Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:11, контрольная работа
В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека.
1.Политическая социализация……………………………………………3.
Вывод……………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………22
1.Политическая социализация………
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Политическая социализация.
Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая
социализация выполняет ряд
Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).
Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких модели.
Первая - системная
- характеризуется формированием
позитивного отношения к
Вторая модель,
обозначаемая как
В третьей
модели, названной плюралистической,
целями социализации являются
формирование представлений
Четвертая
модель - конфликтная - сводится к
формированию лояльности к
Первая модель
социализации в большей
В каждой
политической системе процесс
социализации имеет свои
Целенаправленная
политическая социализация
В дальнейшем
учащиеся получают знания, влияющие
на их политический выбор, из
курсов сравнительной
В Западной
Европе проблемы политической
социализации со всей остротой
встали в странах,
В Испании
кризис социализации возник
В современной
России, когда в результате смены
политического Режима прежняя
система ценностей оказалась
дискредитированной, а новые ценности
не стали доминирующими в
Другой серьезной
проблемой политической
1. Понятие и типы политической социализации
Социализация есть процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Социализация дает людям не только возможность общаться между собой посредством освоенных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Наряду с общей социализацией происходит и политическая социализация индивидов, становление их гражданской и политической идентичности. Процессы политической социализации имеют особо важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.
Политическая социализация есть процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Благодаря процессу политической социализации обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.
Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. Политическая социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но, кроме этого, она придает горизонтальную устойчивость обществу, и это выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Итак, политическая социализация — это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него (индивида) является жизненной средой.
Вовлеченность в политическую жизнь во многом определяется связями отдельного человека с себе подобными, наличием возможностей для обмена информацией, для выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. В современной социологии и политической психологии продуктивно занимались проблемами социализации Н.В. Андреенков, В.Т. Лисовский, Н.А. Головин, В.Н. Шубкин, Е.Б. Шестопал, В.А. Ядов.
В работе Е.Б.Шестопал дается анализ нескольких концептуальных подходов к анализу политической социализации.
В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении бессознательной мотивации (традиции фрейдизма). От антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации - передаче культурного наследия, отражающего национальный характер.
В соответствии с традицией функционализма (идущей от Т. Парсонса), социализация — ролевая тренировка, адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.
От бихевиористской (поведенческой) традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как на обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.
Когнитивная (познавательная)
модель социализации представляет, что
на человека менее всего влияют разные
факторы и социализирующие
Процессы политической социализации происходят как на индивидуальном, так и на надиндивидуальном уровнях. В социально-психологических теориях в основном акцент делается на индивидуально-личностный аспект политической социализации, в социологических теориях — на надиндивидуальный.
Логично предположить, что агенты, институты, механизмы, факторы и результаты социализации на надиндивидуальном уровне не совпадают целиком и полностью с теми, которые воздействуют на отдельного индивида. Иными словами, меняется масштаб и качественный уровень изучения процесса социализации, а не просто число относящихся к ней проблем. В поле зрения социолога попадают процессы исторического масштаба, эффекты социализации рассматриваются на уровне различий в исторических поколениях, в то время как в случае психологического и социально-психологического подхода этого обычно не происходит. На уровне массовой социализации, рассматриваемой в социологическом аспекте, ключевыми для понимания результатов социализации становятся не только яркие исторические и политические события, но и латентные социально-экономические и политические процессы, свойственные определенному историческому периоду.