Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:11, контрольная работа
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека.
1.Политическая социализация……………………………………………3.
Вывод……………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………22
В качестве важнейшего агента политической социализации на уровне массового процесса выступает элита, как политическая, так и интеллектуальная. В качестве «значимого другого» место отдельного лица скорее всего займет либо она же, либо идеологическая доктрина, либо общественно-политическое устройство других стран как образец для подражания.
Как интересный
и перспективный вариант
Социологический подход к изучению политической социализации связан с исследованием структур общества, организующих процессы социализации. Социология исследует социальные и политические институты, оказывающие воздействия на процессы политической социализации. Социологический подход «означает изучение политической социализации как общественно организованного процесса на массовом уровне с использованием теоретических и эмпирических методов социологии». Политическую социологию интересуют не только проблемы формирования политически зрелой личности, но и организация этого процесса в обществе, роль в нем политической системы в целом и каждого института в отдельности. Особое внимание политическая социология уделяет таким вопросам, как организация системы политической социализации в различных типах общества (стабильных, нестабильных, переходных), влияние типа политической культуры на процессы социализации, роль государства в разработке и осуществлении национальной политики в области политического воспитания и образования граждан, структура и особенности взаимодействий между различными социальными и политическими поколениями.
.
Социализация может быть прямой — политические собрания, митинги, избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной (вузовской) программе, и косвенной — например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях.
В западной социологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяется несколько типов политической социализации.
Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь. Хотя следует признать, что однородность данной культуры нередко преувеличивается.
В странах материковой Западной Европы преобладает плюралистический тип политической социализации, которому свойственен опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значительного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, а также существованию единого культурного «кода». Он представлен ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т. д.).
Общества незападной цивилизации
характеризуются конфликтным
2. Этапы политической социализации
В западной политической социологии на основе эмпирических исследований, проводившихся в США и других странах, как правило, выделяются три важнейших этапа политической социализации.
Первый — в возрасте от 3-5 до 12-13 лет — характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возрастном промежутке увеличивается политическая информированность.
Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Свой вклад в политическую социализацию вносят школа, система образования в целом, церковь, государство, политические партии и общественные движения. В современном обществе существуют специальные системы политической социализации — политическое воспитание и политическое образование, поддерживаемые, т.е. финансируемые государством, ориентированные прежде всего на молодежь. На личностном уровне политическая социализация осуществляется в малых и больших социальных группах, в которые включен индивид. Процессы политической социализации нередко описывают в терминах социальной психологии: заражение, внушение, подражание, идентификация. На внутриличностном уровне механизмами политической социализации выступают мотивы, ценности, ценностные ориентации, установки.
Замечено, что наиболее прочные
ценности, нормы и политические предпочтения
приобретаются под воздействием
преобладающих в семье
Во-первых, семья передает подросткам, как правило, прежде всего одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредственного обучения.
Во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него определенные нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение.
В-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально-политические взгляды, придерживаются сходных политических ценностей.
Семья как социализирующий фактор выступает в качестве закрепляющей, но не всегда инициирующей структуры политической социализации. Она передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Политическая социализация, осуществляемая семьей, имеет те недостатки, что не всегда учитывает изменения политических ориентаций со сменой поколений, которые часто соответствуют и смене политических вех развития, а также политических представлений по мере социально-политического становления личности.
На втором этапе — в возрасте от 13 до 18 лет — формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. Он еще называется подростковым этапом социализации и характеризуется тем, что разрозненная и отрывочная политическая информация начинает складываться в определенную систему, где уже есть место не только отдельным моментам политической жизни или отдельным общественным фигурам. Обычно в этом возрасте в процессе обучения в школе и в ходе общения в семье у подростка формируется представление о политической жизни, о структуре власти, о целях общества и государства. В эти годы подростки, по крайней мере, наиболее продвинутые в своем развитии, имеют представление об общей политической ситуации в стране. В их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в обществе. И наконец, в этом возрасте могут реализоваться первые попытки приобщения к деятельности общественных организаций, в том числе имеющих и политическую ориентацию. Именно в этот возрастной период шло приобщение к скаутским организациям, к комсомолу, к другим существующим общественно-политическим движениям.
