколько иная ситуация в других странах, например, в Великобритании. Здесь парламент – законодательная власть, выдвигает главу правительства и назначает исполнительную власть из представителей победившей партии. Основой легитимности правительства выступает парламент. Часть же парламента из не правящего меньшинства выступает в роли оппозиции к исполнительной власти. Кроме того, свой источник легитимности имеет и королева (глава государства), наделённая определёнными функциями: роспуск парламента, назначение премьер-министра, одобрение законов. Суть подобного разделения состоит в том, чтобы создать необходимый механизм сдерживания и противовесов, не допустить узурпации власти, сосредоточения её в одних руках, в одном политическом институте.
Разделение властей в либеральных демократиях осуществляется не только “по горизонтали” (между законодательной, исполнительной и судебной властями), но и по “вертикали” – между национальными и местными органами управления. Среди режимов такого рода преобладают федерации – США, Канада, Австралия, Германия и некоторые другие. Здесь местное самоуправление является объектом конституционных гарантий. Однако и в централизованных (унитарных) государствах, вроде Франции и Великобритании, данный критерий разделения властей играет достаточно важную роль.
Важным компонентом
теории либеральной демократии является
категория диффузности власти, т.е. её
рассеивание в политической системе. Например,
в США она разделена не только в центре,
как уже об этом говорилось, но и рассеяна
от центра к штатам (федеральный принцип),
от них к органам местного самоуправления,
а также между различными группами, участвующими
в политическом процессе. Это разного
рода ассоциации: партии, профсоюзы, группы
давления (лобби), социальные инициативы
и т.д. В США эти организации охватывают
более двух третей самодеятельного населения.
Через эти организации граждане США оказывают
определённое влияние на процесс принятия
политических решений и их исполнение.
Особенно велика в этом деле роль средств
массовой информации (“четвёртая власть”).
Диффузность власти – это раздача власти,
её распыление между множеством институтов
государственного и негосударственного
характера. Отсюда и происходят понятия
“плюралистическая демократия”, “политический
плюрализм
Заключение
Власть структурирует социальные отношения, делая их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения как властителей, так и подвластных, значительно понижая долю элемента неопределенности в поведении. Власть становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, где она появляется. Ее смысл состоит в употреблении волевого, целенаправленного принуждения, влияния на реализацию тех возможностей, которые соответствуют интересам действующих в обществе социальных групп.
Таким образом, власть выполняет регулирующую роль в отношениях между различными, зачастую противоположными тенденциями и блокируя другие.
Забота
о сохранении социальной
Условием
оптимального сочетания