Политическая социализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

В каждой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. Так, например, в США создана разветвленная система политической социализации. Процесс социализации начинается с самых ранних лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека.

Содержание

1.Политическая социализация……………………………………………3.
Вывод……………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

                                                       План

1.Политическая социализация……………………………………………3.

Вывод……………………………………………………………………….21

Литература…………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Политическая социализация.

Политическая  социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются  к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

 Политическая  социализация выполняет ряд важнейших  функций: 1) определяет политические  цели и ценности, к которым  стремится и которые хочет  постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

 Выделяются  различные типы политической  социализации: прямая и косвенная  (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

Существует  несколько моделей политической социализации. Американский политолог P.M. Мерельман выделяет четыре таких модели.

 Первая - системная  - характеризуется формированием  позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным  институтам. Важнейшими агентурами  социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники.

 Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную  против любой социальной и  политической системы, кроме “своей”.  Ведущими агентурами в этой  модели являются средства массовой информации.

 В третьей  модели, названной плюралистической, целями социализации являются  формирование представлений граждан  о своих политических интересах,  желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской  активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

 Четвертая  модель - конфликтная - сводится к  формированию лояльности к определенной  группе и готовности поддержать  ее в борьбе против других  групп. Агентурами социализации  являются органы пропаганды и  агитации, представляющие интересы группы.

 Первая модель  социализации в большей степени  характерна для англо-американской  культуры. Вторая - для стран незападной  цивилизации. Третья - присуща континентально-европейской  культуре. И, наконец, последняя  модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

 В каждой  политической системе процесс  социализации имеет свои особенности.  Так, например, в США создана  разветвленная система политической  социализации. Процесс социализации  начинается с самых ранних  лет жизни. В этот период на формирование представлений ребенка влияние оказывает семья. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, оказывающие затем в течение всей жизни заметное влияние на мировоззрение человека. Причем, как показывают исследования, роль семьи в политической социализации индивида в США гораздо больше, нежели, скажем, в Западной Европе. Отцы оказывают на формирующиеся политические взгляды детей большее влияние, чем матери. Однако, в случае расхождения политических пристрастий родителей, дети чаще занимают позицию матери.

 Целенаправленная  политическая социализация американцев  начинается с первых лет обучения  и продолжается затем долгие годы. В начальной школе детей знакомят с самыми простыми понятиями, олицетворяющими власть, “полицейский”, “президент”, “генерал”, “начальник” и т.д. Дети знакомятся с национальной государственной символикой - гербом, флагом, гимном, получают представления о нормах общественного поведения (уважительное отношение к мнению других, выборы одноклассников в органы самоуправления и т.д.). По мере перехода к следующей ступени образования процесс социализации усложняется. Уже в средней школе учащиеся получают представления об американской конституции, правах и свободах человека, выдающихся политических лидерах и исторических деятелях. Продолжается социализация в университетах и колледжах, в которых одним из образовательных предметов является политология. Социализация на этом этапе призвана “устранить” элементы правового нигилизма и экстремизма из политического сознания.

 В дальнейшем  учащиеся получают знания, влияющие  на их политический выбор, из  курсов сравнительной политологии,  философии, социологии, истории.  Результатом такой социализации является американизированный, патриотично настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.

 В Западной  Европе проблемы политической  социализации со всей остротой  встали в странах, переходивших  от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Так, в послевоенной Германии зарождающаяся демократия долгое время оставалась весьма нестабильной в силу неукорененности в массовом сознании демократических ценностей. Американские оккупационные власти, обеспокоенные возможностью реставрации авторитарного режима, предприняли беспрецедентный эксперимент по модернизации системы ценностей немцев. С этой целью была разработана специальная программа, которая предусматривала реформу среднего и высшего образования (увольнение значительной части преподавателей, переподготовку оставшихся, выпуск новых учебных пособий и т.п.), а также массовое издание литературы, пропагандирующей демократические ценности. Однако проведенные через несколько лет социологические опросы показали низкую результативность предпринятых мер по “перековке” немецкой политической культуры. Сдвиги в политической культуре западных немцев в сторону демократических ориентации обозначились лишь в конце 60-х - начале 70-х гг. Экономический кризис середины 70-х, один из наиболее тяжелых в истории ФРГ, не смог подорвать легитимность социальной и политической системы, что свидетельствовало об упрочении представлений о демократии в западногерманской политической культуре. В современной Германии продолжает действовать мощная и достаточно эффективная система политической социализации.