Третий этап — с 18 лет — отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. 18 лет считаются во многих обществах рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. К этому периоду происходит не только его гражданское становление, но он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к совершеннолетию у человека складывается его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. К этому периоду у большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части молодежи участие в политических процессах становится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому времени человек становится полноправным субъектом политического пространства. Являясь структурным элементом класса и нации, человек в то же время в зависимости от конкретных обстоятельств самостоятельно «включается» в политическую деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политических отношений общества.
Отметим, что, начиная с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте. В этой связи следует обратить внимание на то, что в возрасте около 45 лет у человека происходит изменение поведенческой стратегии. Он переходит от инновационного к адаптивному поведению. Человек и даже целые социальные группы в процессе своей жизни могут менять свои политические ориентации и соответственно изменять формы, виды и направленность своей политической деятельности. Особенно часто это происходит при изменении политического строя, режима и состава основных политических участников в стране, гражданами которой они являются.
Содержание и особенности политической социализации зависят от многих факторов: а) макросреды — эпохи, международных отношений, государства, нации; б) мезосреды — социальной принадлежности к определенной группе населения, политической культуры, средств массовой информации и т.п.; в) микросреды — институционализированных и неформальных общностей, школы, семьи, непосредственного окружения; г) индивидуальных особенностей человека и самовоспитания.
Сегодня процесс политической социализации во многом определяется влиянием средств массовой информации, которые обеспечивают самый быстрый вариант такой социализации. Радио, телевидение, в последнее время и Интернет, оказывают существенное воздействие на индивидуальные и надиндивидуальные ценности, установки, стереотипы и нормы поведения. Они становятся в развивающемся открытом информационном обществе важными средствами социализации, и поэтому — объектом острой политической борьбы.
Но решающую
роль в политической социализации,
которая воплощается в
Таким образом, политическая социализация — это сложный, многоступенчатый и многогранный процесс приобщения к политической жизни, определения своего места в процессе взаимоотношений с обществом и государством.
3. Проблемы политической социализации в странах развитой демократии
Политическая социализация осуществляется по-разному в зависимости от уровня развития общества и типа его политической системы. В демократических обществах она направлена на сохранение существующей политической системы на основе признания и уважения гражданином основных ее принципов, норм и ценностей, а именно, принципов политического плюрализма, уважения прав и свобод человека и гражданина, обеспечения политических и экономических условий активного участия в политике, право каждого на выбор собственных политических взглядов и убеждений.
В авторитарном обществе социализация тоже, конечно, направлена на сохранение существующей политической системы, однако на основе иных принципов и норм. Здесь она осуществляется в сильно институционализированной и во многом этатизированной форме, ограничивающей право человека на выбор собственных политических взглядов и убеждений. Система ограничивает развитие политического плюрализма, создает единообразную модель политической социализации для различных социальных групп и принуждает большинство граждан быть по отношению к себе лояльным.
В этом плане показательны исследования проблем политической социализации в американской науке. Социологи еще в начале XX столетия обратили внимание на особенности политического развития США, в которых, в отличие от Европы, не получили поддержку и не приобрели широкого размаха ни рабочее, ни коммунистическое движения.
Ранние американские работы по политической социализации не слишком политизированы. Они были стимулированы аполитичностью американской молодежи. Их предмет может быть выражен в высказывании о пяти классических проблемах политической социализации: «Кто, кого, где, когда и как подвергает политической социализации?» Если первые три вопроса в настоящее время довольно хорошо изучены, то последние, «когда» и «как», до сих пор требуют разработки, хотя протекание социализации в семье изучается давно.
Во многом под влиянием теоретических положений психоанализа 3. Фрейда и работ представителей франкфуртской школы, особенно книги «Авторитет и семья» (Париж, 1936), написанной М. Хоркхаймером, Э. Фроммом и Г. Маркузе, в ранних американских исследованиях утвердилась позиция, что опыт раннего детства, приобретенный в семье, представляет собой «независимую переменную» и определяет дальнейший процесс политической социализации человека.