 В Испании  кризис социализации возник после  падения франкистского режима. Большинство  испанцев из-за своей аполитичности  имели смутные представления  о государственном устройстве, не  интересовались политикой и даже не обсуждали политических событий, отсутствовала элементарная культура чтения газет. Семья и сверстники в силу своей аполитичности не могли выступать в качестве агентур социализации. Преодоление подобного наследия, так же, как и в Германии, оказалось сложным и длительным.

 В современной  России, когда в результате смены  политического Режима прежняя  система ценностей оказалась  дискредитированной, а новые ценности  не стали доминирующими в массовом  сознании, перед обществом встают  сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп? Какие из них могут заменить дискредитированные прежние?

 Другой серьезной  проблемой политической социализации  в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического поведения и участия, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы актуальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особенностей функционирования политических систем, способов воздействия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчезновения старых.

 

1. Понятие и типы политической социализации

Социализация  есть процесс, посредством которого люди приобретают опыт, понимают суть культуры, в которой они родились, и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки (например, язык). Социализация дает людям не только возможность общаться между собой посредством освоенных ролей, но и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений, прививая новым членам общества общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Наряду с общей социализацией происходит и политическая социализация индивидов, становление их гражданской и политической идентичности. Процессы политической социализации имеют особо важное значение в современном демократическом обществе, в котором права и свободы человека, его включенность в политику являются одним из краеугольных камней политической системы и гражданского общества.

Политическая  социализация есть процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Благодаря процессу политической социализации обеспечивается воспроизводство политической системы общества, усвоение политических ролей, интеграция индивидов в политику.

Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. Политическая социализация не только обеспечивает непрерывную вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но, кроме этого, она придает горизонтальную устойчивость обществу, и это выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире. Итак, политическая социализация — это процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, которое для него (индивида) является жизненной средой.

Вовлеченность в политическую жизнь во многом определяется связями отдельного человека с себе подобными, наличием возможностей для  обмена информацией, для выработки удобных и взаимоприемлемых правил человеческого общежития. В современной социологии и политической психологии продуктивно занимались проблемами социализации Н.В. Андреенков, В.Т. Лисовский, Н.А. Головин, В.Н. Шубкин, Е.Б. Шестопал, В.А. Ядов.

В работе Е.Б.Шестопал дается анализ нескольких концептуальных подходов к анализу политической социализации.

В психоаналитическом подходе акцент делается на верховенстве биологического над социальным, раскрепощении  бессознательной мотивации (традиции фрейдизма). От  антропологической школы идет представление о социализации как инкультурации - передаче культурного наследия, отражающего национальный характер.

В соответствии с традицией функционализма (идущей от Т. Парсонса), социализация — ролевая тренировка,  адаптирование индивида к готовым шаблонам поведения, передача от поколения к поколению целей и образцов поведения.

От бихевиористской (поведенческой) традиции в социологии развивается взгляд на социализацию как на обучение навыкам при соответствующих поощрениях-наказаниях.

Когнитивная (познавательная) модель социализации представляет, что  на человека менее всего влияют разные факторы и социализирующие агенты.  Обществу нужны мыслящие личности, способные усваивать и передавать информацию. Научение сводится к развитию познавательных способностей человека, его моральных и эмоциональных качеств. Процесс социализации — это постепенное вызревание личности.

Процессы политической социализации происходят как на индивидуальном, так и на надиндивидуальном уровнях. В социально-психологических теориях в основном акцент делается на индивидуально-личностный аспект политической социализации, в социологических теориях — на надиндивидуальный.

Логично предположить, что агенты, институты, механизмы, факторы  и результаты социализации на надиндивидуальном уровне не совпадают целиком и полностью с теми, которые воздействуют на отдельного индивида. Иными словами, меняется масштаб и качественный уровень изучения процесса социализации, а не просто число отно­сящихся к ней проблем. В поле зрения социолога попадают процессы исторического масштаба, эффекты социализации рассматриваются на уровне различий в исторических поколениях, в то время как в случае психологического и социально-психологического подхода этого обычно не происходит. На уровне массовой социализации, рассматриваемой в социологическом аспекте, ключевыми для понимания результатов социализации становятся не только яркие исторические и политические события, но и латентные социально-экономические и политические процессы, свойственные определенному историческому периоду.

Информация о работе Политическая социализация